РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 14 марта 2011 г.
Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Якименко Л.А., с участием представителя ответчика Курицына Н.А., при секретаре Пченушай Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савиной Л.В. к Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю о взыскании единовременной доплаты к пенсии и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Савина Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю о взыскании с ответчика единовременной доплаты к пенсии ее мужа С., ранее проходившего военную службу в Пограничных войсках РФ, за период, указанный в Указе Президента Российской Федерации от 18.10.2007 года, а также компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей за унижение чести и достоинства человека и гражданина и за нанесение вреда здоровью.
В обоснование своих требований истица указала, что ее муж С., 1920 года рождения, по окончании военной службы в Пограничных войсках ФСБ России находился на пенсионном обеспечении Управления ФСБ России по Краснодарскому краю. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1994 года № 961 Главнокомандующему Пограничными войсками было предоставлено право установления дополнительных выплат военнослужащим погранвойск РФ в целях сохранения кадрового потенциала, за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 25 % оклада по воинской должности. В соответствии с действующим законодательством РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, финансовый орган Управления ФСБ России по Краснодарскому краю должен был произвести перерасчет пенсий, однако в нарушение действующего законодательства, а именно п. «б» ст. 49 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года, указанный перерасчет произведен не был, несмотря на то, что Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» обязал руководителей силовых структур произвести единовременную доплату к пенсиям лицам, проходившим военную службу, и все военные пенсионеры силовых структур получили в течении 2008 года единовременную доплату к пенсии, однако ее муж указанную доплату получить не смог, так как умер 25 июня 2000 года.
Истица в судебное заседание не явилась, сообщив телеграммой о том, что по состоянию здоровья и возрасту участвовать в судебном заседании она не может и просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что на иске она настаивает.
Представитель ответчика Курицын Н.А. просил в удовлетворении исковых требований Савиной Л.В. отказать, считая их необоснованными. Против рассмотрения дела в отсутствие не явившейся истицы не возражал.
Выслушав пояснения представителя ответчика и изучив материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела на основании свидетельства о браке №, выданном отделом актов гражданского состояния Народного комиссариата внутренних дел СССР, С. и Савина Л.В. вступили в брак 30 января 1946 года.
По окончании военной службы в Пограничных войсках ФСБ России, ветеран ВОВ С., состоял на пенсионном учете в Управлении ФСБ России по Краснодарскому краю.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.1994 года № 961 Главнокомандующему Пограничными войсками было предоставлено право установления дополнительных выплат военнослужащим погранвойск РФ в целях сохранения кадрового потенциала, за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 25 % оклада по воинской должности.
Судом установлено, что вышеуказанные выплаты С. не производились и финансовый орган ФСБ России по Краснодарскому краю перерасчет пенсии С. не производил.
С. умер 25 июня 2000 года, что подтверждается свидетельством о смерти I-АГ № от 26 июня 2000 года.
Пункт 1 Указа Президента РФ от 18 октября 2007 года N 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» постановил произвести лицам, проходившим военную службу, единовременную доплату к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в связи с увеличением военнослужащим Российской Федерации окладов по воинской должности (должностных окладов) на 25 процентов за службу в Пограничных войсках Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1994 года N 961 «О предоставлении Главнокомандующему Пограничными войсками Российской Федерации права установления дополнительных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу Пограничных войск Российской Федерации» - за период с 1 октября 1994 года по 31 декабря 1997 года.
Как следует из ответа начальника ФЭО Управления ФСБ России по Краснодарскому краю Т. от 06.07.2010 года за № 12/2/4-КДК/11539 на обращение Савиной Л.В., единовременная доплата к пенсии начислялась военным пенсионерам, получающим пенсию по состоянию на 01.01.2008 года, а ввиду смерти ее мужа в 2000 году, данная доплата не начислялась и не подлежит выплате наследникам.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Таким образом, правом на получение единовременной доплаты к пенсии, установленным Указом Президента РФ от 18 октября 2007 года N 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров», обладает исключительно тот гражданин, который являлся получателем пенсии, поскольку такое право связано с его личным субъективным правом.
Согласно ч. 1 ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Исходя из смысла статьи 1183 ГК РФ следует, что право на получение соответствующих сумм пенсии наследники имеют только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни по каким-либо причинам не были им получены.
Как установлено в судебном заседании при жизни С. не обращался с заявлениями о перерасчете пенсии ни в судебные, ни в пенсионные органы. Поскольку ему не были начислены указанные денежные суммы пенсии, на получение которых претендует истица, то согласно статьям 1112, 1183 ГК РФ они не входят в состав наследственного имущества.
Статья 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" также предусматривает, что наследники имеют право на выплату им в порядке, установленном гражданским законодательством, только сумм пенсии, недополученных пенсионером в связи с его смертью.
При отсутствии оснований, влекущих обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплатить конкретному лицу пенсию в определенном размере (образовавшуюся по каким-либо причинам задолженность по пенсии), отношения по начислению, перечислению (переводу) и выплате сумм пенсий не возникают.
Учитывая изложенное, суд считает, что оснований для удовлетворения иска Савиной Л.В. к Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю о взыскании единовременной доплаты к пенсии и компенсации морального вреда, не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Савиной Л.В. к Управлению ФСБ России по Краснодарскому краю о взыскании единовременной доплаты к пенсии ее мужа С., проходившего военную службу в Пограничных войсках РФ, за период указанный в Указе Президента Российской Федерации от 18.10.2007 года, а также компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Судья -