Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
город Краснодар «11» мая 2011 года
Октябрьский районный суд в составе:
Председательствующего - Судьи Казанской Н.Б.,
при секретаре Рыбала В.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапенко ФИО5 к Краснодарскому отделению фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы,
У С Т А Н О В И Л:
Остапенко И.Г. обратился в суд с иском к Краснодарскому отделению фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы.
В обоснование своих требований истец пояснил, он является инвалидом 1 группы и не имеет возможности самостоятельно передвигаться, в связи с чем, федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы ему была выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида и 2 направления для получения кресла-коляски и кресла-коляски с электроприводом, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Однако эти направления не были использованы истцом, из-за отсутствия финансирования со стороны ответчика, и Остапенко И.Г. был вынужден приобрести кресло-коляску с электроприводом стоимостью 328 500 рублей за свои личные средства, о чем уведомил ответчика. Письмом от 14.03.2011 года ему было отказано в компенсации понесенных затрат, так как он приобрел более дорогостоящие реабилитационное изделие, чем предусмотрено ИПР.
По мнению истца, ответчиком необоснованно отказано в выплате ему компенсации за самостоятельно приобретенную кресло-коляску с электроприводом, в связи с чем, просит взыскать с ответчика 328 500 рублей.
В судебном заседании представитель истца - Халимова В.Н., поддержала заявленные Остапенко И.Г. исковые требования в полном объеме, предоставив квитанцию о судебных расходах со стороны истца, просила дополнительно взыскать с ответчика суммы в размере 15 000 рублей.
Представитель Краснодарского отделения фонда социального страхования Российской Федерации - Биланчук Ж.А., в судебном заседании возражала против заявленных Остапенко И.Г. исковых требований, просила отказать в удовлетворении.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, считает заявленные Остапенко И.Г. исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является инвалидом 1 группы. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ № ему должно быть предоставлено техническое средство реабилитации в виде кресла-коляски с электроприводом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (в редакции от 24.07.2009г.) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 11 указанного выше нормативного правого акта, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду, или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Как усматривается из материалов дела, 04.03.2010г. истец обратился в Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением об обеспечении его креслом-коляской с электроприводом, а именно ее получением (л.д. 33)
На основании этого заявления Остапенко И.Г. выдано направление на получение либо изготовление TCPот ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия до 1.12.2010г. включительно (л.д. 34). Но правом, предоставляемым истцу в соответствии с указанным направлением, он не воспользовался и в этот же день 04.03.2010 г. самостоятельно оплатил счет на сумму 328 500 рублей за кресло-коляску с электроприводом модель 1.594 CAMPLIFT.
16.03.2010 года истец обратился в Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации (кресло-коляска с электроприводом модель 1.594 CAMPLIFT) в размере 328 500 рублей (л.д. 35).
14.03.2011 года Остапенко И.Г. было отказано в возмещении компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации (кресло-коляска с электроприводом) в размере 328 500 рублей.
В соответствии с п.10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (в редакции от 24.07.2009г.) к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно абз. 14 ст. 11.1 указанного выше нормативного правого акта финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 «Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденных Постановлением Правительства от 07.04.2008г. № 240 предусмотрено, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, технические средства реабилитации и выплата компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации гражданам имеющих право на получение государственной помощ, на территории Краснодарского края осуществляется Государственным учреждением - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в рамках ассигнований в бюджет Фонда социального страхования РФ из бюджета РФ.
Сумма данных ассигнований определяет размер обязательств Российской Федерации, в части приобретения технических средств реабилитации и выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, вред гражданами, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на бюджетный год.
В связи с этим ответчик ограничен объемом средств на приобретение технических средств реабилитации и выплате компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
Кроме того, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета относится к расходным обязательствам Российской Федерации, в связи, с чем должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Таким образом, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации производятся организациями, отобранными региональным отделением Фонда в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд.
Согласно, Государственному контракту от 08.12.2009 года № 471 «Поставка кресел-колясок с электроприводом» и результатам проведенных Краснодарским региональным отделением ФСС РФ конкурсных процедур на поставку, в 1 полугодии 2010 года инвалидам края предоставлялись средства реабилитации - кресло-коляска с электроприводом стоимостью 51 727,0 рублей с периодами поставок - 01.02.2010 года, 01.03.2010 года, 01.04.2010 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что выдаваемые изделия соответствовали рекомендациям индивидуальных программ реабилитации по обеспечению инвалидов креслами-колясками с электроприводом с целью компенсации нарушенных функций организма.
В ИПР выданной Остапенко И.Г., рекомендовано обеспечение креслом-коляской с электроприводом без указания каких либо дополнительных функций.
В представленной истцом в Краснодарское отделение ФСС РФ технической документации на кресло-коляску с электроприводом модель 1.594 CAMPLIFT имеется дополнительные функции: подъемник сидения, регулировка наклона сидения, подножек, подголовник, изменение угла наклона спинки, регулятор ширины сидения, дополнительные фонари, изменение угла сидения, независимая электронная регулировка угла наклона подножек, регулировка подлокотников по высоте, регулировка глубины сидения.
В соответствии с п. 7 «Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утвержденных становлением Правительства от 07.04.2008г. № 240, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР).
Таким образом, возможность и необходимость обеспечения, либо возмещение компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации, иного более сложного по своей функциональности и вследствие этого повышенного в несколько раз по стоимости изделия, должно быть подтверждено в рамках ИПР.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым снизить сумму компенсации за понесенные истцом затраты в размере 51 727 рублей - исходя из стоимости товара по госзаказу, и судебные расходы до 10 000 рублей в связи с частичным удовлетворением исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Краснодарского отделения фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ОСТАПЕНКО ФИО5 сумму компенсации за понесенные затраты в размере 51 727 (пятьдесят одна тысяча семьсот двадцать семь) рублей, сумму судебных расходов - 10 000 (десять тысяч) рублей, а всего 61 727 (шестьдесят одна тысяча семьсот двадцать семь) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение 10 дней.
Председательствующий-