Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Краснодара 26 апреля 2011 года
Октябрьский районный суд г.Краснодара в составе
председательствующий Гончаров О.А.
при секретаре Бескоровайная Я.П.
прокурор Эркаева Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального административного округа г.Краснодара к МОУ СОШ №51 о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЦАО г.Краснодара обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51», выразившееся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию, расположенному по адресу: <адрес> и обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» устранить в полном объеме в срок до 31.12.2011 года допущенные нарушения путем возведения пандуса, съезда и (или) иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов общеобразовательное учреждение.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.
Директор МОУ СОШ №51 в судебном заседании просила учесть, что финансирование всех программ, в том числе и для возведения пандусов и иных приспособлений для инвалидов производится за счет муниципального образования город Краснодар.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с планом работы прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара на 1-ое полугодие 2011 года, в январе-марте 2011 года проведена проверка состояния законности в сфере соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51», является объектом социальной инфраструктуры.
По поручению прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара заместителем руководителя управления социальной защиты населения в ЦВО г. Краснодара проведена проверка МОУ СОШ № 51 на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности маломобильных групп населения к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что МОУ СОШ №51 в течение длительного времени при эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес>, не соблюдает требования законодательства о социальной защите инвалидов и не создает условия для беспрепятственного доступа в здание учреждения социально-незащищенных групп населения.
В соответствии со ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ст.4 Закона Краснодарского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, информации и связи в Краснодарском крае» от 27.04.2007 № 1229-КЗ объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан.
Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека, статьей 43 Конституции Российской Федерации определено, что каждый человек имеет право на образование. При этом образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.
Право гражданина на образование - это право на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Кроме того, Министерством образования Российской Федерации разработана Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) (письмо Минобразования от 16.04.2001 № 29/1524-6).
В данной Концепции отмечено, что каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
Согласно действующему законодательству о социальной защите инвалидов в Российской Федерации все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специально оборудованными местами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабовидящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) и радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т.д. При этом образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами и (или) лифтами.
Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.
Все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства.
Обследование доступности указанного учреждения показало, что в школе имеется наружная лестница, однако пандус, съезд и (или) иное специальное приспособление для беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в нем отсутствует. Изложенное препятствует обучению детей, передвигающихся с помощью спецсредств, проживающих в микрорайоне школы, но не обучающихся в учебном заведении по указанной выше причине.
Статьи 45 и 46 Конституции Российской Федерации гарантируют государственную защиту прав граждан, в том числе судебную.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик не представил суду доказательств в подтверждение того, что им осуществлены мероприятия по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию, расположенному по адресу: <адрес>
При таких обстоятельствах, суд считает, что МОУ СОШ №51 обязано устранить в полном объеме в срок до 31.12.2011 года допущенные нарушения, а заявленные прокурором исковые требования являются законными и обоснованными, так как неправомерное бездействие МОУ СОШ №51 нарушает права и свободы детей-инвалидов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Центрального административного округа г.Краснодара, удовлетворить.
Признать незаконным бездействия МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51», выразившееся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию, расположенному по адресу: <адрес>.
Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» устранить в полном объеме в срок до 31.12.2011 года допущенные нарушения путем возведения пандуса, съезда и (или) иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов общеобразовательное учреждение.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.
Судья -