Решение по иску Мишина Д.А. к Майр О.В., Ивахненко П.А. о признании завещания недействительным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2011г.                                                     Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи:                                                                            Внукова Д.В.

при секретаре:                                                                                   Жданове Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мишина Д.А. к Майр О.В. и Ивахненко П.А. о признании завещания недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Мишин Д.А. обратился в суд с иском к Майр О.В. Ивахненко П.А. о признании завещания недействительным, в обоснование, указывая, что после смерти Ивахненко А.А., открылось наследство в виде 1/2 домовладения, находящегося в городе Краснодаре, в квартале по <адрес>, , расположенного на земельном участке, мерою 478 кв.м. Когда истец прибыл к нотариусу для подачи заявления о вступлении в наследство, то нотариусом было сообщено, что в наследственном деле имеется завещание от 22 августа 2003 г., где 1/6 домовладения наследует его бывшая жена Ивахненко О.В. и 2/6 сын- Ивахненко П.А. Истец считает данное завещание незаконным, поскольку Ивахненко А.А. в течении 20 лет злоупотреблял алкоголем, что негативно отразилось на его психическом и физическом состоянии, его состояние здоровья дает основания полагать, что он не мог понимать значение своих действий и руководить ими. Просит признать завещание от 22 августа 2003 г., составленное Ивахненко А.А. в пользу Ивахненко О.В. и Ивахненко П.А., недействительным.

В судебном заседании истец и его представитель Седых С.Н., действовавшая по доверенности, настаивали на удовлетворении исковых требований, указали, что через 10 дней после оформления завещания, 2 сентября 2003 г. Ивахненко А.А. помещен в Психиатрическую больницу Краснодара в отделение острых психических расстройств на 70 дней, где был поставлен диагноз «выраженное органическое расстройство личности вследствие ЧМТ, психопатоподобный синдром». В выписках указано, что после предыдущей выписки поддерживающее лечение он не принимал и продолжал алкоголизироваться. Отмечено, что последние 4 недели наблюдалось ухудшение состояния, а именно проявлялась дезориентация во времени, резкое снижение интеллекта и памяти, эмоционально- волевые нарушения.

Ответчик Майр О.В., и ее представитель Максимова Л.В., действующая по доверенности, против исковых требований возражали, пояснили, что при жизни Ивахненко А.А. при жизни не был лишен дееспособности, ему была установлена 2 группа инвалидности по причине: «общее заболевание» сроком на 1 год. Основной диагноз: «промежуточный период закрытой черепно- мозговой травмы (ушиб головного мозга средней степени тяжести) с образованием внутримозговых гематом в области подкорковых узлов с выраженным вестибуло- атактическим синдромом, умеренный психоорганический синдром». Это заболевание относится к неврологическому виду заболеваний. Его психическое состояние было нормальное, в связи с чем просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик Ивахненко П.А., в судебном заседании против исковых требований возражал, просил отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования нотариус Кульчицкая Т.В., в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом о дне и времени слушания дела, о причине не явки суду не сообщила. В предыдущем судебном заседании пояснила, что 22 августа 2003 г. к ней обратился Ивахненко А.А. с просьбой удостоверить завещание на домовладение по <адрес>. Ею была установлена дееспособность гражданина Ивахненко А.А. Он не находился под воздействием алкоголя и наркотических веществ, четко и ясно излагал свои мысли, сомнений в его дееспособности не возникало. Воля Ивахненко А.А. выражалась в том, что он хотел, что бы после его смерти указанное домовладение перешло в собственность в следующем порядке- 1/3 доли- его жене Ивахненко О.В. и 2/3 доли его сыну- Ивахненко П.А. Завещание было составлено в отдельной комнате, и какого-либо воздействия со стороны родственников на Ивахненко А.А. не оказывалось.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно свидетельству о смерти Ивахненко А.А. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <адрес>, умер 15 сентября 2008 года, о чем 17 сентября 2008 г. составлена запись о смерти отделом ЗАГС города Краснодара управления ЗАГС Краснодарского края.

Как усматривается из наследственного дела о наследовании имущества, оставшегося после смерти Ивахненко А.А., 15 сентября 2008 г. Ивахненко А.А. составлено завещание, согласно которому принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с расположенным на нем домовладением, находящийся по адресу: <адрес> и завещает следующим образом: одну третью долю- жене Ивахненко О.В., и две третьих доли сыну Ивахненко П.А.

Согласно пункту 5 статьи 1118 ГК РФ, завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.

         В судебном заседании было установлено, что 03 октября 2002 г. Ивахненко А.А. был в результате ДТП доставлен в Краснодарскую краевую клиническую больницу им. Очаповского с диагнозом: «Ушиб головного мозга средней степени тяжести. Острые внутримозговые гематомы инебольших размеров в области подкорковых узлов с проливанием в желудочки мозга. Алкоголизм». Находился на лечении с 03.10.02 г. по 21.10.02 (медицинская карта стационарного больного ). С 08 января 2003 г. по 10 января 2003 г. Ивахненко А.А. находился на лечении в неврологическом отделении Краснодарской городской больницы с диагнозом: «промежуточный период закрытой ЧМТ (ушиб головного мозга средней степени тяжести с образованием острых внутримозговых гематом в области подкорковых узлов- 03.10.2002 года».

           В материалах дела имеется медицинская карта , согласно которой Ивахненко А.А. находился на стационарном лечении в Краснодарской городской больнице в неврологическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «выраженный вестибуло-атаксический психоорганический синдром с грубыми интеллектуально- мнестическими и эмоционально- волевыми нарушениями. Нуждается в постороннем уходе» ( выписка из истории болезни в амбулаторной карте).

           Согласно сообщения ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю», в «Книге протоколов заседаний бюро МСЭ» от 2003 года, в протоколе от 04.03.2003 года имеется запись о том, что впервые проходил освидетельствование Ивахненко А.А. , 1956 г.р. Гражданину установлена 2 группа инвалидности, по причине «общее заболевание», сроком на 1 год. Основной диагноз: «<данные изъяты>».

          Поскольку указанное заболевание относится к неврологическому заболеванию, то суд критически относится к выводам экспертов, отраженным в заключении комиссии экспертов от 31 августа 2009 года посмертной судебно-психиатрической экспертизы, согласно выводам которой Ивахненко А.А. в виду органического расстройства личности смешенного генеза не мог понимать значение своих действий и руководить ими в момент составления им завещания 22 августа 2003 г.

Кроме того, указанные выводы заключения комиссии экспертов от 31 августа 2009 года , не находят своего подтверждения в заключении комиссии судебно- психиатрических экспертов от 20 апреля 2011 года ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского», согласно выводам которого комиссия не располагает объективными сведениями в медицинской документации о выраженности указанных психических расстройств непосредственно в интересующий суд период и в периоды, ближайшие к нему по времени. Выявленные у Ивахненко А.А. при экспериментально-психологическом исследовании в 2005 г. когнитивные нарушения расценивались как умеренные, а описания его психического состояния свидетелями-неоднозначны, поэтому дифференцированно оценить психическое состояние Ивахненко А.А. в период оформления им завещания 22.08.2003 г. и решить вопрос о его способности понимать значение своих действий и руководить ими не представляется возможным.

          Допрошенная в судебном заседании специалист Б.Т.В., показала, что является судебным психиатром экспертом <данные изъяты> <данные изъяты>, подтвердила выводы экспертной комиссии, Ивахненко А.А. не мог прогнозировать последствия своих действий, поскольку у него было органическое расстройство, связанное с психическим состоянием личности. Деменция выявлена у Ивахненко А.А. не была. Пояснила, что на момент проведения судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ было достаточно медицинской документации для постановки заключения.

          Свидетель С.И.Е. , допрошенная в судебном заседании пояснила, что является врачом участковым психиатром <данные изъяты> Ивахненко А.А. состоял у нее на диспансерном лечении с 2003 г. по неврологии, впервые обратился в январе 2003 г. с жалобами на бормотание во сне в сопровождении родителя, а с 2005 г. состоял на учете как психически больной человек. У Ивахненко А.А. периодически проявлялось снижение памяти, интеллекта, вспыльчивость и агрессивность. При определенных условиях Ивахненко А.А. мог осознавать характер своих действий, но ограниченно. Деменции у Ивахненко А.А. не было. Лечение Ивахненко А.А. принимал не регулярно. Поскольку не является экспертом, то не может определить мог ли он самостоятельно и добровольно написать завещание.

          Свидетель И.М.В., допрошенная в судебном заседании пояснила, что являлась лечащим врачом Ивахненко А.А. в момент его госпитализации в 2005 г. после алкоголизации в аффективном состоянии. Дееспособности Ивахненко А.А. не был лишен, поддавался лечению, у него были улучшения. У него было стабильное удовлетворительное состояние и он отдавал отчет своим действиям, не был слабоумен.

          К показаниям специалиста Б.Т.В. суд относится критически, поскольку они опровергаются материалами дела и заключение давалось без учета истребованной судом медицинской документации из Главного бюро МСЭ по Краснодарскому краю.

          При разрешении настоящего спора суд руководствуется требованиями норм ст. 67 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, истцом не доказано, что Ивахненко А.А. при составлении завещания 22 августа 2003 г. по своему психическому состоянию не мог правильно понимать значение своих действий и руководить ими, доводы, изложенные истцом о том, что завещание Ивахненко А.А. является недействительным в виду состояния здоровья наследодателя, не нашли своего подтверждения. Завещание Ивахненко А.А. составлено 22 августа 2003 г., умер завещатель 15 сентября 2008 года. На протяжении жизни Ивахненко А.А. никто из его родственником не обращался с заявлением в суд о признании гражданина недееспособным, соответственно дееспособности его не лишал, опеку над ним не устанавливал.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Мишина Д.А. к Майр О.В. и Ивахненко П.А. о признании завещания недействительным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение десяти дней.

Судья: