РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Краснодар 17 июня 2011 г. Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Якименко Л.А., с участием представителя прокуратуры Центрального внутригородского округа г. Краснодара Сапунова С.В., представителя ответчика - директора МОУ «Лицей № 12» Дзюбейло Н.В., представителей третьих лиц - управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Дорошевой В.В., департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар Карманова А.Ю. и департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар Хобленко О.Н., при секретаре Пченушай Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Лицей № 12» в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия МОУ «Лицей № 12», выразившееся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла - коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию, расположенному по адресу: <адрес>, и обязании МОУ «Лицей № 12» устранить в полном объеме в срок до 31.12.2011 года допущенные нарушения путем возведения пандуса, съезда и (или) иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов в общеобразовательное учреждение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ Лицей № 12, в котором просит суд признать незаконным бездействие МОУ «Лицей № 12», выразившееся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла - коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию, расположенному по адресу: <адрес>, и обязать МОУ «Лицей № 12» устранить в полном объеме в срок до 31.12.2011 года допущенные нарушения путем возведения пандуса, съезда и (или) иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов в общеобразовательное учреждение, обосновывая свои требования тем, что по поручению прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара заместителем руководителя управления социальной защиты населения в ЦВО г. Краснодара была проведена проверка МОУ «Лицей № 12» на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности маломобильных групп населения к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что МОУ Лицей № 12 в течение длительного времени при эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес>, не соблюдает требования законодательства о социальной защите инвалидов и не создает условия для беспрепятственного доступа в здание учреждения социально-незащищенных групп населения. Обследование доступности указанного учреждения показало, что в школе имеется наружная лестница, однако пандус, съезд и (или) иное специальное приспособление для беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в нем отсутствует. Изложенное препятствует обучению проживающих в микрорайоне школы детей, передвигающихся с помощью спецсредств, но не обучающихся в учебном заведении по указанной выше причине. Такое неправомерное бездействие МОУ Лицей № 12 нарушает права и свободы детей-инвалидов. В судебном заседании представитель истца Сапунов С.В. и представитель управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Дорошева В.В. иск поддержали и просили его удовлетворить. При этом пояснить на какие средства, и каким образом в такие сжатые сроки МОУ «Лицей № 12» будет устранять допущенные нарушения не смогли. Представитель ответчика - директор МОУ «Лицей № 12» Дзюбейло Н.В. просила в иске отказать, указав, что МОУ лицей №12 является объектом историко - культурного наследия, само здание находится на четырех уровнях и имеет вход, через который инвалид - колясочник может беспрепятственно въехать в здание школы, но в соответствии с архитектурными особенностями здания для того, чтобы он мог попасть во все остальные классы нужно будет все лестницы оборудовать пандусом, а сделать это без специального разрешения они не могут. До предъявления иска в суд школу никто не обязывал возводить пандусы, съезды и иные специальные приспособления. К тому же лицей не является коммерческой организацией и своих средств на возведение указанных приспособлений не имеет. Как директор лицея она обращались в департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар с просьбой дать разъяснения по возникшему вопросу. Из письменного ответа департамента образования следует, что существует целевая программа, и в список школ, нуждающихся в возведении специальных приспособлений, МОУ «Лицей № 12» могут включить только в следующем году, что исключает выполнение требований прокуратуры в срок до 31.12.2011г. Кроме того, она, как директор лицея, официально заявляет, что проживающих в микрорайоне школы детей - инвалидов с 2001 года не имеется, о чем лицей дважды в год дает сведения в Департамент образования. Представитель 3-го лица - департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар также просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что поскольку действующее законодательство не устанавливает обязанности муниципальных учреждений, каким является МОУ «Лицей № 12», по обеспечению за свой счет социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, в том числе, и в части беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, отсутствие специальных сооружений и приспособлений для доступа маломобильных групп населения само по себе не является нарушением их права. Кроме того, в муниципальном образовании утверждена муниципальная ведомственная целевая программа, денежные средства на реализацию которой предусмотрены бюджетом муниципального образования город Краснодар на 2011г. В данном перечне на 2011г. МОУ «Лицей №12» не значится, поскольку в этот перечень включены только школы, действительно остро нуждающиеся в возведении специальных приспособлений для беспрепятственного доступа детей - инвалидов. Выполнение же соответствующих работ за счет самого ответчика не представляется возможным ввиду отсутствия у него средств, а из этого следует, что устранить указанные недостатки МОУ «Лицей №12» не представляется возможным, так как бюджетные деньги уже заложены и осуществить требования прокуратуры в срок до 31.12.2011г. не представляется возможным ни при каких обстоятельствах. Представитель департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар пояснила, что требования прокуратуры являются невыполнимыми, поскольку МОУ «Лицей №12» является муниципальным учреждением и финансируется из средств муниципального бюджета, а средств для устранения данного недостатка в бюджет на 2011 год не заложено, поэтому и бездействия со стороны МОУ «Лицей №12» не было, так как никто не обязывал их к этому. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании по поручению прокуратуры Центрального административного округа г. Краснодара заместителем руководителя управления социальной защиты населения в ЦВО г. Краснодара проведена проверка МОУ «Лицей № 12» на предмет соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности маломобильных групп населения к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Обследование доступности указанного учреждения показало, что в школе имеется наружная лестница, однако пандус, съезд и (или) иное специальное приспособление для беспрепятственного доступа граждан-инвалидов в нем отсутствует. Изложенное препятствует обучению детей, передвигающихся с помощью спецсредств, проживающих в микрорайоне школы, но не обучающихся в учебном заведении по указанной причине. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно ст. 4 Закона Краснодарского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, информации и связи в Краснодарском крае» от 27.04.2007 № 1229-КЗ объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан. В соответствии с действующим законодательством о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, все нуждающиеся дети обеспечиваются современным оборудованием и техническими средствами для обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях: инвалидными колясками, специально оборудованными местами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, устройствами для чтения, необходимыми слабовидящим детям, современными средствами звукоусиления (в том числе цифровыми аппаратами) и радиосистемами (радиоаппаратурой) для детей с нарушением слуха и т.д. При этом образовательные учреждения должны быть оборудованы пандусами и (или) лифтами. В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а из этого следует, что действующее законодательство не устанавливает обязанность муниципальных учреждений по обеспечению за свой счет социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, в том числе в части создания беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Исходя из социальной значимости упомянутой проблемы, администрацией муниципального образования город Краснодар утверждена муниципальная ведомственная целевая программа «Доступная среда» на 2011 год (постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 02.02.2011 № 708), в рамках которой предусматривается обустройство пандусов с поручнями за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в следующих образовательных учреждениях: <данные изъяты>. Денежные средства на реализацию указанной программы предусмотрены бюджетом муниципального образования город Краснодар на 2011 год в сумме 1 500 000 рублей. <данные изъяты> в данном перечне на 2011 год не значится. Кроме того, в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, отсутствие специальных сооружений и (или) приспособлений для доступа маломобильных групп населения в образовательное учреждение само по себе не является нарушением их прав. Действующим законодательством не предусмотрены и какие-либо сроки для реализации мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, поэтому требование прокурора Центрального внутригородского округа г. Краснодара о признании незаконным бездействия МОУ «Лицей № 12», выразившееся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла - коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию, расположенному по адресу: <адрес>, и обязании МОУ «Лицей № 12» устранить в полном объеме в срок до 31.12.2011 года допущенные нарушения путем возведения пандуса, съезда и (или) иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов в общеобразовательное учреждение заявлено преждевременно и в случае удовлетворения иска, решение суда не может быть исполнено по обстоятельствам, не зависящим от ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске прокурору Центрального административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Лицей № 12» в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия МОУ «Лицей № 12», выразившееся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла - коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию, расположенному по адресу: <адрес>, и обязании МОУ «Лицей № 12» устранить в полном объеме в срок до 31.12.2011 года допущенные нарушения путем возведения пандуса, съезда и (или) иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов в общеобразовательное учреждение, отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней. Судья -