город Краснодар «30» июня 2011 года Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Якименко Л.А., с участием истицы Крестьяниновой С.П., представителя ответчика - фонда социального страхования Российской Федерации в лице Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Шиловой С.В., представителя ответчика - департамента здравоохранения Краснодарского края Масловой И.Н., представителя третьего лица - ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Катушонок В.В., при секретаре Гудзь А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крестьяниновой С.П. к фонду социального страхования Российской Федерации в лице Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования и департаменту здравоохранения Краснодарского края о взыскании денежных средств, У С Т А Н О В И Л: Крестьянинова С.П. обратилась в суд с иском к фонду социального страхования Российской Федерации в лице Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования о взыскании денежных средств в размере 150 468 рублей, составляющих ее затраты на приобретение эндопротезов, а также взыскании судебных расходов в сумме 6 000 рублей за оказанную ей юридическую помощь в подготовке искового материала, ссылаясь на то, что 17.10.2007 года и 13.05.2008 года ей были проведены две операции: тотальное эндопротезирование левого и правого тазобедренных суставов, и установлены протезы, приобретенные за свои денежные средства. С 1973 года она наблюдается и состоит на учете в поликлинике №2 г. Краснодара по факту наличия у нее заболевания опорно-двигательного аппарата. В 1996 году МСЭ по КК определила ей третью группу инвалидности, а в 2006 году - вторую группу инвалидности пожизненно. Согласно заключениям многочисленных обследований у профильных специалистов различных медицинских учреждений г. Краснодара, г. Егорьевска и г. Москвы ей было показано тотальное эндопротезирование обоих тазобедренных суставов, в связи с чем в г. Москве были проведены две операции. В 2009 году она обратилась в Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования РФ о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные эндопротезы в соответствии с «Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета», утвержденными Постановлением Правительства РФ №771 от 12.12.2004 года, однако ей было отказано в выплате, со ссылкой на то, что обеспечение инвалидов эндопротезами и выплата компенсации за их самостоятельное приобретение производится Фондом социального страхования только при наличии ИПР с соответствующей рекомендацией. Порядок же получения ею ИПР был не соблюден по уважительной причине, поскольку в 2007 году она очень сильно болела, была нетранспортабельна, и у нее не было ни сил, ни времени на то, что бы узнавать процедуру оплаты приобретенных технических средств, поэтому до операции она не знала о переданных ФСС функциях по распоряжению бюджетными средствами на приобретение ТСР, а узнала она об этом только после операции случайно, обнаружив информацию в Интернете. В судебном заседании Крестьянинова С.П. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, взыскав сумму заявленных исковых требований с Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования. Представитель ответчика- ГУ Краснодарского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ возражала против удовлетворения заявленных Крестьяниновой С.П. исковых требований, поскольку Краснодарское региональное отделение Фонда не имеет законного основания для возмещения понесенных затрат Крестьяниновой С.П. в связи с отсутствием индивидуальной программы реабилитации на момент приобретения эндопротеза и отсутствия соответствующей рекомендации. Представитель привлеченного по делу соответчика - Департамента здравоохранения Краснодарского края также возражала против заявленных Крестьяниновой С.П. исковых требований, так как проведенные Крестьяниновой С.П. операции были выполнены по ее прямому обращению в федеральные клиники на договорной основе. В департамент здравоохранения КК с направлением врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения она не обращалась, а действующим законодательством не предусмотрен механизм возмещения Министерством здравоохранения данных затрат. Представитель третьего лица ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» также возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку от разработки ИПР в 2006 году Крестьянинова С.П. отказалась, а позже в бюро не обращалась. Выслушав пояснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Как следует из материалов дела истица с 1973 года состоит на учете в поликлинике № 2 г. Краснодара в связи с наличием у нее заболевания опорно - двигательного аппарата. В 2006 году МСЭ по Краснодарскому краю определило Крестьяниновой С.П. <данные изъяты> группу инвалидности пожизненно, и, согласно заключений различных медицинских учреждений, ей было показано тотальное эндопротезирование обоих тазобедренных суставов. 17.10.2007 года Крестьяниновой С.П. МСЧ № 60 г. Москва была произведена операция: тотальное эндопротезирование левого тазобедренного сустава, а 13.05.2008 года в ГУ Российский научный центр хирургии позвоночника ей произведена операция: тотальное эндопротезирование правого тазобедренного сустава. Оба эндопротеза были приобретены истицей на собственные денежные средства: эндопротез Biomet в медицинской компании «Новые технологии», что подтверждается товарной накладной № от 05.10.2007 года и кассовым чеком № на сумму 72 040 рублей, и эндопротез Zimmer в ООО «ОМТ», что подтверждается товарной накладной № от 13.05.2008 года и кассовым чеком № на сумму 78 428 рублей. В 2009 году истица обратилась в ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ с просьбой выплатить ей компенсацию в соответствии с «Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета», утвержденными Постановлением Правительства РФ №771 от 12.12.2004 года. Однако, в выплате ей этой компенсации ГУ Краснодарским региональным отделением фонда социального страхования РФ 25.09.2010 года №, ей было отказано в связи с отсутствием индивидуальной программы реабилитации В соответствии со статьёй 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите населения в Российской Федерации», технические средства реабилитации (TCP) предоставляются инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок обеспечения инвалидов TCP определён «Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240. Обеспечение инвалидов TCP осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов (ИПР), разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Минздравсоцразвития России. Вместе с тем, в соответствии с п. 15(1) действующего в настоящее время постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 08.04.2011) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", в случае если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническоесредство (изделие) или оплатилуказанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, по не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. Поскольку согласно ст. 10 ФЗ от 24.11.95г. (в ред. от24.07.09г.) «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует предоставление инвалиду за счет средств Федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий и оплату технических средств и услуг, а истец не отказывался от проведения реабилитационных мероприятий па момент операций, то суд считает, что требования Крестьяниновой С.П. в части обязания Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования РФ компенсировать ей понесенные затраты на приобретение эндопротезов в сумме 150 468 рублей, обоснованны и подлежат удовлетворению, так как отсутствие ИПР само по себе не является основанием для отказа в иске. Что же касается требований истицы в части взыскания с ответчика расходов на оплату услуг представителя, то суд полагает необходимым данное требование удовлетворить только в части, а именно в размере 700 рублей, поскольку обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Крестьяниновой С.П. удовлетворить частично. Обязать Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования РФ компенсировать Крестьяниновой С.П. понесенные ею затраты на приобретение эндопротезов в сумме 150 468 (сто пятьдесят тысяч четыреста шестьдесят восемь) рублей. Взыскать с Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования РФ в пользу Крестьяниновой С.П. расходы на оплату услуг представителя в размере 700 (семьсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней. Судья -