РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Краснодар 08 июня 2011 г. Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Якименко Л.А., с участием представителя истца Эркаевой Н.А., представителя ответчика Шишкина В.В., при секретаре Сипки М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Центрального административного округа г. Краснодара к ОАО «Кубаньпассажиравтосервис» АФ Автовокзал Краснодар-2 о признании незаконным бездействия общества в части неисполнения требований действующего законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального административного округа г. Краснодара обратился в суд с иском к ОАО «Кубаньпассажиравтосервис» АФ Автовокзал Краснодар-2, в котором просит признать незаконным бездействие ОАО «Кубаньпассажиравтосервис» АФ Автовокзал Краснодар-2, выразившееся в неисполнении требований ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и требований законодательства о транспортной безопасности, и обязать ответчика устранить выявленные нарушения требований закона, ссылаясь на то, что прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края «О принятии незамедлительных мер, антитеррористической защиты объектов транспорта и массового пребывания людей», в связи со взрывом в аэропорту «Домодедово» г. Москвы 24.01.2011 г., проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности ОАО «Кубаньпассажиравтосервис» АФ Автовокзал Краснодар - 2. Установлено, что ОАО «Кубаньпассажиравтосервис» АФ Автовокзал Краснодар - 2, нарушает требования законодательства о противодействии терроризму, не выполняет требования законодательства о транспортной безопасности, чем создает опасность для жизни и здоровья лиц, находящихся на указанном объекте. Так, в ходе проведенной проверки установлено, что <данные изъяты> В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и т.д. Неправомерное бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на таком посещаемом объекте. В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить. Представитель ответчика иск признал частично, пояснив, что ОАО «Кубаньпассажиравтосервис» АФ Автовокзал Краснодар-2 добровольно исполнило четыре из пяти заявленных прокурором требований. Единственным неисполненным требованием осталось <данные изъяты>. В этой части просил суд в иске отказать, поскольку данное требование истца не является обязательным для исполнения, так как не предусмотрено действующим законодательством и никакими нормативными актами. Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещался. С согласия участников процесса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. Как следует из материалов дела прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края «О принятии незамедлительных мер, антитеррористической защиты объектов транспорта и массового пребывания людей», в связи со взрывом в аэропорту «Домодедово» г. Москвы 24.01.2011 г., проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности ОАО «Кубаньпассажиравтосервис» АФ Автовокзал Краснодар - 2. В ходе проведенной проверки установлено, что на объекте отсутствуют: <данные изъяты> Поскольку в судебном заседании представитель ответчика признал исковые требования в части, касающейся <данные изъяты>, то суд считает, что данные требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. Что же касается требований истца об обязании ответчика <данные изъяты>, то в этой части суд полагает необходимым в иске отказать. В соответствии с концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, цель противодействия терроризму в Российской Федерации это защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Порядок организации работы автовокзалов, как объектов транспортной инфраструктуры, требования к их оснащению, и порядку осуществления эксплуатации регламентируется рядом нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно ФЗ РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 т № 112, Приказом Министерства транспорта РФ от 01.11.2010 г. № 234 «Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов», Приказом Министерства транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских: перевозок на автомобильном транспорте». Кроме того, общие принципы обеспечения транспортной безопасности определены ФЗ РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Названные нормативные правовые акты не возлагают на ОАО Акционерную фирму «Кубаньпассажиравтосервис» обязанности по осуществлению <данные изъяты>. Конкретный перечень мероприятий не указан, поскольку, он еще не разработан на федеральном уровне. Не содержат прямого указания на необходимость осуществления этого мероприятия и положения ФЗ РФ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а так же иные нормативные правовые акты, указание на которые содержится в исковом заявлении. В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 09.02 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» реализация мер, по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности, утвержденными компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Указанные планы разрабатываются и предоставляются на утверждение в компетентные органы на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. В силу положений ст. 5 названного закона оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Кроме того, в соответствии со ст. 6 закона проведению названных мероприятий, предшествует категорирование объектов транспортной инфраструктуры, под которой понимается отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Функция по категорированию объектов транспортной инфраструктуры возложена на федеральный орган исполнительной власти в области транспортной безопасности. До настоящего времени уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и специализированными организациями работы по категорированию автовокзала Краснодар-2 и оценке его уязвимости не проводились, что исключает саму возможность разработки какого либо плана обеспечения транспортной безопасности ОАО Акционерной фирмой «Кубаньпассажиравтосервис». Во исполнение Указа Президента РФ от 31 марта 2010г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р) утверждена комплексная программа обеспечения транспортной безопасности населения на транспорте. В ходе реализации названной программы, в период до 2013 будут выполняться мероприятия по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта. После проведения работ по категорированию автовокзала Краснодар-2, которые должны быть, в соответствии с программой Правительстве РФ, выполнены Росавтодором, оценки степени уязвимости автовокзала Краснодар-2, по их результатам будет определен перечень необходимых мероприятий, осуществление которых, в соответствии с законом о транспортной безопасности, может быть возложено на ОАО Акционерную фирму «Кубаньпассажиравтосервис» как на субъект транспортной инфраструктуры. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Центрального административного округа г. Краснодара удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие ОАО «Кубаньпассажиравтосервис» АФ Автовокзал Краснодар-2, выразившееся в неисполнении требований ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и требований законодательства о транспортной безопасности. Обязать ОАО «Кубаньпассажиравтосервис» АФ Автовокзал Краснодар-2 устранить выявленные нарушения требований закона, а именно: <данные изъяты>. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней. Судья -