РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Краснодар 19 июля 2011 г. Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Якименко Л.А., с участием представителя истца Савельевой А.Ю., представителя ответчика Шишкина В.В., при секретаре Новиковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Краснодар в интересах неопределенного круга лиц к Акционерной фирме «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО о возложении на АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО совершить определенные действия и мероприятия, УСТАНОВИЛ: Администрация муниципального образования город Краснодар в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Акционерной фирме «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО, в котором просит обязать акционерную фирму «Кубаньпассажиравтосервис» открытое акционерное общество в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу: обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: Краснодарский автовокзал (Краснодар-1), расположенный по адресу: г. Краснодар, Привокзальная площадь, 5; автовокзал «Южный», расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. им. Захарова, 1/1 и Краснодарская автостанция № 2, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. им. Гаврилова П.М. Краснодар-2, и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости указанных объектов в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры; обеспечить информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне контрольно - пропускного пункта (поста) или без соблюдения условий допуска; перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа объектов транспортной безопасности, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения актов незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий; установить в целях обеспечения транспортной безопасности: конфигурацию и границы территории объектов транспортной безопасности, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается; конфигурацию и границы территории или части объектов транспортной безопасности, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты); схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов; обеспечить воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности; обеспечить воспрепятствование преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности; обеспечить допуск в зоны транспортной безопасности по разовым обеспечить защиту инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной безопасности от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных. В обоснование своих требований истец указал, что приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 02.03.2011 № 19981, опубликован в Российской газете 16.03.2011, вступил в силу с 27.03.2011) (далее - Требования), которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее -ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ). В соответствии с пунктом 4 Требований они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ. Пункт 5 указанных Требований содержит 39 общих обязанностей на автовокзале «Краснодар-1»: <данные изъяты> на автовокзале «Южный»: <данные изъяты> на автостанции «Краснодар-2»: <данные изъяты> Поскольку субъектом транспортной инфраструктуры не соблюдены условия по выполнению положений, предусмотренных Требованиями, а пассажиры, использующие транспортную инфраструктуру муниципального образования город Краснодар, в состав которой входят автовокзалы, являются потребителями предоставляемых услуг, недостатки ответчиком должны быть устранены в разумный срок в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». В последующем истец изменил предмет иска и просил обязать ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис» в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу: по автовокзалу «Краснодар-1»: <данные изъяты> по автовокзалу «Южный»: <данные изъяты> по автостанции «Краснодар-2»: <данные изъяты> В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, заявив, что не совершение ответчиком тех действий и мероприятий, перечень которых указан им в исковом заявлении, влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, пассажиров, использующих транспортную инфраструктуру МО г. Краснодар. Представитель ответчика иск не признал и просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что требования истца не основаны на законе. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании 29 марта 2011 года была проведена комплексная проверка ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис», по результатам которой было установлено, что субъектом транспортной инфраструктуры - АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО, в собственности которой находятся автовокзалы и автостанция, не соблюдены условия по выполнению ряда положений, предусмотренных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 года № 42 «Об утверждений требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». В соответствии с положениями п.п. 5, 9 ст. 1 федерального закона РФ от 2 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (закона о транспортной безопасности) вокзалы и автобусные станции отнесены к объектам транспортной инфраструктуры (далее ОТИ), а юридические лица, являющие собственниками ОТИ, являются субъектами транспортной инфраструктуры. В силу положений ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности ОТИ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, порядок исполнения субъектами транспортной инфраструктуры возложенной на них Законом о транспортной безопасности обязанности по обеспечению транспортной безопасности принадлежащих им ОТИ определяется с учетом положений ст. 5 Закона «Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства», ст. 6 Закона «Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», ст. 9 «Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». Субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают транспортную безопасность ОТИ посредством разработки и реализации планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о транспортной безопасности планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают и утверждают на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ. Приказом Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2011 г. № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, которыми определен порядок и сроки разработки и реализации субъектами транспортной инфраструктуры планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ. В соответствии с 5.7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке его результатов в течении трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ. В силу положений п. 5.8 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течении трех месяцев и реализовать его в течении шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ. Как следует из уведомления Федерального дорожного агентства Минтранс РФ (Росавтодор) от 17 июня 2011 г. исх. №, расположенным на территории муниципального образования автовокзалам и автостанции АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО приказом Федерального дорожного агентства от 9 июня 2011 г. № «О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры» автовокзалам и автостанциям АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО присвоены категории, и они внесены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры. Автостанции «Краснодар-2» и автовокзалу «Южный» присвоена четвертая категория, а автовокзалу «Краснодар-1» третья категория. Таким образом, АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО извещено о включении принадлежащих ему ОТИ 17 июня 2011 г. При таких обстоятельствах в силу положений п. 1 ст. 9 Закона о транспортной безопасности, ст. ст. 5.7, 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности срок, в течение которого ответчик должен был обеспечить оценку уязвимости принадлежащих ему ОТИ, разработку и реализацию планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ, на момент рассмотрения дела судом не истек. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО не нарушает требований Федерального закона РФ от 2 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. №42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». Доводы истца о том, что ответчиком нарушены требования Федерального закона РФ от 2 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 г. №42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» суд считает несостоятельными, поскольку положения п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом МТ РФ от 8 февраля 2011 г., содержат 39 общих обязанностей и подлежат соблюдению всеми субъектами транспортной инфраструктуры вне зависимости от факта установления категории ОТИ и уровня его безопасности. Вместе с тем, п. 5 Приказа не содержит прямого указания на реализацию положений п. 5 Приказа МТ РФ вне зависимости от сроков и результатов категорирования ОТИ, а реализация мер, определенных п. 5 Требований, без проведении оценки уязвимости объекта, является невозможной, поскольку положения п. 5 Требований сами по себе не позволяют определить содержание определенных мер, в отрыве от индивидуальных особенностей каждого ОТИ, определяемых в ходе осуществления оценки его уязвимости. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске администрации муниципального образования город Краснодар в интересах неопределенного круга лиц к Акционерной фирме «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО о возложении на АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО совершить определенные действия и мероприятия, отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течении 10 дней. Судья -
пропускам, выдаваемым на основании документов, удостоверяющих личность и должность пожарно-спасательных расчетов, аварийно-спасательные команд, служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригад скорой медицинской помощи, прибывших для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных;
субъекта транспортной инфраструктуры, которые подлежат соблюдению вне зависимости от факта установления категории объекта транспортной инфраструктуры и уровня его безопасности. В результате же мероприятий по проверке антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры на Краснодарском автовокзале (Краснодар-1), автовокзале «Южный» и Краснодарской автостанции № 2 были выявлены многочисленные нарушения, а именно: