решение по иску прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ОАО АФ `Кубаньпассажиравтосервис` об устранении выявленных нарушений в порядке ст. 45 ГПК РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар                                       08 июня 2011 г.

Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Якименко Л.А., с участием представителя истца Баклаженко Е.Г., представителя ответчика Шишкина В.В., представителя 3-го лица - ГУ ОВО при ОВД по Усть-Лабинскому району Загайнова М.В., при секретаре Сипки М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис» об устранении выявленных нарушений в порядке ст. 45 ГПК РФ,

                                                 УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Лабинского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис», в котором просит обязать акционерную фирму «Кубаньпассажиравтосервис» открытое акционерное общество устранить выявленные нарушения, а именно: места размещения пожарного оборудования, путей эвакуации обозначить знаками пожарной безопасности; провести обучение работников предприятия мерам пожарной безопасности; вторые эвакуационные выходы, оборудовать легко сбрасываемыми щеколдами; отделить электрощитовую от коридора противопожарной дверью; - убрать горючие материалы из электрощитовой; заключить договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации; заделать отверстие в электрощитовой не негорючим раствором; обеспечить открывания двери походу эвакуации со второго этажа; устранить загромождение со второго этажа второго эвакуационного выхода; демонтировать горючую отделку на путях эвакуации; разместить инструкцию о мерах пожарной безопасности на общедоступном месте; предусмотреть уклон наружной лестницы на путях эвакуации не более 1:1, ширина проступи не менее 25 см и высота ступени не более 22 см; закрыть электрораспределительную коробку защитной крышкой; определить и обозначить места для курения; обеспечить свободный проезд и подъезд к зданию и сооружениям Автовокзала пожарной техники; <данные изъяты>

В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Усть-Лабинского района с привлечением сотрудника отдела надзорной деятельности Усть-Лабинского района, сотрудника государственного учреждения отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по Усть-Лабинскому району 07.02.2011 в период времени с 10 час. 40 до 12 час. 00 мин. проведена проверка обеспечения безопасности, антитеррористической защищённости структурного подразделения АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО - Усть-Лабинского автовокзала, расположенного по адресу: г.Усть-Лабинск, ул.Октябрьская, 118. Проведенной прокуратурой района проверкой установлены нарушения требований пожарной безопасности в деятельности Автовокзала.

Так, в Автовокзале не размещена инструкция о порядке действия дежурного персонала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением п. 97 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 131 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации».

В нарушение п. 3, 27, 51 ППБ 01-03 места размещения пожарного оборудования, путей эвакуации не дообозначены знаками пожарной безопасности. Не все работники предприятия прошли обучение мерам пожарной безопасности, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03. В нарушение п. 52 ППБ 01-03 вторые эвакуационные выходы, не оборудованы легко сбрасываемыми щеколдами. Не отделена электрощитовая от коридора противопожарной дверью, что является нарушением п. 40 ППБ 01-03. Допускается размещение горючего материала в электрощитовой, что является нарушением п. 60 ППБ 01-03. В нарушение п. 96 ППБ 01-03 не заключен договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации. Отверстие в электрощитовой не заделано негорючим раствором, что является нарушением п. 3, 34 ППБ 01-03. Не предусмотрено открывания двери походу эвакуации со второго этажа, что является нарушением п. 52 ППБ 01-03. В нарушение п. 53 ППБ 01-03 допускается загромождение со второго этажа второго эвакуационного выхода. Допускается горючая отделка на путях эвакуации (ленолиум), что является нарушением п. 53 ППБ 01-03. В нарушение п. 6 ППБ 01-03 не размещена инструкция о мерах пожарной безопасности на общедоступном месте. Не предусмотрен уклон наружной лестницы на путях эвакуации не более 1:1, ширина проступи не менее 25 см и высота ступени не более 22 см, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03. Электрораспределительная коробка не закрыта защитной крышкой, что является нарушением п. 60 ППБ 01-03. В нарушение п. 15 ППБ 01-03 не определены и не обозначены места для курения. Допускается загромождение проездов и подъездов к зданию, пожарной техники, что является нарушением п. 23 ППБ 01-03.

Установленные нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей лицами, ответственными за данный участок работы, а также контроля со стороны вышестоящих должностных лиц и требуют незамедлительного устранения. Не устранение вышеуказанных нарушений может способствовать возникновению и развитию пожара, а также воздействию на людей и имущество опасных факторов пожара, привести к причинению вреда жизни и здоровью людей, что является не допустимым.

Антитеррористической комиссией Краснодарского края согласованна с начальником ГУВД Краснодарского края, начальником УФСБ по Краснодарскому краю, руководителем департамента по транспорту и связи Краснодарского края и принята Типовая инструкция по организации защиты объектов автовокзалов (автостанций) на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера (Краснодар, 2007 г.). Целью Типовой инструкции является упорядочение в крае деятельности по обеспечению безопасности автовокзалов. Инструкция носит отраслевой характер и подготовлена на основе ведомственных требований, с учетом федерального законодательства, нормативно-правовой базы Краснодарского края, а также накопленного практического опыта. Типовая инструкция предназначена для использования хозяйствующими субъектами в организации защиты автовокзалов, а также для контролирующих, надзирающих и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты автовокзала. Типовая инструкция не носит нормативного характера, вместе с тем она устанавливает общие подходы к обеспечению защиты автовокзалов, в том числе их инженерно - технической укрепленности, порядку организации охраны. Осуществления внутриобъектного режима, а также ведению соответствующей документации. Будучи согласованной на межведомственном уровне, она также устанавливает общие критерии оценки надежности мер по антитеррористической защите автовокзалов единые, как для хозяйствующих субъектов, так и для контролирующих и надзорных органов.

В нарушение подп. 2.1.8. Типовой инструкции руководителем не организована надлежащая охрана объекта.

Согласно докладу начальника ОВД по Усть-Лабинскому району от
08.02.2011 г., представленного в прокуратуру района, <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца пояснила, что все нарушения, указанные в исковом заявлении ответчиком устранены добровольно за исключением требования, касающегося организации охраны объекта лицензированной охраной. В связи с этим, она уточнила заявленные исковые требования и просила обязать ответчика исполнить только данное требование.

Представитель ответчика уточненный иск не признал, пояснив, что действительно ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис» в добровольном порядке исполнила требования в части, касающейся требований пожарной безопасности, поскольку считает их обоснованными. Требования истца в части безопасности и антитеррористической защищенности объекта, они исполнили в части, однако сделали это, поскольку это в их интересах. Что же касается требований об организации объекта лицензионной охраной, то просил суд в иске отказать, поскольку в силу положений ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Поскольку АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО не принимало на себя добровольно обязательство заключить с какой либо лицензированной организацией заключить договор на охрану автовокзала расположенного в гор. Усть-Лабинске, понудить ответчика к заключению договора на охрану объекта возможно только в том случае, если обязанность заключения такого договора для ответчика установлена ГК РФ, законом, либо каким - либо нормативным правовым актом. Типовая же инструкция не является нормативным актом, не прошла официального опубликования и не может быть обязательной к исполнению для ответчика. Защищать подобные объекты от террористических акций должны сотрудники милиции или ФСБ. Человек из частного охранного предприятия не сможет в должной мере защитить граждан от террористической угрозы. Кроме того, организация охраны объекта лицензированной охраной значительно повысит расходы ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис», что в свою очередь отразиться на стоимости билетов, и ответчик не сможет продавать билеты по стоимости, установленной РЭК - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края.

Представитель ГУ ОВО при ОВД по Усть-Лабинскому району Загайнов М.В. уточненный иск поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель 3-го лица - отдела надзорной деятельности Усть-Лабинского района в судебное заседание не явился, представив в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. С согласия участвующих в деле лиц суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя отдела надзорной деятельности Усть-Лабинского района.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела прокуратурой Усть-Лабинского района с привлечением сотрудника отдела надзорной деятельности Усть-Лабинского района, сотрудника государственного учреждения отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по Усть-Лабинскому району 07.02.2011 в период времени с 10 час. 40 до 12 час. 00 мин. проведена проверка обеспечения безопасности, антитеррористической защищённости структурного подразделения АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО - Усть-Лабинского автовокзала, расположенного по адресу: г.Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 118.

По результатам проведенной проверки был выявлен ряд нарушений в области пожарной безопасности в деятельности автовокзала и антитеррористической защищенности структурного подразделения АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО - Усть-Лабинского автовокзала. В процессе рассмотрения дела представитель истца уточнила исковые требования и просила суд обязать ответчика исполнить требование прокуратуры в части, касающейся организации охраны объекта лицензированной охраной.

В соответствии с концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, цель противодействия терроризму в Российской Федерации это защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Порядок организации работы автовокзалов, как объектов транспортной инфраструктуры, требования к их оснащению, и порядку осуществления эксплуатации регламентируется рядом нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно ФЗ РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 т № 112, Приказом Министерства транспорта РФ от 01.11.2010 г. № 234 «Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов», Приказом Министерства транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских: перевозок на автомобильном транспорте». Кроме того, общие принципы обеспечения транспортной безопасности определены ФЗ РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Названные нормативные правовые акты не возлагают на ОАО Акционерную фирму «Кубаньпассажиравтосервис» обязанности по осуществлению охраны объекта лицензированными охранниками или охранной фирмой. Конкретный перечень мероприятий не указан, поскольку, он еще не разработан на федеральном уровне. Не содержат прямого указания на необходимость осуществления этого мероприятия и положения ФЗ РФ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а так же иные нормативные правовые акты, указание на которые содержится в исковом заявлении.

В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 09.02 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» реализация мер, по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности, утвержденными компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Указанные планы разрабатываются и предоставляются на утверждение в компетентные органы на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. В силу положений ст. 5 названного закона оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Кроме того, в соответствии со ст. 6 закона проведению названных мероприятий, предшествует категорирование объектов транспортной инфраструктуры, под которой понимается отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Функция по категорированию объектов транспортной инфраструктуры возложена на федеральный орган исполнительной власти в области транспортной безопасности.

До настоящего времени уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и специализированными организациями работы по категорированию структурного подразделения АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО - Усть-Лабинского автовокзала и оценке его уязвимости не проводились, что исключает саму возможность разработки какого либо плана обеспечения транспортной безопасности ОАО Акционерной фирмой «Кубаньпассажиравтосервис».

Во исполнение Указа Президента РФ от 31 марта 2010г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р) утверждена комплексная программа обеспечения транспортной безопасности населения на транспорте. В ходе реализации названной программы, в период до 2013 будут выполняться мероприятия по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта. После проведения работ по категорированию структурного подразделения АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО - Усть-Лабинского автовокзала, которые должны быть, в соответствии с программой Правительстве РФ, выполнены Росавтодором, оценки степени уязвимости автовокзала Краснодар-2, по их результатам будет определен перечень необходимых мероприятий, осуществление которых, в соответствии с законом о транспортной безопасности, может быть возложено на ОАО Акционерную фирму «Кубаньпассажиравтосервис» как на субъект транспортной инфраструктуры.

Кроме того, на договор на охрану автовокзала в полной мере распространяются понятия, определенные ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена гражданским кодексом, законом или добровольно принятымобязательством. Поскольку АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО не принимало на себя добровольно обязательство заключить с какой либо лицензированной организацией заключить договор на охрану автовокзала расположенного в гор. Усть-Лабинске, понудить ответчика к заключению договора на охрану объекта возможно только в том случае, если обязанность заключения такого договора для ответчика установлена ГК РФ, законом, либо каким - то нормативным правовым актом.

Ссылка истца на то, что типовая инструкция носит обязательный характер, то есть является обязательной для исполнения не может быть признана законной ввиду того, что нормотворческая деятельность в Российской Федерации регулируется рядом норм, определяющих порядок принятия нормативных правовых актов, полномочия органов наделенных полномочиями по осуществлению нормотворческой деятельности, порядок введения нормативных актов в действие, после чего они являются обязательными для исполнения.

Так в соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные акты, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок нормотворческой деятельности в Краснодарском крае дополнительно регулируются Уставом Краснодарского края и законом Краснодарского края от 6 июня 1995 г. №7-КЗ в соответствии с которыми опубликование нормативных актов является обязательным условием введения их в действие, кроме того названными актами определены органы власти Краснодарского края наделенные полномочиями осуществлять нормотворческую деятельность. Поскольку текст типовой инструкции не является нормативным актом и не был официально опубликован в этом качестве, положения типовой инструкции не могут быть обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, расположенными на территории Краснодарского края. Названные правовые акты Краснодарского края не наделяют антитеррористическую комиссию Краснодарского края правом на осуществление нормотворческой деятельности. Аналогичным образом определяет круг полномочий антитеррористической комиссии Краснодарского края и «Положение об антитеррористической комиссии в субъекте РФ» утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом РФ 7 июля 2006 г., которое так же не наделяет антитеррористические комиссии в субъектах РФ функциями по осуществлению нормотворческой деятельности. Так п. 14 предусмотрено, что для реализации решений комиссии могут подготавливаться проекты нормативных актов высшего должностного лица субъекта, а сами решения комиссии принимаемые в соответствии с ее компетенцией, в соответствии с п. 15 Положения являются обязательными только для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители которых входят в состав комиссии, а так же для органов исполнительной власти субъекта РФ.

           На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                        РЕШИЛ:

В иске прокурору Усть-Лабинского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ОАО акционерная фирма «Кубаньпассажиравтосервис» об устранении выявленных нарушений в порядке ст. 45 ГПК РФ, касающихся организации охраны объекта лицензионной охраной, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течении 10 дней.

         Судья -