РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «07» октября 2011 года г.Краснодар Октябрьский Районный суд г.Краснодара в составе: Председательствующий Гончаров О.А., при секретаре Бескоровайная Я.П. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Журавлевой А.Н. к ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги о взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Журавлева А.Н. обратилась в суд с иском к ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги о взыскании морального вреда в размере 200.000 рублей, взыскании с ответчика расходов за оплату услуг представителя в размере 10.000 рублей, а также взыскании стоимости услуг нотариуса в размере 500 рублей. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что 21.11.2010г. ФИО3 на 1534 км., пикета №5 железнодорожного перегона «Придорожная - Брюховецкая» смертельно травмирована локомотивом ОАО «РЖД» ЭП/М-555 в составе пассажирского поезда № сообщением «С.Петербург - Адлер». 21.12.2010 г. по результатам проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ Краснодарский следственный отдел на транспорте Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ (далее КСОТ ЮСУТ СК РФ) в возбуждении уголовного дела по факту смертельного травмирования ФИО3 отказал. Проверкой в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ установлено, что 21.11.2010 года ФИО3 возвращалась в свое домовладение № по <адрес> ст. Брюховецкой, проходя через ж/д переезд на 1534 км пикет №5 ж/д перегона «Придорожная - Брюховецкая», не имея умысел на совершение самоубийства, переходила ж/д пути в неорганизованном месте, игнорируя сигналы большой громкости, подаваемые машинистом, в силу того, что страдала глухотой. ФИО3 грубо нарушила правила личной безопасности, находясь на ж/д путях, игнорируя тем самым источник повышенной опасности, которым является ж/д транспорт. Вследствие чего была смертельно травмирована локомотивом ОАО «РЖД» ЭП/М-555 в составе пассажирского поезда № сообщением «С.Петербург - Адлер». Согласно протоколу осмотра места происшествия на 1533 км ПК 5 перегона «Придорожная - Брюховецкая» имеется 2 ж/д пути. На расстоянии 14 м от ж/д опоры № в южном направлении на 1533 км ПК 5 в междупутье четного и нечетного путей, головой в направлении на восток, находится труп женщины, примерный возраст 70-75 лет. На трупе надета вязаная шерстяная кофта красного цвета, куртка красного цвета, шерстяные колготы, вязаные носки, обувь отсутствует. На трупе обнаружены повреждения характерные для ж/д травмирования. Через ж/д пути имелся нерегулируемый переход Краснодарского отделения железной дороги. Локомотив ОАО «РЖД» ЭП/М-555 в составе пассажирского поезда № сообщением «С.Петербург - Адлер» является источником повышенной опасности. Обслуживание и содержание данного источника повышенной опасности осуществляют структурные подразделения ОАО «РЖД». Именно владелец источника повышенной опасности обязан обеспечить безопасную его эксплуатацию, в том числе и профилактические работы, направленные на предупреждение причинения вреда. Пешеходный переход ОАО «РЖД» на 1534 км., пикета №5 железнодорожного перегона «Придорожная - Брюховецкая» не имел соответствующих световых и звуковых приспособлений для оповещения приближения поезда, информационных знаков, во время прохождения локомотива ОАО «РЖД» ЭП/М-555 в составе пассажирского поезда № сообщением «С.Петербург - Адлер» никем не охранялся. Безопасных условий для перехода людей через пешеходный переход ОАО «РЖД» на 1534 км. пикета №5 железнодорожного перегона «Придорожная - Брюховецкая» не имелось. Смерть матери и жены нанесла ее родственникам глубокую моральную травму. От данной трагедии родственники ФИО3 испытали шок и очень сильные душевные переживания, от которых до настоящего времени не могут прийти в себя. Глубокие моральные переживания пагубно влияют на их физическое состояние. Данная трагедия нанесла, и продолжает наносить родственникам ФИО3 моральный вред, который подлежит компенсации. Сумму компенсации морального вреда оценивает в сумме 200.000 рублей. В судебном заседании представитель Журавлевой А.Н. поддержала исковые требования, настаивали на их удовлетворении. В судебном заседании представитель ответчика Никифорова М.Ю. просила в удовлетворении иска отказать, считая, что несчастный случай произошел по вине самой погибшей, которая грубо нарушила правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 21.11.2010г. ФИО3 на 1534 км., пикета №5 железнодорожного перегона «Придорожная-Брюховецкая» смертельно травмирована локомотивом ОАО «РЖД» ЭП/М-555 в составе пассажирского поезда № сообщением «С.Петербург - Адлер». 21.12.2010 г. по результатам проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ Краснодарский следственный отдел на транспорте Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ в возбуждении уголовного дела по факту смертельного травмирования ФИО3 отказал. Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. №3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля). Локомотив ОАО «РЖД» ЭП/М-555 в составе пассажирского поезда № сообщением «С.Петербург - Адлер» и пешеходный переход ОАО «РЖД» на 1534 км., пикета №5 железнодорожного перегона «Придорожная - Брюховецкая» являются источниками повышенной опасности. Согласно п.3, 5 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2007 №18 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2007 N 9154), железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). С целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению: содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей не общего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии. В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно ч.1 ст.1079 ГК РФ следует, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). ОАО «РЖД» - юридическое лицо, которое занимается коммерческими железнодорожными перевозками и обязано обеспечивать необходимые условия для безопасности людей на железной дороге. Пешеходный переход ОАО «РЖД» на 1534 км., пикета №5 железнодорожного перегона «Придорожная - Брюховецкая» принадлежит ОАО «РЖД». В соответствии со ст.1100 ГК РФ в случаях, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда. На основании ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что сам факт смерти ФИО3 уже подтверждает физические и нравственные страдания Журавлевой А.Н., как родной дочке погибшей. Также суд учитывает и то обстоятельство, что смерть ее матери ФИО3 нанесла ей глубокую моральную травму. В результате трагедии истец испытал шок и сильные душевные переживания. Учитывая изложенное, суд считает, что иск Журавлевой А.Н. к ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в размере 150.000 рублей. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Как следует из материалов дела, истец оплатил услуги представителя в размере 10.000 руб., а так же услуги нотариуса в размере 500 руб., указанные расходы подлежат взысканию с ОАО «РЖД» в пользу Журавлевой А.Н. Сумму по оплате услуг представителя в размере 10 т.р. суд признает разумной. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Журавлевой А.Н. удовлетворить частично. Взыскать с ОАО «Российские Железные Дороги» в пользу Журавлевой А.Н. компенсацию морального вреда в размере 150.000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10.000 рублей, стоимость оплаты услуг нотариуса в размере 500 рублей, а всего 160.500 (сто шестьдесят тысяч пятьсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Краснодара в течении 10 дней. Судья -