Решение по иску Сарайкина Р.С. к ОАО `РЖД` о взыскании морального вреда.



РЕШЕНИЕ      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«6» сентября 2011 года                                                     г.Краснодар

Октябрьский Районный суд г.Краснодара в составе:

Председательствующего                                                   Гончаров О.А.,

при секретаре                                                                     Бескоровайная Я.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сарайкина Р.С. к ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги о взыскании морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Сарайкин Р.С. обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги о взыскании морального вреда в размере 150.000 рублей и взыскании с ответчика расходов за оплату услуг представителя в размере 50.000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что 24.03.2009 года около 18 часов ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на 643 км. пикета №3 перегона «Динская -Пластуновская» смертельно травмирована электропоездом ОАО «РЖД» сообщением «Краснодар-Тихорецк».03.08.2009 г по результатам проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ Краснодарский межрайонный следственный отдел на транспорте Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ в возбуждении уголовного дела по факту смертельного травмирования ФИО1 отказал. Электропоезд ОАО «РЖД» сообщением «Краснодар -Тихорецк» и нерегулируемый пешеходный переход ОАО «РЖД» на 643км. (пикет №3) перегона «Платсуновская-Динская» являются источниками повышенной опасности. Обслуживание и содержание данных источников повышенной опасности осуществляют структурные подразделения ОАО «РЖД». Владелец источника повышенной опасности обязан обеспечить безопасную его эксплуатацию, в том числе и профилактические работы, направленные на предупреждение причинения вреда. Пешеходный переход ОАО «РЖД» на 643км (пикет №3) перегона «Платсуновская-Динская» не имел соответствующих световых и звуковых приспособлений для оповещения приближения поезда, информационных знаков, во время прохождения электропоезда ОАО «РЖД» сообщением «Краснодар-Тихорецк» никем не охранялся. Смерть единственной, любимой сестры, явилась для ее брата Сарайкина Р.С. невосполнимой потерей и оставила глубокую моральную травму. Свою младшую сестру Сарайкин Р.С. воспитывал с детских лет, так как они проживали с матерью, которая все время работала, и вложил в нее свою любовь и душу, так как это была единственная его сестра. Сестра хорошо училась, принимала активное участие в общественной жизни, своим поведением и жизнью заслуживала уважения. ФИО1 была очень заботливая сестра и дочь, все время помогала престарелой матери по хозяйству. От данной трагедии Сарайкин Р.С. испытал шок и очень сильные душевные переживания, от которых до настоящего времени не может прийти в себя. Данная трагедия нанесла, и продолжает наносить Сарайкину Р.С. моральный вред, который он оценивает в сумме 150.000 рублей.

В судебном заседании представитель Сарайкина Р.С. поддержал исковые требования, настаивали на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Захарова Е.А. просила в удовлетворении иска отказать, считая, что несчастный случай произошел по вине самой погибшей, которая грубо нарушила правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 24.03.2009 года около 18 часов ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на 643 км. пикета №3 перегона «Динская-Пластуновская» смертельно травмирована электропоездом ОАО «РЖД» сообщением «Краснодар-Тихорецк».

31.12.2010 года по результатам проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ Краснодарский следственный отдел на транспорте Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ в возбуждении уголовного дела по факту смертельного травмирования ФИО1 отказал.

Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. №3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля).

Электропоезд ОАО «РЖД» сообщением «Краснодар -Тихорецк» и нерегулируемый пешеходный переход ОАО «РЖД» на 643км. (пикет №3) перегона «Платсуновская-Динская» являются источниками повышенной опасности.

Согласно п. 3, 5 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2007 № 18 «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2007 N 9154), железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). С целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению: содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей не общего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из ч.1 ст.1079 ГК РФ следует, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

ОАО «РЖД» - юридическое лицо, которое занимается коммерческими железнодорожными перевозками и обязано обеспечивать необходимые условия для безопасности людей на железной дороге.

Пешеходный переход ОАО «РЖД» на 643км. (пикет №3) перегона «Платсуновская-Динская» принадлежит ОАО «РЖД».

Согласно ст.1100 ГК РФ в случаях, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

На основании ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что сам факт смерти ФИО1 уже подтверждает физические и нравственные страдания Сарайкина Р.С., как родного брата погибшей. Также суд учитывает и то обстоятельство, что смерть его единственной сестры ФИО1 нанесла ему глубокую моральную травму. От данной трагедии истец испытал шок и очень сильные душевные переживания.

Учитывая изложенное, суд считает, что иск Сарайкина Р.С. к ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в размере 100.000 рублей.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Что касается требования истца о взыскании с ответчика расходов за оплату услуг представителя в размере 50.000 рублей, то в этой части суд считает правильным и целесообразным снизить оплату услуг представителя до 15.000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования Сарайкина Р.С. удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Российские Железные Дороги» в пользу Сарайкина Р.С. компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15.000 рублей, а всего 115.000 (сто десять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Краснодара в течении 10 дней.

Судья -