Решение по иску Щербакова Е.Н. к Департаменту Лесного хозяйства Краснодарского края о восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, индексации, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                  

Город Краснодар                                                                 «04» июля 2011 года

Октябрьский районный суд в составе:

Председательствующего - Судьи                                     Казанской Н.Б.,

при секретаре                                                                    Пченушай Р.К.

с участием помощника прокурора

Центрального округа г. Краснодара                               Эркаевой Н.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Щербакова ФИО13 к Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края о восстановлении на paботе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, индексации, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края о восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, индексации, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований Щербаков Е.Н. указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал по бессрочному служебному контракту в Департаменте лесного хозяйства Краснодарского края в должности <данные изъяты>, инвестиций и преобразования земель. ДД.ММ.ГГГГ уволен с занимаемой должности за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей. Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ увольнение было признано незаконным и он был восстановлен на работе в должности. К работе приступил ДД.ММ.ГГГГ, т.к. с 07 декабря 2009 г. находился на больничном. В первый рабочий день руководитель департамента ознакомил его с приказом от 10.03.2010 № 9-л, согласно которого он уволен в соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 33 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Считает увольнение незаконным по следующим основаниям. Процедура его увольнения по сокращению была начата ответчиком письмом от 10.12.2009 г. Считает, что данное письмо было подписано неуполномоченным лицом, не являющимся представителем нанимателя, первым заместителем руководителя департамента лесного хозяйства Краснодарского края ФИО5, а должно было быть подписано руководителем департамента ФИО7 или лицом, исполняющим его обязанности. Согласно журналу учета листов временной нетрудоспособности департамента лесного хозяйства Краснодарского края за 2009 г. ФИО7 не находился на больничном. Кроме того, ответчиком не представлен документ (приказ), на основании которого была начата процедура сокращения должности начальника отдела государственной экспертизы, инвестиций и преобразования земель. С 2007 г. он являлся членом профсоюзной организации департамента лесного хозяйства Краснодарского края, регулярно платил профсоюзные взносы. Ответчик обязан был в письменной форме сообщить о предстоящем его увольнении по сокращению должности выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Однако ответчик начал процедуру увольнения по сокращению должности без предупреждения профсоюзного органа и проведения с ним согласований увольнения. Уведомление о сокращении его должности датировано 10.12.2009 г. Первое обращение ответчика в профсоюзный комитет по вопросу его увольнения датировано 23.12.2009 г., второе обращение датировано 15.02.2010 г. Ответчик также не представил доказательствтого, что профсоюзный орган дал согласие на его увольнение по тем основаниям, которые были указаны работодателем при обращении в профсоюзный орган. Кроме того, противоправными действиями руководителя департамента ему был причинен моральный вред. Просит восстановить его на работе в должности <данные изъяты>, взыскать с ответчика в его пользу среднюю заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию за причиненный моральный вред в размере 50 000 рублей и понесенные им судебные расходы на оплату услуг представителя и возмещение расходов эксперта.

В судебном заседании Щербаков Е.Н. уточнил заявленные ранее исковые требования кроме вышеизложенного просит проиндексировать задолженность по заработной плате с 11.03.2010 года по день вынесения решения, а также увеличил заявленные исковые требования в части компенсации морального вреда до 500 000 рублей. Кроме того пояснил, что считает процедуру его увольнения незаконной также и по тем основаниям, что он не был надлежащим образом уведомлен о предстоящем сокращении, не была предложена иная должность, также считает, что фактически сокращение числа работников произведено не было, в связи с чем нарушены нормы трудового законодательства.

Представитель ответчика Белая И.П. в судебном заседании возражала против заявленных Щербаковым Е.Н. исковых требований и пояснила, что на основании решения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 03.12.2009 приказом Департамента от 04.12.2009 № 54-л истец восстановлен на работе в должности <данные изъяты>. Данное восстановление было произведено за штатом, поскольку на тот момент должности, в которой истец был восстановлен, уже не существовало. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.09.2009 № 766 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2006 года № 1183 «О департаменте лесного хозяйства Краснодарского края» изменена структура Департамента и сокращена должность <данные изъяты>. Письмом Департамента от 10.12.2009 № 77-4994/09-11 истцу была предложена для замещения вакантная должность специалиста <данные изъяты> в связи с сокращением должности <данные изъяты>. 23.12.2009 истцом на указанное письмо проставлена запись об ознакомлении о сокращении занимаемой им должности и об отказе от предложенной вакантной должности. В период с 07.12.2009 г. по 09.03.2010 г. Щербаков Е.Н. отсутствовал на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью. 10.03.2010 г. истец приступил к работе и приказом Департамента от 10.03.2010 № 9-л был уволен в соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 33 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Решение об увольнении Щербакова Е.Н. принято с учетом мнения профсоюза.

Прокурор в судебном заседании полагал, что заявленные Щербаковым Е.Н. исковые требования подлежат удовлетворению в части восстановления на работе, взыскания средней заработной платы за время вынужденного прогула, индексации, поскольку ответчиком был нарушен порядок увольнения. Рассмотрение заявленных истцом требований в части компенсации за причиненный моральный вред, оставила на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в период с 14.03.2007 г. по 23.07.2009 г. Щербаков Е.Н. работал по бессрочному служебному контракту в Департаменте лесного хозяйства Краснодарского края в должности <данные изъяты>

В соответствии с приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 23.07.2009 № 12-л истец был уволен с должности <данные изъяты> края в порядке п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей.

На основании решения Октябрьского районного суда г. Краснодара от 03.12.2009 приказом Департамента от 04.12.2009 № 54-л истец восстановлен на работе в должности <данные изъяты> края.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.09.2009 № 766 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2006 года № 1183 «О департаменте лесного хозяйства Краснодарского края» изменена структура Департамента и сокращена должность <данные изъяты>

В силу п.2 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения штата работников организации, увольнение по сокращению штата допускается только, если не возможно перевести работника, с его согласия, на другую работу.

В соответствии со ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В судебном заседании установлено, что ответчиком были соблюдены нормы установленные Трудовым кодексом. Согласно представленному в суд штатному замещению на 10.12.2009 г. в Департаменте лесного хозяйства Краснодарского края имелась одна вакантная должность старшего <данные изъяты>. Письмом Департамента от 10.12.2009 № 77-4994/09-11 истцу была предложена для замещения указанная вакантная должность в связи с сокращением должности <данные изъяты>.

Истцом на письме Департамента от 10.12.2009 № 77-4994/09-11, 23.12.2009 проставлена запись об ознакомлении о сокращении занимаемой им должности и об отказе от предложенной вакантной должности.

Согласно заключению эксперта № 17/4215-э, подпись от имени Щербакова Е.Н., расположенная под рукописным текстом на оборотной стороне письма от 10.12.2009 с исх. № 77-4994/09-11, которым Щербаков Е.Н. уведомлен о сокращении должности <данные изъяты>, выполнена Щербаковым Е.Н.

К имеющейся в материалах гражданского дела рецензии на заключение эксперта, суд относится критически. Эксперт НСЭУ Гнатива И.А., выдавшая рецензию на заключение эксперта, ознакомилась лишь с самим текстом заключения, без исследования текста и подписи, а так же экспериментальных образцов подписи. Из текста рецензии следует, что экспертом Гнатива И.А. сделан вывод о том, что подпись выполнена не Щербаковым Е.Н., а другим лицом. Таким образом, фактически дано иное заключение, однако, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт не предупреждалась, о назначении повторной экспертизы истец не заявлял.

Из материалов дела усматривается, что в период с 07.12.2009 года по 09.03.2010 года Щербаков Е.Н. отсутствовал на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью.

10.03.2010 года Щербаков Е.Н. приступил к выполнению служебных обязанностей и приказом Департамента от 10.03.2010 № 9-л был уволен в соответствии с пунктом 6 части 1 ст. 33 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 ст. 31 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

Щербаков Е.Н. был уведомлен о сокращении должности 23.12.2009. Приказ об увольнении истца принят Департаментом 10.03.2010, т.о., 2-х месячный предупредительный срок был соблюден.

Уведомление Департамента от 10.12.2009 № 77-4994/09-11 о сокращении подписано первым заместителем руководителя департамента ФИО5 Права и обязанности первого заместителя руководителя департамента лесного хозяйства определены должностным регламентом, утвержденным 06.10.2009 заместителем главы администрации (губернатора) Краснодарского края ФИО10. В соответствии с п. 26 раздела 2 указанного Регламента первый заместитель руководителя Департамента в период временного отсутствия руководителя Департамента исполняет обязанности руководителя Департамента. На основании приказа Департамента от 04.12.2009 № 106-кв период с 9 по 11 декабря 2009 года руководитель департамента временно отсутствовал в связи с убытием в командировку. Исполняющим обязанности руководителя назначен первый заместитель руководителя Департамента ФИО5. То есть уведомление о сокращении должности от 10.12.2009 подписано надлежащим лицом. В судебном заседании истец не заявлял об указанных выше обстоятельствах, однако заявленные им исковые требования поддержал в полном объеме, эти обстоятельства указаны в исковых заявлениях, в связи с чем суд считает необходимым их исследовать.

На основании ст. 38 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы. По обращениям Департамента от 23.12.2009 № 77-5145/09-11 и от 15.02.2010 № 77-535/10-11/03 на основании протоколов заседаний профсоюзного комитета Департамента от 14.01.2010 № 1 и от 18.02.2010 согласовано освобождение от занимаемой должности и увольнение Щербакова Е.Н. по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Решение об увольнении истца принято приказом Департамента от 10.03.2010. Истцом на руки была получена трудовая книжка, а также произведена полная выплата причитающихся денежных средств.

Довод истца о том, что фактически сокращения численности штата по Департаменту не было, поскольку и по старому штатному расписанию и по новому, численность сотрудников Департамента не изменилась, суд считает несостоятельным.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.09.2009 № 766 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2006 года № 1183 «О департаменте лесного хозяйства Краснодарского края» изменена структура Департамента, то есть, произведена реорганизация государственного органа. Обязательное изменение численности сотрудников при реорганизации Законом «О государственной гражданской службе в РФ» от 15.07.2004 г. (в редакции от 28.12.2010 г.) не предусмотрено и численность сотрудников Департамента лесного хозяйства Краснодарского края действительно не изменилась.

Однако, в результате реорганизации должность начальника отдела государственной экспертизы, инвестиций и преобразования земель была ликвидирована.

В соответствии со ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

Таким образом, в связи с сокращением должности и отказом истца от перехода на единственную имевшуюся в Департаменте вакантную должность, с согласия профсоюзной организации, Щербаков Е.Н. был уволен с занимаемой должности.

Кроме того, судом учитывается, что ранее истец занимал должность <данные изъяты>. Согласно должностному регламенту <данные изъяты> должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Юриспруденция».

После реорганизации, <данные изъяты> был ликвидирован и создан отдел информатизации<данные изъяты>. Согласно должностному регламенту, начальник данного отдела должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «Маркетинг» квалификации «Маркетолог», по специальности «Государственное и муниципальное управление» квалификации «Менеджер», по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управление» квалификации «Инженер», по специальности «Журналистика» квалификации «Журналист».

Истец, имеющий высшее юридическое образование, не отвечает требованиям указанного должностного регламента, в связи с чем ему не могла быть предложена должность начальника данного отдела в случае ее вакансии, и ему обоснованно была предложена вакантная должность старшего <данные изъяты>, от замещения которой истец отказался.

Учитывая изложенное, суд не усматривает каких-либо нарушений в действиях ответчика и полагает, что, доводы, содержащиеся в исковом заявлении, не соответствуют действительности, не основаны на фактических обстоятельствах дела, в связи с чем, считает необходимым отказать Щербакову в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ЩЕРБАКОВА ФИО13 к Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края о восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, индексации, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.

Председательствующий-

Мотивированное решение изготовлено 06.07.2011 года