решение по заявлению первого заместителя пракурора Краснодарского края-прокуроора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Управления автомобильных дорог КК



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Краснодар       15 августа 2011 года

Судья Октябрьского районного суда Старикова М.А.

с участием представителя Прокуратуры ЦО г. Краснодара Когай В.Т.

при секретаре       Цукановой З.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Управления автомобильных дорог Краснодарского края,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи Прокурор Центрального административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Управления автомобильных дорог Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до комплекса трамплинов (проектные и изыскательские работы, строительство)», обязать управление автомобильных дорог Краснодарского края принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до комплекса трамплинов (проектные и изыскательские работы, строительство)».

В обоснование своих требований, заявитель указал, что Прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов.

Управление автомобильных дорог Краснодарского края осуществляет функции ответственного исполнителя (заказчика) строительства олимпийского объекта, предусмотренного п. 25 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 305): «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до комплекса трамплинов (проектные и изыскательские работы, строительство)».

В ходе проверки установлено, что организация охраны на указанном объекте не соответствует предъявляемым требованиям: не разработана инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме, согласованная с «ГК «Олимпстрой», план взаимодействия с ФСБ, МВД, МЧС, ФСО России, а также медицинскими учреждениями с целью реагирования на сообщения об угрозе террористического акта; приказом не назначено лицо, ответственное за обеспечение безопасности строительства олимпийского объекта, а также лицо, ответственное за осуществление входного и строительного контроля; на объекте отсутствует площадка для осмотра транспорта, досмотровая эстакада; досмотр транспорта на площадке № 1 не организован. Для перевозки грузов используется транспорт не прошедший аккредитации в АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр». Число охранников подлежит увеличению с организацией патрулирования строительных площадок (либо установка видеокамер).

Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, в полном объеме не осуществляется.

Прокуратурой края в адрес управления автомобильных дорог края ранее, 13.11.2010 г. направлялись представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место.

В судебном заседании представитель прокуратуры ЦО г. Краснодара поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица «ГК «Олимпстрой» в судебном заседании согласился с заявленными требованиями заявителя, пояснив, что в целях проверки исполнения управлением автомобильных дорог Краснодарского края возложенных на него обязанностей было проведено комиссионное обследование мер охраны строительства Олимпийского объекта, которое установило, что уровень организации охраны и безопасности объекта не соответствует предъявленным требованиям. Не осуществляется специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов.

Представители Управления автомобильных дорог Краснодарского края возражали против заявленных требований, просили в удовлетворении заявления отказать по представленным в возражении основаниям, пояснив, что доводы изложенные в заявлении первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи не находят своего подтверждения, что свидетельствует об отсутствии вины управления автомобильных дорог Краснодарского края и соответственно отсутствия самого факта бездействия, поскольку нарушения изложенные в заявлении первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи устранены.

На основании государственного контракта № 429 на выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог мостов, (путепроводов) от 25 сентября 2009 года, заключенного управлением автомобильных дорог Краснодарского края и ООО «Тоннельдорстрой», генеральным подрядчиком по строительству указанного объекта выступает ООО «Тоннельдорстрой».

В соответствии с пунктами 4.4.21, 10.2 государственного контракта, ООО «Тоннельдорстрой» обязано обеспечить и содержать за свой счет освещение, охрану объекта, материалов, оборудования, стоянки строительной техники и иного имущества и строящихся сооружений, необходимых для строительства (реконструкции) объекта, обеспечить установку ограждений объекта и соответствующих знаков и указателей. Обязанностей по исполнению мероприятий в сфере охраны и антитеррористической защищенности строящегося олимпийского объекта, осуществляемых в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 458 в государственном контракте не предусмотрено.

Включить в обязанности подрядчика по государственному контракту № 429 на выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог мостов, (путепроводов) от 25 сентября 2009 года исполнение, мероприятий предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 458, не представляется возможным, по причине того, что в соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", установлен запрет на изменение условий контракта, при его заключении и исполнении по соглашению сторон и в одностороннем порядке.

Несмотря на вышеизложенное, по причине отсутствия в смете расходов управления автомобильных дорог Краснодарского края средств на организацию охраны и антитеррористической защищенности строящегося олимпийского объекта и отсутствии в проектно-сметной документации финансовых средств на реализацию мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 458, данные мероприятия на строящемся олимпийском объекте реализуются генеральным подрядчиком ООО «Тоннельдорстрой», а также его субподрядными организациями исключительно за счет собственных средств.

Строящийся олимпийский объект ООО «Тоннельдорстрой» является объектом капитального строительства, при этом, в соответствии с пунктом 18 статьи 1 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края", относится к категории линейных объектов, а именно, имеет значительную протяженность, строительство его ведется при постоянном движении автотранспорта, по прилегающим к нему городским дорогам, что является причиной невозможности в ряде случаев применения определенных комплексных мер по охране данного объекта, в том числе в разрезе с иными объектами капитального строительства не относящихся к категории линейных.

Представитель администрации Краснодарского края также просил отказать в удовлетворении требований, указанных в заявлении первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи о признании незаконным бездействия управления автомобильных дорог Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до комплекса трамплинов (проектные и изыскательские работы, строительство)».

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи о признании незаконным бездействия управления автомобильных дорог Краснодарского края подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов.

Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 310-ФЗ) является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона № 310-ФЗ в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии со ст. 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Управление автомобильных дорог Краснодарского края, являясь в силу п. 1.1 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 № 806 органом исполнительной власти края, осуществляет функции ответственного исполнителя (заказчика) строительства олимпийского объекта, предусмотренного п. 25 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 305): «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до комплекса трамплинов (проектные и изыскательские работы, строительство)».

В соответствии с подпунктами «е», «з» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства», организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов, в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы.

Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона № 310-ФЗ между ответственным исполнителем (управление автомобильных дорог) и ГК «Олимпстрой» заключено соглашение об осуществлении контроля за строительством олимпийских объектов от 31.07.2009 № 02-02/4-1248 (далее -Соглашение).

В соответствии с приложением № 1 к Соглашению Олимпийский объект подлежит контролю (мониторингу) со стороны ГК «Олимпстрой».

Статьями 6.1, 6.7 Соглашения также предусмотрено, что ГК «Олимпстрой» вправе проводить проверки, в том числе выездные, по месту нахождения олимпийских объектов, по результатам которых составляется акт с изложением выявленных недостатков и рекомендаций по их устранению.

Согласно статье 5.1.4 Соглашения ответственный исполнитель в согласованные с ГК «Олимпстрой» сроки обеспечивает устранение недостатков, выявленных в ходе осуществления контроля (мониторинга).

Также в соответствии со статьей 5.1.1 Соглашения на ответственного исполнителя возложены обязанности по организации выполнения мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийских объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийских объектов, организации пропускного и внутриобъектового режимов на олимпийских объектах в соответствии с инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах, согласованной с ГК «Олимпстрой».

Как установлено в ходе проверки, организация охраны на указанном объекте не соответствует предъявляемым требованиям: не разработана инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме, согласованная с «ГК «Олимпстрой», план взаимодействия с ФСБ, МВД, МЧС, ФСО России, а также медицинскими учреждениями с целью реагирования на сообщения об угрозе террористического акта; приказом не назначено лицо, ответственное за обеспечение безопасности строительства олимпийского объекта, а также лицо, ответственное за осуществление входного и строительного контроля; на объекте отсутствует площадка для осмотра транспорта, досмотровая эстакада; досмотр транспорта на площадке № 1 не организован. Для перевозки грузов используется транспорт не прошедший аккредитации в АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр». Число охранников подлежит увеличению с организацией патрулирования строительных площадок (либо установка видеокамер).

Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, в полном объеме не осуществляется.

Судом установлено, что прокуратурой края в адрес управления автомобильных дорог края ранее, 13.11.2010 направлялись представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Согласно представленному 14.12.2010 управлением автомобильных дорог края ответу, приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место. Данное обстоятельство подтверждается актом комиссионного обследования «ГК «Олимпстрой» от 11.03.2011 № 211.

Кроме того, в судебном заседании был представлен акт комиссионного обследования «ГК «Олимпстрой» от 09.08.2011 № 368, согласно которого, уровень организации охраны и безопасности объекта не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям и фотографии, подтверждающие факт не устранения нарушений, в связи с чем, к доводам представителей Управления автомобильных дорог Краснодарского края о том, что нарушения изложенные в заявлении первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи устранены, суд относится критически, поскольку в судебном заседании они не были подтверждены.

Невыполнение управлением автомобильных дорог края требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов не обеспечивает системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизации последствий проявления терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, противодействия угрозам терроризма в целом, в пределах полномочий, предоставленных органу государственной власти края ст.ст. 2,5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере организации охраны олимпийского объекта «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до комплекса трамплинов (проектные и изыскательские работы, строительство)» является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности.

Непринятие мер, направленных на предупреждение угроз терроризма, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану жизни и здоровья.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

                                                                        РЕШИЛ:

Заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Управления автомобильных дорог Краснодарского края - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления автомобильных дорог Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до комплекса трамплинов (проектные и изыскательские работы, строительство)».

Обязать управление автомобильных дорог Краснодарского края принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до комплекса трамплинов (проектные и изыскательские работы, строительство)».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.

Судья -