решение по иску УФСН в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК к ОАО `Краснодаргоргаз` о признании действий (бездействия) в отношении неопределенного круга лиц противоправными и прекращении этих действий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Краснодар        07 февраля 2012 года

судья Октябрьского районного суда     СТАРИКОВА М.А.

при секретаре        Цукановой З.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю к ОАО «Краснодаргоргаз» о признании действий (бездействия) в отношении неопределенного круга лиц противоправными и прекращении этих действий.

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском к ОАО «Краснодаргоргаз» о признании действий (бездействия) в отношении неопределенного круга лиц противоправными и прекращении этих действий, ссылаясь на то, что в ходе проверки ОАО «Краснодаргоргаз» должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю установлены нарушения требований ст. ст. 8,9, 10; Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»,п. 38 (п/п б), п.42 постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», п. 15 (п/п п/п к,л,м) постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549 « О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

В Центре обслуживания клиентов, где потребителям оказываются услуги по газификации, допущены нарушения права потребителя на получение полной и достоверной информации об исполнителе услуги газоснабжения, на входе в здание имеется вывеска, на которой отсутствует информация о режиме работы. Рядом, в отдельном здании, где расположен «Газосбыт» ОАО «Краснодаргоргаз» и осуществляется прием граждан по газоснабжению (выдача квитанций, оформление договоров), на вывеске отсутствует информация о месте нахождения (адрес).

В заключенных с потребителями договорах на газоснабжение от 24.03.2011г., от 08.02.2011г., от 25.11.2010г., от 20.04.2011г., от 26.08.2011г., от 29.11.2010г. и типовом бланке договора, предлагаемом к заключению, допущены нарушения права потребителя на получение полной и достоверной информации о предоставляемой услуге газоснабжения, в нарушение постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549 (п.15, п/п к,л,м), не представлена информация: о месте присоединения прибора учета к газопроводу, реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов.

Кроме того, в п. 2.1.5 договора газоснабжения установлено, что газоснабжающая организация обязана информировать потребителя об изменении норм потребления и тарифов по оплате за газ, а также доводить данную информацию до Потребителя в пунктах приема платежей за газ.

Однако, пунктом 42 постановления Правительства № 307, установлено, что информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам (если иной срок не установлен договором).

Договором газоснабжения не установлен срок уведомления потребителя об изменении тарифов, нормативов, а информация об изменении тарифов в пунктах приема платежей за газ не является письменным уведомлением потребителя.

В ходе проверки платежных документов за январь 2011г. л/счет , март 2011г. л/счет , и, типового бланка платежного документа установлено, что в платежных документах в нарушение пункта 38 (п/п б) не содержится информация об адресе сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

По фактам выявленных нарушений в отношении юридического лица ОАО «Краснодаргоргаз» составлен протокол об административном правонарушении от 16.05.2011г. по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и в последующем вынесено постановление от 22.06.2011г. о привлечении к административной ответственности и назначением штрафа в размере 5.0 тыс. рублей.

Предписание от 16.05.2011г., выданное начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю было исполнено ОАО «Краснодаргоргаз» в срок и в полном объеме.

Однако, исполнение предписания касалось только договоров газоснабжения исследованных в ходе плановой проверки, а ОАО «Краснодаргоргаз» предоставляет услуги газоснабжения неопределенному кругу потребителей.

В виду того, что действия (бездействия) ОАО «Краснодаргоргаз» могли привести к существенному нарушению прав потребителей, а так же свидетельствуют о том, что указанные выше условия Договора газоснабжения применялись для неопределенного круга потребителей с нарушением действующего законодательства РФ, истец просит признать действия (бездействия) на момент проверки ОАО «Краснодаргоргаз» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, в части нарушений прав потребителей на получение полной и достоверной информации о предоставляемой услуге газоснабжения в договорах газоснабжения: о месте присоединения прибора учета к газопроводу, реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов; о сроке и порядке уведомления потребителя об изменении тарифов, нормативов; в части предоставления полной и достоверной информации в платежном документе: об адресе сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. Обязать ОАО «Краснодаргоргаз» прекратить указанные действия путем доведения в десятидневный срок через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее, - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Уполномоченным органом в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Действует на основании Положения, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.05.2006 года № 139.

Согласно пункту 4 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки ОАО «Краснодаргоргаз»на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 27.04.2011г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю установлены нарушения требований ст. ст. 8,9, 10; Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»,п. 38 (п/п б), п.42 постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», п. 15 (п/п п/п к,л,м) постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549 « О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

В Центре обслуживания клиентов, где потребителям оказываются услуги по газификации, допущены нарушения права потребителя на получение полной и достоверной информации об исполнителе услуги газоснабжения, на входе в здание имеется вывеска, на которой отсутствует информация о режиме работы. Рядом, в отдельном здании, где расположен «Газосбыт» ОАО «Краснодаргоргаз» и осуществляется прием граждан по газоснабжению (выдача квитанций, оформление договоров), на вывеске отсутствует информация о месте нахождения (адрес).

В заключенных с потребителями договорах на газоснабжение от 24.03.2011г., от 08.02.2011г., от 25.11.2010г., от 20.04.2011г., от 26.08.2011г., от 29.11.2010г. и типовом бланке договора, предлагаемом к заключению, допущены нарушения права потребителя на получение полной и достоверной информации о предоставляемой услуге газоснабжения, в нарушение постановления Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549 (п.15, п/п к,л,м), не представлена информация: о месте присоединения прибора учета к газопроводу, реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов.

Кроме того, в п. 2.1.5 договора газоснабжения установлено, что газоснабжающая организация обязана информировать потребителя об изменении норм потребления и тарифов по оплате за газ, а также доводить данную информацию до Потребителя в пунктах приема платежей за газ.

Однако, пунктом 42 постановления Правительства № 307, установлено, что информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам (если иной срок не установлен договором).

Договором газоснабжения не установлен срок уведомления потребителя об изменении тарифов, нормативов, а информация об изменении тарифов в пунктах приема платежей за газ не является письменным уведомлением потребителя.

В ходе проверки платежных документов за январь 2011г. л/счет , март 2011г. л/счет и, типового бланка платежного документа установлено, что в платежных документах в нарушение пункта 38 (п/п б) не содержится информация об адресе сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

По фактам выявленных нарушений в отношении юридического лица ОАО «Краснодаргоргаз» составлен протокол об административном правонарушении от 16.05.2011г. по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и в последующем вынесено постановление от 22.06.2011г. о привлечении к административной ответственности и назначением штрафа в размере 5.0 тыс. рублей.

Предписание от 16.05.2011г., выданное начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю было исполнено ОАО «Краснодаргоргаз» в срок и в полном объеме.

Однако, исполнение предписания касалось только договоров газоснабжения исследованных в ходе плановой проверки, а ОАО «Краснодаргоргаз» предоставляет услуги газоснабжения неопределенному кругу потребителей.

В связи с чем, суд полагает что действия (бездействия) ОАО «Краснодаргоргаз» могли привести к существенному нарушению прав потребителей, а так же свидетельствуют о том, что указанные выше условия Договора газоснабжения применялись для неопределенного круга потребителей с нарушением действующего законодательства РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю к ОАО «Краснодаргоргаз» о признании действий (бездействия) в отношении неопределенного круга лиц противоправными и прекращении этих действий - удовлетворить.

Признать действия (бездействия) на момент проверки ОАО «Краснодаргоргаз» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, в части нарушений прав потребителей на получение полной и достоверной информации о предоставляемой услуге газоснабжения в договорах газоснабжения: о месте присоединения прибора учета к газопроводу, реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов; о сроке и порядке уведомления потребителя об изменении тарифов, нормативов; в части предоставления полной и достоверной информации в платежном документе: об адресе сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Обязать ОАО «Краснодаргоргаз» прекратить указанные действия путем доведения в десятидневный срок через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный в течение одного месяца.

Судья