Решение по делу по иску прокурора Западного округа в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО Седин Энерго о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации


30 марта 2012 года                                                                                                   г. Краснодар

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующей                                                                                      Якименко Л.А.

с участием:

представителя прокуратуры

Западного округа г. Краснодара Манаева А.В.

Представителя ответчика                         Шмелева А.Н.

при секретаре                                  Новиковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Западного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Седин-Энерго» о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Западного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации обратилась в суд с иском к ЗАО «Седин-Энерго» о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства, обосновывая свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ЗАО «Седин-Энерго» при пользовании недрами из скважины № 5, расположенной по адресу: <адрес>, установлено, что ЗАО «Седин-Энерго» осуществляет пользование недрами по лицензии с нарушением условий лицензии, а также использует зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, а именно: при отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта на добычу подземных вод, территория первого пояса не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, в первом поясе зоны санитарной охраны скважины расположены высокоствольные деревья, стоянка транспортных средств. Учитывая, что ответчик нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, истец просит суд признать незаконными действия ЗАО «Седин-Энерго» по пользованию недрами из скважины (инв. ), расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением требований лицензии , признать незаконными действия ЗАО «Седин-Энерго» по использованию территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины (инв. ), расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами и обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: получить согласованный с комиссией, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию проект на добычу подземных вод из скважины , территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины , расположенной по адресу: <адрес>, спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, выполнить дорожки с твердым покрытием к сооружениям, устранить высокоствольные деревья и не допускать на ее территории стоянки транспортных средств.

В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика иск признал полностью, представив в суд письменный отзыв, из которого следует, что ЗАО «Седин-Энерго» были произведены работы по устранению нарушений природоохранного законодательства в части спиливания высокоствольных деревьев с территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины , для недопущения стоянки транспортных средств изготовлены оградительные столбы, готовится проект по установке дорожных знаков, запрещающих остановку (парковку) автотранспорта.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был надлежащим образом извещен.

Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании нижеследующих обстоятельств.

Установлено, что прокуратурой Западного округа г. Краснодара совместно с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ЗАО «Седин-Энерго» (ОГРН , ИНН КПП ) при пользовании недрами по лиценцензии из скважины (инв. ), расположенной по адресу: <адрес>.

Проверкой установлено, что ЗАО «Седин-Энерго» осуществляет пользование недрами по лицензии <адрес>, полученной 14.02.2005 года сроком пользования 25 лет, целевое назначение и вид работ - добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Участок недр расположен в южной части г. Краснодара, имеет статус горного отвода с ограничением по глубине 290 м., по адресу: <адрес>. В пределах участка расположена скважина (инв. ).

Согласно журналу учета добыча пресных подземных вод из скважины (инв. ) составила за август - 3830 м3, за сентябрь - 3390 м3 и за период с 01.10 по 10.10.2011г. - 1162 м3.

Согласно статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О Недрах" - недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О Недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О Недрах" пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ; выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О Недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определено, что подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах. Проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. В состав комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, включаются представители Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также представители органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела о ЗАО «Седин-Энерго» осуществляет пользовании недрами из скважины (инв. 72984), расположенной по адресу: <адрес>, при отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта на добычу подземных вод.

В соответствии с частью 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» граница первого пояса зоны санитарной охраны группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии - не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Частью 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» закреплены мероприятия на территории зон санитарной охраны, которые предусматриваются для каждого пояса зоны санитарной охраны в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера. Объем основных мероприятий на территории зоны санитарной охраны при наличии соответствующего обоснования должен быть уточнен и дополнен применительно к конкретным природным условиям и санитарной обстановке с учетом современного и перспективного хозяйственного использования территории в районе зоны санитарной охраны.

Территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса зоны санитарной охраны с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемыеприемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса зоны санитарной охраны при их вывозе. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ зоны санитарной охраны.

Как следует из материалов дела, при осмотре территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины (инв. ), расположенной по адресу: <адрес> установлено, что территория первого пояса не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия. В первом поясе зоны санитарной охраны скважины расположены высокоствольные деревья, стоянка транспортных средств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по пользованию недрами с нарушением требований лицензии и использование зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нарушаютинтересы Российской Федерации, а также право неопределенного круга на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года - ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ввиду изложенного, суд находит исковые требования прокурора Западного округа г. Краснодара обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           Исковые требования прокурора Западного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ЗАО «Седин-Энерго» о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства - удовлетворить.

Признать незаконными действия ЗАО «Седин-Энерго» по пользованию недрами из скважины (инв. ), расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением требований лицензии и по использованию территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины (инв. ), расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами.

Обязать ЗАО «Седин-Энерго» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: получить согласованный с комиссией, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию проект на добычу подземных вод из скважины , расположенной по адресу: <адрес>, территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважины , расположенной по адресу: <адрес>, спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, выполнить дорожки с твердым покрытием к сооружениям, устранить высокоствольные деревья, не допускать на ее территории стоянки транспортных средств.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение изготовлено в окончательной форме 02 апреля 2012 года.