Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июня 2012 года город Краснодар Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе: Судьи Мантул Н.М. при секретаре Тес М.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго»о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Распределительная городская сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)», У С Т А Н О В И Л : Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго», выразившееся в бездействии по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Распределительная городская сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)»; обязать ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения и принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объектов олимпийского строительства «Распределительная городская сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)». В обосновании заявленных требований прокурор указывает на то, что Прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов. ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» реализует полномочия ответственного исполнителя (заказчика) строительства олимпийского объекта, предусмотренного п. 152 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 27): «Распределительная городская сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)». В ходе проверки установлено, что организация охраны указанного объекта на участках БКТП №485 подстанция «Альпийская» по ул. Лизы Чайкиной, БКТП №68 по ул. Гаражной, в микрорайоне «Голубые дали», по ул. Революции у домов №6 и №8 не соответствует предъявляемым требованиям: не организована охрана; объект не обеспечен средствами специального контроля для осмотра техники, грузов, посетителей; не оборудованы площадки для осмотра транспорта, эстакады, КПП, помещения для охраны; не заключен договор на установку кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения МОВО УВД г. Сочи; не разработана и не согласована с «ГК «Олимпстрой», УФСБ, ГУ МВД, УМЧС по КК служебная документация. Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, не осуществляется. Прокуратурой края в адрес ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» ранее, ДД.ММ.ГГГГ направлялись представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место. В судебном заседании представитель прокуратуры ЦО г. Краснодара поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Представитель ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго», действующий на основании доверенности, с исковым заявлением не согласился и просил суд в его удовлетворении отказать в полном объёме по представленным в возражении основаниям, пояснив, что по его мнению, заявитель, обратившись в суд с требованиями к ответчику, не установил, каковы правоотношения сторон и какой закон должен быть применен по спорному вопросу. Представитель заинтересованного лица «ГК «Олимпстрой» в судебном заседании согласился с заявленными требованиями заявителя, пояснив, что в целях проверки исполнения ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» возложенных на него обязанностей было проведено комиссионное обследование мер охраны строительства Олимпийского объекта, которое установило, что уровень организации охраны и безопасности объекта не соответствует предъявленным требованиям. Не осуществляется специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов. Суд, выслушав доводы сторон и обстоятельно исследовав материалы дела, считает, что данное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов. Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 310-ФЗ) является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта. В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона № 310-ФЗ в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии со ст. 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» реализует полномочия ответственного исполнителя (заказчика) строительства олимпийского объекта, предусмотренного п. 152 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 27): «Распределительная городская сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)». Пунктом 16.3 Соглашения об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между «ГК «Олимпстрой» и ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго», на последнее возложены обязательства по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийского объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийского объекта «Распределительная городская сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)». В соответствии с подпунктами «е», «з» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства», организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов, в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы. Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона № 310-ФЗ между ответственным исполнителем (управление автомобильных дорог) и ГК «Олимпстрой» заключено соглашение об осуществлении контроля за строительством олимпийских объектов от 31.07.2009 № 02-02/4-1248 (далее -Соглашение). В соответствии с приложением № к Соглашению Олимпийский объект подлежит контролю (мониторингу) со стороны ГК «Олимпстрой». Статьями 6.1, 6.7 Соглашения также предусмотрено, что ГК «Олимпстрой» вправе проводить проверки, в том числе выездные, по месту нахождения олимпийских объектов, по результатам которых составляется акт с изложением выявленных недостатков и рекомендаций по их устранению. Согласно статье 5.1.4 Соглашения ответственный исполнитель в согласованные с ГК «Олимпстрой» сроки обеспечивает устранение недостатков, выявленных в ходе осуществления контроля (мониторинга). Также в соответствии со статьей 5.1.1 Соглашения на ответственного исполнителя возложены обязанности по организации выполнения мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийских объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийских объектов, организации пропускного и внутриобъектового режимов на олимпийских объектах в соответствии с инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах, согласованной с ГК «Олимпстрой». Как установлено в ходе проверки, организация охраны на объекте на участках БКТП №485 подстанция «Альпийская» по ул. Лизы Чайкиной, БКТП №68 по ул. Гаражной, в микрорайоне «Голубые дали», по ул. Революции у домов №6 и №8 не соответствует предъявляемым требованиям: не организована охрана; объект не обеспечен средствами специального контроля для осмотра техники, грузов, посетителей; не оборудованы площадки для осмотра транспорта, эстакады, КПП, помещения для охраны; не заключен договор на установку кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения МОВО УВД г. Сочи; не разработана и не согласована с «ГК «Олимпстрой», УФСБ, ГУ МВД, УМЧС по КК служебная документация. Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, не осуществляется. Судом установлено, что прокуратурой края в адрес ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» ранее, ДД.ММ.ГГГГ направлялось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Согласно представленному ДД.ММ.ГГГГ ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» ответу, приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место. Данное обстоятельство подтверждается актом комиссионного обследования «ГК «Олимпстрой» от ДД.ММ.ГГГГ №, №, согласно которых, уровень организации охраны и безопасности объекта не соответствует предъявляемым требованиям. Невыполнение ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов не обеспечивает системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизации последствий проявления терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, противодействия угрозам терроризма в целом, в пределах полномочий, предоставленных органу государственной власти края ст.ст. 2,5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере организации охраны олимпийского объекта «Распределительная городская сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)» является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности. Таким образом, непринятие мер, направленных на предупреждение угроз терроризма, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану жизни и здоровья, в связи с чем, бездействием ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» нарушаются права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» - удовлетворить. Признать незаконным бездействие ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго», выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Распределительная городская сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)». Обязать ОАО энергетики электрификации Кубани «Кубаньэнерго» устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения и принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Распределительная городская сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течении месяца. Судья Н.М. Мантул Решение суда изготовлено в окончательной форме и подписано 07.06.2012 года.