Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июня 2012 года город Краснодар Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе: Судьи Мантул Н.М. при секретаре Тес М.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия Управления автомобильных дорог Краснодарского края по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности объектов олимпийского строительства «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»; «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)», У С Т А Н О В И Л : Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Управления автомобильных дорог Краснодарского края, выразившееся в бездействии по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности объектов олимпийского строительства «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»; «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)»; обязать Управление автомобильных дорог Краснодарского края устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения и принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объектов олимпийского строительства «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»; «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)». В обосновании заявленных требований прокурор указывает на то, что Прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов. Управление автомобильных дорог Краснодарского края осуществляет функции ответственного исполнителя (заказчика) строительства олимпийского объекта, предусмотренного п. 50 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.2012 № 203): «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»; «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)». В ходе проверки установлено, что организация охраны на указанных объектах не соответствует предъявляемым требованиям. На объекте «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»: на посту охраны отсутствует инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму, согласованная с «ГК «Олимпстрой»; на строительной площадке №2 не организована охрана (патрулирование); не заключен договор на установку и обслуживание кнопки тревожной сигнализации с выводом сигнала на централизованный пункт охраны МОВО УВД г. Сочи. На объекте «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)»: не организована охрана силами охранной организации, имеющей лицензию; отсутствует оборудование для проверки грузов, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов; периметр охраняемого объекта не охвачен в полном объеме видеонаблюдением (либо требует увеличения количества постов охраны); охрана не обеспечена брелоками кнопки тревожной сигнализации с выводом сигнала на централизованный пункт охраны МОВО УВД г. Сочи; инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму не согласованна с департаментом охраны «ГК «Олимпстрой»; не внесены изменения в план взаимодействия, табель постов, схему охраны; не организован замкнутый периметр строящегося объекта. Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, не осуществляется. Прокуратурой края в адрес управления автомобильных дорог края ранее, ДД.ММ.ГГГГ направлялись представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место. В судебном заседании представитель прокуратуры ЦО г. Краснодара поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Представитель Управления автомобильных дорог Краснодарского края, действующий на основании доверенности, с исковым заявлением не согласился и просил суд в его удовлетворении отказать в полном объёме по представленным в возражении основаниям, пояснив, что доводы изложенные в заявлении первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи не находят своего подтверждения, что свидетельствует об отсутствии вины Управления автомобильных дорог Краснодарского края и соответственно отсутствия самого факта бездействия, поскольку нарушения изложенные в заявлении первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи устранены. Представитель заинтересованного лица «ГК «Олимпстрой» в судебном заседании согласился с заявленными требованиями заявителя, пояснив, что в целях проверки исполнения Управлением автомобильных дорог Краснодарского края возложенных на него обязанностей было проведено комиссионное обследование мер охраны строительства Олимпийского объекта, которое установило, что уровень организации охраны и безопасности объекта не соответствует предъявленным требованиям. Не осуществляется специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов. Суд, выслушав доводы сторон и обстоятельно исследовав материалы дела, считает, что данное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов. Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 310-ФЗ) является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта. В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона № 310-ФЗ в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии со ст. 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Управление автомобильных дорог Краснодарского края, являясь в силу п. 1.1 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 № 806 органом исполнительной власти края, осуществляет функции ответственного исполнителя (заказчика) строительства олимпийского объекта, предусмотренного п. 50 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.2012 № 203): «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»; «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)». В соответствии с подпунктами «е», «з» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства», организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов, в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы. Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона № 310-ФЗ между ответственным исполнителем (управление автомобильных дорог) и ГК «Олимпстрой» заключено соглашение об осуществлении контроля за строительством олимпийских объектов от № В соответствии с приложением № 1 к Соглашению Олимпийский объект подлежит контролю (мониторингу) со стороны ГК «Олимпстрой». Статьями 6.1, 6.7 Соглашения также предусмотрено, что ГК «Олимпстрой» вправе проводить проверки, в том числе выездные, по месту нахождения олимпийских объектов, по результатам которых составляется акт с изложением выявленных недостатков и рекомендаций по их устранению. Согласно статье 5.1.4 Соглашения ответственный исполнитель в согласованные с ГК «Олимпстрой» сроки обеспечивает устранение недостатков, выявленных в ходе осуществления контроля (мониторинга). Также в соответствии со статьей 5.1.1 Соглашения на ответственного исполнителя возложены обязанности по организации выполнения мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийских объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийских объектов, организации пропускного и внутриобъектового режимов на олимпийских объектах в соответствии с инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах, согласованной с ГК «Олимпстрой». Как установлено в ходе проверки, организация охраны на указанных объектах не соответствует предъявляемым требованиям. А именно, на объекте «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»: на посту охраны отсутствует инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму, согласованная с «ГК «Олимпстрой»; на строительной площадке №2 не организована охрана (патрулирование); не заключен договор на установку и обслуживание кнопки тревожной сигнализации с выводом сигнала на централизованный пункт охраны МОВО УВД г. Сочи. На объекте «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)»: не организована охрана силами охранной организации, имеющей лицензию; отсутствует оборудование для проверки грузов, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов; периметр охраняемого объекта не охвачен в полном объеме видеонаблюдением (либо требует увеличения количества постов охраны); охрана не обеспечена брелоками кнопки тревожной сигнализации с выводом сигнала на централизованный пункт охраны МОВО УВД г. Сочи; инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму не согласованна с департаментом охраны «ГК «Олимпстрой»; не внесены изменения в план взаимодействия, табель постов, схему охраны; не организован замкнутый периметр строящегося объекта. Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, не осуществляется. Судом установлено, что прокуратурой края в адрес управления автомобильных дорог края ранее, ДД.ММ.ГГГГ направлялось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Согласно представленному ДД.ММ.ГГГГ Управлением автомобильных дорог края ответу, приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место. Данное обстоятельство подтверждается актом комиссионного обследования «ГК «Олимпстрой» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которых, уровень организации охраны и безопасности объекта не соответствует предъявляемым требованиям, в связи с чем, к доводам представителей Управления автомобильных дорог Краснодарского края о том, что нарушения изложенные в заявлении первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи устранены, суд относится критически, поскольку в судебном заседании они не были подтверждены. Невыполнение Управлением автомобильных дорог края требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов не обеспечивает системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизации последствий проявления терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, противодействия угрозам терроризма в целом, в пределах полномочий, предоставленных органу государственной власти края ст.ст. 2,5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере организации охраны олимпийских объектов «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»; «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)» является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности. Таким образом, непринятие мер, направленных на предупреждение угроз терроризма, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану жизни и здоровья, в связи с чем, бездействием Управления автомобильных дорог Краснодарского края нарушаются права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Управления автомобильных дорог Краснодарского края - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Управления автомобильных дорог Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объектов олимпийского строительства «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»; «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)». Обязать управление автомобильных дорог Краснодарского края устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения и принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объектов олимпийского строительства «Автомобильная дорога по ул. 20-й Горнострелковой дивизии на участке от ул. Транспортной до транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» (проектные и изыскательские работы, реконструкция»; «Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течении месяца. Судья Н.М. Мантул Решение суда изготовлено в окончательной форме и подписано 07.06.2012 года.