Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 августа 2012 года г. Краснодар Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего судьи Максименко А.В., при секретаре Федотове С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия Управления автомобильных дорог Краснодарского края, У С Т А Н О В И Л: Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие управления автомобильных дорог Краснодарского края (далее - Управление), выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательные работы, строительство)», обязать Управление принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательные работы, строительство)». Требования мотивированы тем, что прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов. Управление, являясь органом исполнительной власти края, осуществляет функции ответственного исполнителя (заказчика) строительства олимпийского объекта «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательные работы, строительство)». Проверкой установлено, организация охраны на указанном объекте не соответствует предъявляемым требованиям: не оборудовано ограждение строительных площадок; не организована охрана путем патрулирования или с применением стационарных постов; посты охраны не обеспечены служебной документацией; не разработан паспорт-формуляр антитеррористической защищенности объекта; не установлена кнопка тревожной сигнализации. Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительную площадку, химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, не осуществляется. Прокуратурой края в адрес Управления 20.07.2011 направлялось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Согласно ответу от 19.08.2011 Управлением приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место, что подтверждается актом комиссионного обследования ГК «Олимпстрой» от 16.05.2012 <...>. В судебном заседании представитель заявителя по поручению Эркаева Н.А. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Представители заинтересованного лица «ГК «Олимпстрой» поддержали требования заявителя, пояснив, что в целях проверки исполнения Управлением возложенных на него обязанностей проведено комиссионное обследование мер охраны строительства Олимпийского объекта, которое установило, что уровень организации охраны и безопасности объекта не соответствует предъявленным требованиям: не оборудовано ограждение строительных площадок; не организована охрана путем патрулирования или с применением стационарных постов; посты охраны не обеспечены служебной документацией; не разработан паспорт-формуляр антитеррористической защищенности объекта; не установлена кнопка тревожной сигнализации. Представитель Управления возражал против заявленных требований, просил в удовлетворении отказать, по доводам, изложенным в отзыве. Представитель администрации края в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Согласно требованиям ст. 5 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Пунктом 24 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 (далее - Программа), предусмотрено строительство олимпийского объекта «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательские работы, строительство)». В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 310-ФЗ) в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктами «е», «з» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства», организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов, в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы. Управление, являясь в силу п. 1.1 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 № 806, органом исполнительной власти края, осуществляет функции ответственного исполнителя (заказчика) строительства олимпийского объекта, предусмотренного п. 24 Программы. В соответствии с требованиями ч. 15 ст. 14 Закона № 310-ФЗ между администрацией Краснодарского края и ГК «Олимпстрой» заключено соглашение об организации строительства олимпийского объекта федерального значения от 31.07.2009 № 02-02/4-1248 (далее - соглашение). Соглашением предусматривается осуществление контроля (мониторинга) со стороны ГК «Олимпстрой» за олимпийским объектом. Пунктами 6.1, 6.7 соглашения также предусмотрено, что ГК «Олимпстрой» вправе проводить проверки, в том числе выездные, по месту нахождения олимпийских объектов, по результатам которых составляется акт с изложением выявленных недостатков и рекомендаций по их устранению. Согласно п. 5.1.4 соглашения ответственный исполнитель в согласованные с ГК «Олимпстрой» сроки обеспечивает устранение недостатков, выявленных в ходе осуществления контроля (мониторинга). В соответствии со п. 5.1.1 соглашения на ответственного исполнителя возложены обязанности по организации выполнения мероприятий, связанных с обеспечением безопасности олимпийских объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности олимпийских объектов, организации пропускного и внутриобъектового режимов на олимпийских объектах в соответствии с инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах, согласованной с ГК «Олимпстрой». Судом установлено, что прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов. В ходе проверки, установлено, что организация охраны на указанном объекте не соответствует предъявляемым требованиям: не оборудовано ограждение строительных площадок; не организована охрана путем патрулирования или с применением стационарных постов; посты охраны не обеспечены служебной документацией; не разработан паспорт-формуляр антитеррористической защищенности объекта; не установлена кнопка тревожной сигнализации. Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительную площадку, химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, не осуществляется. Прокуратурой края в адрес Управления 20.07.2011 направлялось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Согласно ответу Управления от 19.08.2011 приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Однако, как показала повторная проверка, проведенная 16.05.2012 с участием представителей ГК «Олимпстрой», при строительстве данного объекта выявленные нарушения не устранены (акт комиссионного обследования ГК «Олимпстрой» от 16.05.2012 <...>). Невыполнение Управлением автомобильных дорог КК требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов, не обеспечивает системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизации последствий проявления терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, противодействия угрозам терроризма, и нарушает гарантированные Конституцией РФ права граждан на охрану жизни и здоровья. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При таких обстоятельствах суд считает, что бездействие Управления, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательные работы, строительство)» является незаконным. Доводы ответчика об отсутствии вины Управления, суд считает необоснованными. Согласно представленному договору безвозмездного отчуждения проектно-сметной документации по объекту «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательные работы, строительство)» ГК «Олимпстрой» передало Управлению необходимую проектно-сметную документацию по олимпийскому объекту. Акт приема-передачи документов сторонами подписан. Таким образом, ГК «Олимпстрой» надлежащим образом выполнило обязательства по разработке проектно-сметной документации, в связи с чем Управление должно было в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществлять организацию охраны и антитеррористическую защищенность олимпийского объекта. Кроме того, согласно представленному ответу ГК «Олимпстрой» от 28.02.2012 на обращение руководителя Управления выявленные дефекты проектной документации по вопросу затрат по организации охраны объекта «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательные работы, строительство)» устранены. Представленное письмо Министерства регионального развития РФ от 27.06.2012 № 1505-А3/011 судом во внимание не принимается, так как его содержание не касается олимпийского объекта «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательные работы, строительство)». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия управления автомобильных дорог Краснодарского края удовлетворить. Признать незаконным бездействие управления автомобильных дорог Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательные работы, строительство)». Обязать управление автомобильных дорог Краснодарского края принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Автомобильная дорога от с. Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» (проектные и изыскательные работы, строительство)». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда изготовлено в окончательной форме 08.08.2012. Председательствующая: