Решение по иску прокурора Красногвардейского района к Федеральному казенному учреждению `Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства` о признании бездействия незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года            город Краснодар                                                                Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара                      Чабан И.А.,

при секретаре                                                                                   Х.

с участием помощника прокурора Красногвардейского района Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Т. к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красногвардейского района обратился в суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности о признании бездействия незаконным в порядке ст. 45 ГПК РФ и возложении обязанности.

В обосновании заявленных исковых требований прокурор Красногвардейского района указал, что прокуратурой Красногвардейского района была проведена проверка исполнения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ в части осуществления мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения на автомобильной дороге 1Р-253 «Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск». Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району, проведенной ими проверкой выявлены недостатки, касающиеся содержания вышеуказанной автодороги, в частности, установлено наличие неровностей дорожного покрытия, а именно: колейности и ямочности. Ранее ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району неоднократно обращалось к администрации ФКУ Упрдор «Кубань» для принятия должных мер по содержанию автомобильной дороги 1Р-253 «Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск», в частности, устранению неровностей дорожного покрытия, однако никаких мер до настоящего времени указанной организацией не принято. Руководитель ФКУ Упрдор «Кубань» А. привлечен сотрудниками УГИБДД МВД по Республике Адыгея к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>). Согласно акту комплексной проверки муниципального образования «Красногвардейский район», федеральная автомобильная дорога «Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск», на участке автодороги протяженностью 30 км находится в неудовлетворительном состоянии (52 км - 82 км). Полотно неоднократно отмечались комиссиями в 2010-2011 гг., что подтверждается соответствующими актами комплексных проверок. Администрацией МО «Красногвардейский район» направлялись письма в ФКУ Упрдор «Кубань» по вопросам, касающимся содержания автомобильной дороги. Предпринятые ремонтные работы полотна автомобильной дороги не привели к полной ликвидации имеющееся колейности и деформации полотна дороги. Таким образом, администрацией ФКУ Упрдор «Кубань» не предпринимаются в полном объеме меры по содержанию автомобильной дороги 1Р-253 «Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск», что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, что в свою очередь может привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе, с тяжкими последствиями. Бездействие администрации ФКУ Упрдор «Кубань» влечет за собой нарушение прав граждан, число которых постоянно меняется, то есть нарушает права неопределенного круга лиц.

Прокурор Красногвардейского района просит признать незаконным бездействие администрации ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства», в части непринятия надлежащих мер по содержанию автомобильной дороги Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск», и обязать администрацию ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» устранить допущенные нарушения, путем осуществления ремонтных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Красногвардейского района поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить, пояснив, что непринятие мер по обеспечению соответствия спорных участков автомобильной дороги 1Р-253 «Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск»является неправомерным, поскольку создает причины и условия для возникновения ДТП, от требований в части бездействия ответчиков - отказался.

Представитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) М. в судебном заседании представила суду отзыв на исковое заявление прокурора Красногвардейского района и пояснила, что ФКУ Упрдор «Кубань» является федеральным казенным учреждением, подведомственным Федеральному дорожному агентству. являясь бюджетным учреждением - ФКУ Упрдор "Кубань" может выполнять функции заказчика работ, услуг для государственных нужд только при условии включения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в федеральные целевые программы в установленном законом порядке и при наличии доведенных главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ главным распорядителем бюджетных средств в дорожном хозяйстве является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р закреплена за ФКУ Упрдор "Кубань" на праве оперативного управления. В рамках содержания автомобильной дороги федерального значения Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск на км 50+683 - км 80+825, находящейся
в Красногвардейском районе Республики Адыгея были выполнены работы: по ликвидации дефектов асфальтобетонных покрытий дороги за 2010-2011 год на сумму 15 803 740 руб.; по целевой программе по ликвидации колейности за 2010-2011 год на сумму 13 996 740 руб. Плохие погодные условия в зимний период времени (низкие температуры и осадки в виде снега) в период ноября 2011г. и марта 2012г. не давали возможности проводить работы по ликвидации ямочности и колейности в требуемом объеме. Не смотря на это в данный период времени, при положительных температурах, проводился ямочный ремонт на площади 2002 м2. (справка ведущего эксперта дорожного хозяйства ФКУ Упрдор «Кубань» К. прилагается -приложение ). В соответствии с п. 10.16. СНиП Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ ) - покрытие и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С; теплых смесей - при температуре не ниже минус 10 °С. В 2003 году ФКУ Упрдор «Кубань»была проведена работа по ремонту покрытия на участках км 54+500 - км 62+000, км 74+000 - км 80+900. До 2010 года колейность на данном участке не наблюдалась, что подтверждается материалами видеосъемки от ДД.ММ.ГГГГ. Данная негативная ситуация на участке федеральной автомобильной дороги А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск, с км 52 -км 82 и путепроводе, возникла по следующим объективным обстоятельствам, не связанным с бездействием ФКУ Упрдор "Кубань". В связи с запретом на проезд грузового автотранспорта по мосту через реку Псекупс на 37 км автомобильной дороги «Адыгейск - Энем - Бжедухабль», находящейся в оперативном управлении ГУ УАД РА «Адыгеяавтодор» в разы возросла интенсивность движения большегрузного грузового автотранспорта (тоннары, длинномеры) по мосту через реку Кубань, на км 80+746 рассматриваемой автодороги. Указанное обстоятельство ДД.ММ.ГГГГ привело к образованию сквозного провала участка плиты моста. В целях предотвращения аварийной ситуации, выполнения работ по восстановлению несущей способности пролетного строения, движение через мост осуществлялось реверсивно, путем светофорного регулирования. В результате сложившейся чрезвычайной ситуации в ожидании проезда через мост транспортные потоки были вынуждены отстаиваться в ожидании разрешающего сигнала светофора непосредственно на участке автодороги с км 80+862 по км 82+654. При этом движение автотранспорта в нарушении правил дорожного движения осуществлялось, в том числе и по обочинам, приводя к их разрушению и занижению в нарушение п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93. Указанное обстоятельство, в сочетании с аномальными погодными условиями (температурный режим свыше + 32 градуса способствовало увеличению сдвиговой деформации дорожной одежды), привело к образованию колейности, массовому разрушению проезжей части автодороги, обочин и локальных разрушений слоев дорожной одежды вдоль деформационных швов путепровода. В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней ФКУ Упрдор "Кубань" в сложившейся ситуации были предприняты следующие меры: В адрес УГИБДД Краснодарского края и Республики Адыгея, направлялась информация о сложившейся обстановке, с целью организации контроля за движением большегрузного транспорта в соответствии с требованием «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным
транспортом по дорогам Российской Федерации». В адрес Подрядчика (ГУП РА «ДСУ », государственный контракт /СОД/ДОР от ДД.ММ.ГГГГ), направлялись соответствующие предписания об устранении дефектов в рамках заключенного контракта по содержанию автомобильной дороги, в том числе и на км 80+862 - км 82+654 рассматриваемой автодороги. Данная негативная ситуация на участке федеральной автомобильной дороги А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск, с км 52 -км 82 и путепроводе, возникла по следующим объективным обстоятельствам, не связанным с бездействием ФКУ Упрдор "Кубань". В связи с запретом на проезд грузового автотранспорта по мосту через реку Псекупс на 37 км автомобильной дороги «Адыгейск - Энем - Бжедухабль», находящейся в оперативном управлении ГУ УАД РА «Адыгеяавтодор» в разы возросла интенсивность движения большегрузного грузового автотранспорта (тоннары, длинномеры) по мосту через реку Кубань, на км 80+746 рассматриваемой автодороги. Указанное обстоятельство ДД.ММ.ГГГГ привело к образованию сквозного провала участка плиты моста. В целях предотвращения аварийной ситуации, выполнения работ по восстановлению несущей способности пролетного строения, движение через мост осуществлялось реверсивно, путем светофорного регулирования. В результате сложившейся чрезвычайной ситуации в ожидании проезда через мост транспортные потоки были вынуждены отстаиваться в ожидании разрешающего сигнала светофора непосредственно на участке автодороги с км 80+862 по км 82+654. При этом движение автотранспорта в нарушении правил дорожного движения осуществлялось, в том числе и по обочинам, приводя к их разрушению и занижению в нарушение п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93. Указанное обстоятельство, в сочетании с аномальными погодными условиями (температурный режим свыше + 32 градуса способствовало увеличению сдвиговой деформации дорожной одежды), привело к образованию колейности, массовому разрушению проезжей части автодороги, обочин и локальных разрушений слоев дорожной одежды вдоль деформационных швов путепровода. В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней ФКУ Упрдор "Кубань" в сложившейся ситуации были предприняты следующие меры: в адрес УГИБДД Краснодарского края и Республики Адыгея, направлялась информация о сложившейся обстановке, с целью организации контроля за движением большегрузного транспорта в соответствии с требованием «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации». В адрес Подрядчика (ГУП РА «ДСУ»,государственныйконтракт/СОД/ДОРотДД.ММ.ГГГГ), направлялись соответствующие предписания об устранении дефектов в рамках заключенного контракта по содержанию автомобильной дороги, в том числе и на км 80+862-км82+654рассматриваемойавтодороги. Здесь также надо учитывать тот факт, что в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ подрядные предприятия, выполняющие работы по содержанию автодорог, обязаны обеспечить ликвидацию дефектов проезжей части, земляного полотна, обочин (возвышение или занижение обочин) в нормативные сроки в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и ОДМ 218.0.000-2003 «Руководство по оценки уровня содержания автомобильных дорог». В соответствии с "Периодичностью проведения видов работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них", утвержденной приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ , в составе нормативных работ по содержанию предусматриваются и финансируются работы по ремонту обочин -1.5 % от общей площади, по устранению деформаций и повреждений дорожного покрытия - 2.5 % от общей площади. Общая площадь обслуживаемых Подрядчиком обочин составляет - 425 тыс. кв. м, асфальтобетонного покрытия - 1115,888 тыс. кв. м. Объемы работ, превышающие приведенные показатели, в том числе и по ликвидации колейности глубиной свыше 30 мм, ямочности свыше 50 мм, восстановлению деформационных швов инженерных сооружений в соответствии с классификацией автомобильных дорог (Приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ ), относятся к работам по капитальному ремонту и ремонту. Несмотря на изложенное, Подрядчиком (ГУП РА «ДСУ ), по инициативе ФКУ Упрдор «Кубань», работы по устранению возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы разрушений проезжей части и обочин выполнены в значительно большем объеме, предусмотренного в рамках содержания, что подтверждается фотоматериалами и журналом производства работ (копии прилагаются). Своевременно выставлялись предупреждающие дорожные знаки, информирующие водителя о неблагоприятных дорожных условиях по фактическому состоянию проезжей части. Работ по ремонту и капитальному ремонту бюджетным заданием 2011 года на данном участке автомобильной дороги предусмотрено не было. При сложившейся ситуации, ФКУ Упрдор "Кубань" незамедлительно запросило денежные средства у главного распорядителя бюджетных средств (Федеральное дорожное агентство) на выполнение работ по ремонту данного участка автомобильной дороги и разработке проектной документации. Кроме того, ФКУ Упрдор «Кубань» не дожидаясь доведения денежных средств на ремонт спорной автомобильной дороги, в рамках планово -предупредительного ремонта выполнены первоочередные мероприятия по восстановлению мостового полотна, с целью обеспечения безопасности дорожного движения и бесперебойного движения автотранспортных средств. ФКУ Упрдор «Кубань» обращалось в Федеральное дорожное агентство письмом от ДД.ММ.ГГГГ о выделении средств на разработку проектной документации на ремонт автомобильной дороги А-160 Майкоп - Усть-Лабинск -Кореновск, в том числе на спорные участки. В 2012 году Федеральным дорожным агентством были выделены средства на разработку проектной документации на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск на участках км 50+683 - км 65+000, км 65+000 - км 80+825, Республика Адыгея. В настоящее время ФКУ Упрдор «Кубань» проведен открытый конкурс и определен победитель на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск на участках км 50+683 - км 65+000, км 65+000 км 80+825, Республика Адыгея. Победителем признан ООО «Автодоринжиниринг». Таким образом, ФКУ Упрдор "Кубань" предпринимает все необходимые меры, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильной дороги А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск, в том числе на участке км 52 - км 82. ФКУ Упрдор «Кубань» при условии своевременной подготовки проектно -сметной документации по ремонту спорных участков федеральной автомобильной дороги А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск и выделении средств главным распорядителем - Федеральным дорожным агентством на ремонт вышеуказанных участков, сможет приступить к строительно - монтажным работам, с окончанием ремонта покрытия - к ДД.ММ.ГГГГ. Однако, основная причина образования колейности на федеральной автомобильной дороге А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск - это превышение по полной массе транспортных средств, так и по осевым нагрузкам допустимым при данной конструкции дорожной одежды. На основании вышеизложенного увеличить срок для устранения нарушений, путем осуществления ремонтных работ до ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает заявленные прокурором Красногвардейского района об обязании администрации ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» устранить допущенные нарушения путем осуществления ремонтных работ подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются в частности:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Как усматривается из предоставленных документов федеральная автомобильная дорога 1Р-253 «Майкоп-Усть-Лабинск- Кореновск» на участке автодороги протяженностью 30 км находится в неудовлетворительном состоянии (52 км- 82 км). Полотно автомобильной дороги имеет большую колейность из-за прохождения большегрузных автомобилей. Предпринятые ремонтные работы полотна автомобильной дороги не привели к полной ликвидации имеющейся колейности и деформации полотна дороги.

Согласно п.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования» стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.

ФКУ Упрдор «Кубань» является федеральным казенным учреждением, владеющим федеральным имуществом на праве оперативного управления. Самостоятельно устранить нарушения требований безопасности дорожного движения ФКУ Упрдор «Кубань» не в состоянии, поскольку финансируется Федеральным дорожным агентством в пределах установленных соответствующей сметой расходов.

ФКУ Упрдор «Кубань» при условии своевременной подготовки проектно -сметной документации по ремонту спорных участков федеральной автомобильной дороги А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск и выделении средств главным распорядителем - Федеральным дорожным агентством на ремонт вышеуказанных участков, сможет приступить к строительно - монтажным работам, с окончанием ремонта покрытия - к ДД.ММ.ГГГГ.

Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что ФКУ Упрдор «Кубань» не вправе самостоятельно принимать решения по распоряжению средствами федерального бюджета, однако находит возможным срок исполнения обязательства об устранении допущенных нарушений путем осуществления ремонтных работ сократить до июня 2012 года

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить ходатайство прокурора Красногвардейского района Т. об отказе от исковых требований в части признания бездействия Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» в непринятии мер по обеспечению соответствия автомобильной дороги Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск» установленным стандартам в области безопасности дорожного движения.

Исковые требования прокурора Красногвардейского района Т. в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Кубань») устранить допущенные нарушения, путем осуществления ремонтных работ в срок до 01 июня 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Судья