Решение по иску Галюченко С.Н. к ЗАО СК `Мегарусс-Д` о взыскании страховой выплаты и штрафа за несвоевременную выплату страховых сумм



РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

«28» июня 2012г.                        Октябрьский районный суд г.Краснодара

в составе

председательствующий                                             Гончаров О.А.,

при секретаре                                Бескоровайная Я.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Галюченко С. Н. к ЗАО Страховая компания «Мегарусс-Д» о взыскании денежных средств,

                                                   УСТАНОВИЛ:

Галюченко С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО СК «Мегарусс-Д» (Южнороссийский филиал) о взыскании страховой суммы в размере 157.375 рублей и взыскании штрафа за несвоевременную выплату страховых сумм в размере 141.637,50 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что у истца наступил страховой случай, однако ответчик не исполняет обязательства по заключенному договору между ГУВД по Краснодарскому краю и ЗАО СК «Мегарусс-Д», в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

В судебном заседании Галюченко С.Н. уточнил заявленные требования и просит взыскать с ответчика страховую сумму в размере 157.375 рублей, штраф за несвоевременную выплату страховых сумм в размере 786.875 рублей, а также возмещение морального вреда в размере 150.000 рублей.

       Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, считая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

       Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

      Как установлено в судебном заседании главное управление внутренних дел по Краснодарскому краю и ЗАО СК «Мегарусс-Д», в лице директора Южнороссийского филиала ФИО2, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» заключили государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава, органов и подразделений системы ГУВД по Краснодарскому краю от 12.02.2010 года.

Согласно п.13 указанного контракта: страховщик принимает на себя обязательства по контракту по страховым случаям, происшедшим с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года».

Истец с 1991 года проходил службу в органах внутренних дел в различных должностях. На момент увольнения состоял на должности заместителя начальника отдела - главного инженера отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД отдела внутренних дел по Новокубанскому району.

Приказом отдела внутренних дел по Новокубанскому району от 4 июня 2010 года Галюченко С.Н. был уволен по пункту «е» статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» по сокращению штатов.

24 июня 2010 года заключением Военно-врачебной комиссии МСЧ ГУВД по Краснодарскому краю установлено, что выявленные у истца заболевания получены им в период службы, в связи с чем, 16 сентября 2010 года ему была установлена 3 группа инвалидности.

После представления указанного заключения, приказом начальника отдела внутренних дел по Новокубанскому району от 5 июля 2010 года в приказ от 4 июня 2010 года были внесены изменения: увольнение произведено по пункту «ж» статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по болезни).

Поскольку заболевание истцом было получено в период прохождения службы, Галюченко С.Н. обратился в ЗАО Страховая компания «Мегарусс-Д» с требованием о выплате страховой суммы, однако в выплате страховых сумм было отказано, по причине того, что увольнение по сокращению штата не является страховым случаем в соответствии с контрактом, заключенным между ЗАО Страховая компания «Мегарусс-Д» и Главным Управлением внутренних дел по Краснодарскому краю в 2010 году на срок с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел Российской Федерации по день окончания службы.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ перечислены страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, одним из которых является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В силу пункта 2 статьи 5 указанного Федерального закона в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов: инвалиду 3 группы выплачивается 25 окладов.

Кроме того, согласно пункту 17.19 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 года № 1038, после издания приказов об увольнении основания такого увольнения изменению не подлежат, если при этом не были допущены нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и не вскрыты новые обстоятельства, связанные с увольнением.

В соответствии с пунктом 17.15 вышеуказанной Инструкции, если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника, указывается та из них, которая даёт право на получение наибольших льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ.

Поскольку заключением военно-врачебной комиссии МСЧ ГУВД по Краснодарскому краю от 24 июня 2010 года истец был признан не годным к военной службе, то при его увольнении имелись законные основания для применения наиболее выгодной для него формулировки увольнения - пункт «ж» статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» (по болезни).

Таким образом, нарушение прав истца - сотрудника органов внутренних дел, было устранено работодателем на основании заявления самого истца путем внесения соответствующих изменений в приказ об его увольнении. Данный приказ не оспорен и в установленном законом порядке недействительным не признан.

Учитывая, что истец был уволен из органов внутренних дел 5 июля 2010 года, установление ему инвалидности имело место 16 сентября 2010 года, т.е. до истечения одного года после увольнения, при этом основанием для установления инвалидности явилось заболевание, полученное в период прохождения военной службы, суд приходит к выводу, что ЗАО СК «Мегарусс-Д» незаконно отказало Галюченко С.Н. в выплате суммы страхового возмещения.

В соответствии с п.14.1 указанного контракта в случае ненадлежащего исполнения контракта стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями контракта.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Позицию представителя ответчика о возникших сомнениях в части наступления страхового случая суд признает надуманной, так как указанный довод о том, что увольнение по сокращению штата не является страховым случаем в соответствии с контрактом, заключенным между ЗАО Страховая компания «Мегарусс-Д» и Главным Управлением внутренних дел по Краснодарскому краю в 2010 году на срок с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года противоречит действующему законодательству, а так же праву истца на труд, указанный довод направлен на уклонение от исполнения обязательств по договору.

При таких обстоятельствах суд признает, что ЗАО СК «Мегарусс-Д» незаконно уклоняется от выплаты заявителю страховой суммы по надуманным основаниям, так как страховой случай был подтвержден истцом представленными ответчику документами, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства и предусмотрен представленным в суд договором и действующим законодательством.

Уклонение ответчика от выплаты денежных сумм, указывает на самовольное понимание действующего законодательства в своих интересах и небрежное отношение к Конституционным права граждан.

Согласно ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

         В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 года № 52-ФЗ и п.п. 9.6, 9.7 государственного контракта от 12.02.2010 года . заключенного между ГУВД по Краснодарскому краю и ЗАО СК «Мегарусс-Д» выплата страховщиком страховой сумы производится в 15-тидневный срок с момента получения документов, необходимых для страховой выплаты.           В случае необоснованной задержки страховщиком страховой суммы страховщик из собственных средств выплачивает штраф в размере 1 % страховой суммы за каждый день просрочки.

Расчет штрафа подлежащего взысканию с ответчика в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, признается судом правильным, однако с учетом последствий нарушения обязательств ответчиком на основании ст.333 ГК РФ, суд считает правильным и целесообразным снизить размер суммы штрафа до 50.000 рублей.

Согласно разъяснениям п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20 декабря 1994г. «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т.п.), либо нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование его личным именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав и результатов интеллектуальной собственности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

При этом, из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20 декабря 1994г. «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований.

При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что незаконный отказ ответчика в выплате страховой суммы, повлек достаточно глубокие переживания и физические, и нравственные, Галюченко С.Н. В результате незаконных действий ответчика истец, являющийся инвалидом третей группы, был вынужден неоднократно совершать поездки из г.Новокубанска в г.Краснодар для участия в судебных заседаниях, а также в г.Москва для участия в рассмотрении дела Судебной коллегией Верховного Суда РФ.

Учитывая изложенное, суд считает, что иск Галюченко С.Н. к ЗАО СК «Мегарусс-Д» в части компенсации морального вреда с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда и индивидуальных особенностей потерпевшего подлежит удовлетворению в размере 30.000 рублей.

В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика подлежит взысканию в доход РФ государственная пошлина от уплаты которой был освобожден истец.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Взыскать с ЗАО Страховая компания «Мегарусс-Д» (Южнороссийский филиал) в пользу Галюченко С. Н. страховую сумму в размере 157.375 (сто пятьдесят семь тысяч триста семьдесят пять) рублей, штраф за необоснованную задержку страховой выплаты в размере 50.000 (пятьдесят тысяч) рублей, компенсацию морального вреда в размере 30.000 (тридцать тысяч) рублей, а всего 237.375 рублей.

     Взыскать с ЗАО Страховая компания «Мегарусс-Д» (Южнороссийский филиал) в доход РФ государственную пошлину в размере 5.273 (пять тысяч двести семьдесят три) рублей 75 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -

Решение изготовлено в окончательной форме: 29.06.2012г.