Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена 2010 года Октябрьский районный суд г. Краснодара
в составе:
председательствующего Крюкова В.А.,
при секретаре судебного заседания Шульга Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» Серова ФИО8. на постановление Номер обезличенГП-20 от Дата обезличена года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... и ....
У С Т А Н О В И Л:
Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» Серов С.А. (далее - заявитель, должностное лицо) обратился в Октябрьский районный суд г. Краснодара с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление, административный орган) от Дата обезличенаг. Номер обезличенГП-20 о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и заявитель просит восстановить срок на обжалование указанного постановления, обосновывая данное ходатайство тем, что он обжаловал данное постановление Дата обезличена года, однако из-за недостаточной квалификации их юрисконсульта определением суда от 19.10.2009 года было отказано в приеме, так как заявление было подано в порядке гл.25 ГПК РФ, и только в начале июля 2010 года ему стало известно о не рассмотрении его жалобы по существу.
Представитель заявителя Жадан ФИО9 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в заявлении пояснив суду, что административным органом плановая выездная проверка проведена 29.07.2009г. незаконно в связи с тем, что ранее плановая проверка соблюдения аналогичных требований проводилась менее трех лет назад. Также заявитель жалобы ссылается на то, что в фототаблице невозможно идентифицировать где, когда и что именно было задокументировано, т.е. нет официальных реквизитов, содержащих сведения, имеющие юридическое значение, и на повторность привлечения должностного лица к административной ответственности по одной и той же норме КоАП РФ.
По вопросу восстановления срока обжалования постановления представитель заявителя пояснила, что невозможность своевременной подачи жалобы на постановление обусловлена сменой специалистов ООО «Краснодар Водоканал», ответственных за подготовку необходимых материалов в суд и что первоначально данные документы сдавались 07.10.2009 года.
Представитель административного органа Науменко ФИО10. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в ее отзыве. Так указала, что управлением в отношении общества была проведена одна плановая проверка, которая состояла из двух этапов: вначале проводилась документарная часть проверки, а затем - выездная часть, так как у административного органа появилась необходимость в проверке сведений, полученных в результате документарной проверки.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от Дата обезличена года Номер обезличенГП-20 по следующим основаниям.
15.06.2009 года на основании Распоряжения №1.09/368 от 14.05.2009 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Краснодар Водоканал».
В ходе проверки установлены существенные нарушения требований природоохранного законодательства, за что общество по результатам проверки было привлечено к административной ответственности по ст.ст. 7.3, 8.1, 8.5, 7.6 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица;
- оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
На основании указанной нормы Закона, служебной записки государственных инспекторов Управления № 05/558 от 19.06.2009г., Распоряжения Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю № 1.09/510 от 23.06.2009г., в отношении ООО «Краснодар Водоканал» проведена плановая выездная проверка.
Довод заявителя о невозможности проведения плановой проверки общества до 2010 года в связи с проведенной плановой проверкой Северо-Кавказским Межрегиональным Управлением по технологическому, экологическому и атомному надзору на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды в 2007 году, суд отклоняет поскольку, в период проведения проверки ООО «Краснодар Водоканал» Управлением Ростехнадзора (с 19 по 22.06.2007г.) действовал Федеральный закон от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее - Закон № 134-ФЗ). По результатам проведенной проверки, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
Управлением в 2009 г. тоже проведена плановая проверка в отношении ООО «Краснодар Водоканал» на предмет соблюдения природоохранного законодательства. Указанная проверка проведена в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ.
Согласно п. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 401, действующего в 2007г. и с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, утвержденному приказом Росприроднадзора от 25.11.2008 года №464, как Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю, так и Северо- Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому контролю (в 2007 году) уполномочены на проведение плановых проверок на предмет соблюдения юридическими лицами требований природоохранного законодательства РФ.
Однако, в данном случае, при наличии общей сферы контроля, в 2007 году и в 2009 году плановые проверки проведены разными Федеральными органами исполнительной власти в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на момент проведения проверки.
Таким образом, нормы Закона №294-ФЗ не могут быть распространены на проверку, проведенную в 2007 года.
Уведомлением от Дата обезличена года исх. Номер обезличен составление и подписания акта проверки назначено на Дата обезличенаг. в 17.00, о чем законный представитель предприятия был надлежащим образом уведомлен (вх. Номер обезличен от Дата обезличенаг.).
К акту проверки Номер обезличенГП-1 от Дата обезличенаг. прилагается фото таблица, свидетельствующая о совершении общества вменяемых правонарушений. С актом и приложением к нему представитель ООО «Краснодар Водоканал» был ознакомлен.
В ходе проведения проверки государственными служащими Управления установлены нарушения ООО «Краснодар Водоканал» требований природоохранного законодательства, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, а именно, нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
ООО «Краснодар Водоканал» осуществляет деятельность по сбросу сточных и ливневых вод в р. Кубань.
В соответствии с журналами учета качества сбрасываемых вод (ПОД - 13) от 01.01.2009г. через цех биологической очистки (аэрации) ОСК-1, цех биологической очистки (аэрации) ОСК-2, Суворовский коллектор в 2009г. осуществляется сброс сточный вод в р. Кубань.
Срок действия Разрешения № 5/7 на сброс загрязняющих веществ ООО «Краснодар Водоканал» в окружающую среду (водные объекты) истек 01.01.2009 году. Таким образом, предприятием в нарушение ст. ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляется сброс сточных вод в р. Кубань без соответствующего разрешения, а так же определенных нормативов сброса загрязняющих веществ в водный объект.
В рамках проводимой проверки специалистами ФГУ ЦЛАТИ по ЮФО был произведен отбор проб качества сбрасываемых сточных вод на ОСК-1 и ОСК-2 (акты отбора проб от 20.07.2008 г. №№504, 505).
На ОСК-1 по результатам проведенных исследований сточных вод из канала после вторичного отстойника (протокол КХА от 27.07.2009г. № 504) выявлено превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ по фосфат-ионам в 68 раз, нитрит-ионам в 2,6 раза, по меди в 8 раз, по результатам проведенных исследований очищенной обеззараженной воды (протокол КХА от 27.07.2009г. № 504) выявлено превышение предельно допустимой концентрации по фосфат-ионам в 60 раз, по меди в 8 раз, по цинку в 2,5 раза.
На ОСК-2 по результатам проведенных исследований очищенной обеззараженной воды (протокол КХА от 27.07.2009г. № 505) выявлено превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ по фосфат-ионам в 78 раз, по меди в 8 раз.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Таким образом, состав административного правонарушения в деятельности ООО «Краснодар Водоканал» материалами проверки доказан в полном объеме.
При этом в соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Под должностными лицами в КоАП РФ понимаются лица постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, руководители и другие работники организаций.
В отсутствии лица, уполномоченного соответствующим приказом (распоряжением) осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства РФ, надлежащим ответчиком по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей среды является руководитель предприятия.
Исходя из вышеизложенного, Суд полагает, что вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея постановление от Дата обезличенаг. Номер обезличенГП-20 является законным, нарушения, установленные проверкой - доказанными в полном объеме.
В случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления от Дата обезличена г. Номер обезличенГП-20 суд установил, что первоначально Серов ФИО11. обращался в Октябрьский суд г. Краснодара Дата обезличена года и ему было отказано в приеме данного заявления, в связи с тем, что он обжаловал оспариваемое постановление в порядке гл.25 ГПК РФ, но кассационными определениями судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от Дата обезличена года по делу Номер обезличен и от Дата обезличена года по делу Номер обезличен, Серову ФИО12 восстановлены пропущенные процессуальные сроки, в связи с чем, суд признает пропуск срока уважительным и восстанавливает его.
На основании изложенного, и, руководствуясь главой 30 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Восстановить срок для обжалования постановления от Дата обезличена года Номер обезличенГП-20 о признании генерального директора ООО «Краснодар Водоканал» Серова ФИО13. виновным в совершении административного правонарушения, по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от Дата обезличена года за Номер обезличенГП-20 о признании генерального директора ООО «Краснодар Водоканал» Серова ФИО14 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней с момента его вынесения в Краснодарский краевой суд.
Председательствующий: