Решение по жалобе Серова



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена 2010 года Октябрьский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего Крюкова В.А.,

при секретаре Шульга Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» Серова ФИО10. на постановление Номер обезличенГП-17 от Дата обезличена г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

У С Т А НО В И Л:

Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» Серов ФИО11. (далее -заявитель, должностное лицо) обратился в Октябрьский районный суд г. Краснодара с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление, административный орган) от Дата обезличена года Номер обезличенГП-17 о назначении административного наказания по ст. 8.1 КоАП РФ. и заявитель просит восстановить срок на обжалование указанного постановления, обосновывая данное ходатайство тем, что он обжаловал данное постановление 07.10.2009 года, однако из-за недостаточной квалификации их юрисконсульта определением суда от 19.10.2009 года было отказано в приеме, так как заявление было подано в порядке гл.25 ГПК РФ, и только в начале июля 2010 года ему стало известно о не рассмотрении его жалобы по существу.

Представитель заявителя Жадан ФИО12. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в заявлении и указал, что административным органом плановая выездная проверка проведена 29.07.2009 года незаконно в связи с тем, что ранее плановая проверка соблюдения аналогичных требований проводилась менее трех лет назад. Также его доверитель ссылается на то, что в фототаблице невозможно идентифицировать где, когда и что именно было задокументировано, т.е. нет официальных реквизитов, содержащих сведения, имеющих юридическое значение, и на повторность привлечения должностного лица к административной ответственности по одной и той же норме КоАП РФ.

По вопросу восстановления срока обжалования постановления представитель заявителя пояснила, что невозможность своевременной подачи жалобы на постановление обусловлена сменой специалистов ООО «Краснодар Водоканал», ответственных за подготовку необходимых материалов в суд и что первоначально данные документы сдавались 07.10.2009 года.

Представитель административного органа Науменко ФИО13 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в ее письменном отзыве. Так указала, что управлением в отношении общества была проведена одна плановая проверка, которая состояла из двух этапов: вначале проводилась документарная часть проверки, а затем - выездная часть, так как у административного органа появилась необходимость в проверке сведений, полученных в результате документарной проверки.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от Дата обезличена года Номер обезличенГП-17 по следующим основаниям.

Дата обезличена года на основании ФИО5 Номер обезличен.Номер обезличен от Дата обезличена года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Краснодар Водоканал».

В ходе проверки установлены существенные нарушения требований природоохранного законодательства, за что общество по результатам проверки было привлечено к административной ответственности по ст.ст. 7.3, 8.1, 8.5, 7.6 и ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица;

- оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

На основании указанной нормы Закона, служебной записки государственных инспекторов Управления № 05/558 от 19.06.2009 года, Распоряжения Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю № 1.09/510 от 23.06.2009 года, в отношении ООО «Краснодар Водоканал» проведена плановая выездная проверка.

Довод заявителя о невозможности проведения плановой проверки общества до 2010 года в связи с проведенной плановой проверкой Северо-Кавказским Межрегиональным Управлением по технологическому, экологическому и атомному надзору на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды в 2007 году, суд отклоняет поскольку, в период проведения проверки ООО «Краснодар Водоканал» Управлением Ростехнадзора (с 19 по 22.06.2007 года) действовал Федеральный закон от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее - Закон № 134-ФЗ). По результатам проведенной проверки, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ.

Управлением в 2009 года тоже проведена плановая проверка в отношении ООО «Краснодар Водоканал» на предмет соблюдения природоохранного законодательства. Указанная проверка проведена в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ.

Согласно п. 8 ст.9 Закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации юридического лица;

- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401, действующего в 2007г. и с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, утвержденному приказом Росприроднадзора от 25.11.2008г. № 464, как Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю, так и Северо- Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому контролю (в 2007 году) уполномочены на проведение плановых проверок на предмет соблюдения юридическими лицами требований природоохранного законодательства РФ.

Однако, в данном случае, при наличии общей сферы контроля, в 2007 году и в 2009 году плановые проверки проведены разными Федеральными органами исполнительной власти в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на момент проведения проверки.

Таким образом, нормы Закона № 294-ФЗ не могут быть распространены на проверку, проведенную в 2007г.

По результатам проведенных мероприятий по контролю установлено, что ООО «Краснодар Водоканал» осуществляется сброс сточных вод в реку Кубань через выпуски ОСК-1, ОСК-2, Суворовский коллектор без разрешения. Предприятие и его должностное лицо привлечены к административной ответственности за период совершения административного правонарушения с 01.05.2009 года по 30.06.2009 года, за который общий объем сброса сточных и ливневых вод в ... составил 12 665,9 тыс. м/куб. о чем сделана запись в журнале ПОД-13 за 2 квартал 2009г., а так же отчете по форме 2тп «водхоз» и расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009г.

Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, допущенное генеральным директором ООО «Краснодар Водоканал» Серовым ФИО14 нарушение выразилось в отсутствии действующего разрешения на сброс ЗВ, поступающих в водный объект в составе сточных вод от источника сброса.

Такое разрешение выдается территориальным органом Ростехнадзора в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы ЗВ в окружающую среду, утвержденным приказом МПР РФ № 288 от 31.10.2008 года.

Кроме того, согласованный план-график снижения сбросов ЗВ в окружающую среду на 2009 года у предприятия так же отсутствует.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом МПР РФ № 288 от 31.10.2008г., план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду согласовывается с Федеральными органами исполнительной власти, определенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 года № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», а именно, Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты.

Таким образом, отсутствие плана-графика снижения сбросов ЗВ, напрямую говорит о несоблюдении ООО «Краснодар Водоканал» экологических требований при эксплуатации источников сброса ЗВ и эксплуатации предприятия, деятельность которого связана с оказанием негативного воздействия на водный объект, в целом.

При этом в соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридическое лицо, так и указанных должностных лиц.

Под должностными лицами в КоАП РФ понимаются лица постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, руководители и другие работники организаций.

В отсутствии лица, уполномоченного соответствующим приказом (распоряжением) осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства РФ, надлежащим ответчиком по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей среды является руководитель предприятия.

Ст. 8.1 КоАП РФ содержит диспозицию, которая предусматривает ответственность за несоблюдение общих экологических требований, в том числе при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Так, в данном случае, состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.1 КоАП Российской Федерации, следующий:

объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей природной среды;

объективная сторона выражена в несоблюдении общих экологических требований (а именно, в нарушении ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г.) при эксплуатации источников сброса загрязняющих веществ: суворовского коллектора, цехов биологической очистки ОСК-1 и ОСК-2;

субъект правонарушения - должностное лицо;

субъективная сторона - умышленная форма вины.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея постановление от Дата обезличена года Номер обезличенГП-17 является законным, нарушения, установленные проверкой - доказанными в полном объеме.

В случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления от Дата обезличена года Номер обезличенГП-17 суд установил, что первоначально Серов ФИО15. обращался в Октябрьский суд г. Краснодара Дата обезличена года и ему было отказано в приеме данного заявления, в связи с тем, что он обжаловал оспариваемое постановление в порядке гл.25 ГПК РФ, но кассационными определениями судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от Дата обезличенаг. по делу Номер обезличен и от Дата обезличенаг. по делу Номер обезличен, Серову ФИО16. восстановлены пропущенные процессуальные сроки, в связи с чем, суд признает пропуск срока уважительным и восстанавливает его. Мера наказания должностному лицу определена в соответствии с санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, но суд ее считает чрезмерно суровой, так как в один и тот же день в отношении одного и того же должностного лица, вынесено пять постановлений по различным статьям, в связи, с чем суд снижает назначенный штраф до разумных приделов.

На основании изложенного, и, руководствуясь главой 30 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Восстановить срок для обжалования постановления от Дата обезличенаг. Номер обезличенГП-17 о признании генерального директора ООО «Краснодар Водоканал» Серова ФИО17 виновным в совершении административного правонарушения, по ст. 8.1 КоАП РФ.

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от Дата обезличена года Номер обезличенГП-17 о признании генерального директора ООО «Краснодар Водоканал» Серова ФИО18. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысячи) рублей - отказать, снизить размер штрафа до 3000 (трех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней с момента его вынесения в Краснодарский краевой суд.

Председательствующий: