Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Номер обезличен Номер обезличен 2010 года Октябрьский районный суд г. Краснодара
в составе:
председательствующего Крюкова В.А.,
при секретаре судебного заседания Шульга Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» Серова ФИО14 на постановление Номер обезличен Дата обезличена года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
У С Т А Н О В И Л:
Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» Серов ФИО15 (далее - заявитель, должностное лицо) обратился в Октябрьский районный суд г. Краснодара с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление, административный орган) от Дата обезличенаг. Номер обезличен о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ и заявитель просит восстановить срок на обжалование указанного постановления, обосновывая данное ходатайство тем, что он обжаловал данное постановление Дата обезличена года, однако из-за недостаточной квалификации их юрисконсульта определением суда от Дата обезличена года было отказано в приеме, так как заявление было подано в порядке гл.25 ГПК РФ, и только в начале июля 2010 года ему стало известно о не рассмотрении его жалобы по существу.
Представитель заявителя Жадан ФИО16. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в заявлении пояснив суду, что административным органом плановая выездная проверка проведена Дата обезличена года незаконно в связи с тем, что ранее плановая проверка соблюдения аналогичных требований проводилась менее трех лет назад. Также заявитель жалобы ссылается на то, что в фототаблице невозможно идентифицировать где, когда и что именно было задокументировано, т.е. нет официальных реквизитов, содержащих сведения, имеющие юридическое значение, и на повторность привлечения должностного лица к административной ответственности по одной и той же норме КоАП РФ.
По вопросу восстановления срока обжалования постановления представитель заявителя пояснила, что невозможность своевременной подачи жалобы на постановление обусловлена сменой специалистов ООО «Краснодар Водоканал», ответственных за подготовку необходимых материалов в суд и что первоначально данные документы сдавались Дата обезличена года.
Представитель административного органа Науменко ФИО17 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в ее отзыве. Так указала, что управлением в отношении общества была проведена одна плановая проверка, которая состояла из двух этапов: вначале проводилась документарная часть проверки, а затем - выездная часть, так как у административного органа появилась необходимость в проверке сведений, полученных в результате документарной проверки.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от Дата обезличенаг. Номер обезличен по следующим основаниям.
Дата обезличенаг. на основании ФИО5 Номер обезличен от Дата обезличенаг. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Краснодар Водоканал».
В ходе проверки установлены существенные нарушения требований природоохранного законодательства, за что общество по результатам проверки было привлечено к административной ответственности по ст.ст. 7.3, 8.1, 8.5, 7.6 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица;
- оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
На основании указанной нормы Закона, служебной записки государственных инспекторов Управления Номер обезличен от Дата обезличенаг., Распоряжения Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю Номер обезличен.Номер обезличен от Дата обезличенаг., в отношении ООО «Краснодар Водоканал» проведена плановая выездная проверка.
Довод заявителя о невозможности проведения плановой проверки общества до 2010 года в связи с проведенной плановой проверкой Северо-Кавказским Межрегиональным Управлением по технологическому, экологическому и атомному надзору на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды в 2007 году, Суд отклоняет по следующим основаниям.
В период проведения проверки ООО «Краснодар Водоканал» Управлением Ростехнадзора (с 19 по 22.06.2007г.) действовал Федеральный закон от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее - Закон № 134-ФЗ). По результатам проведенной проверки, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ст. Номер обезличен КоАП РФ.
Согласно п. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401, действующего в 2007г. и с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, утвержденному приказом Росприроднадзора от 25.11.2008г. № 464, как Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю, так и Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому контролю (в 2007 году) уполномочены на проведение плановых проверок на предмет соблюдения юридическими лицами требований природоохранного законодательства РФ.
Однако, в данном случае, при наличии общей сферы контроля, в 2007 году и в 2009 году плановые проверки проведены разными Федеральными органами исполнительной власти в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на момент проведения проверки.
Таким образом, нормы Закона № 294-ФЗ не могут быть распространены на проверку, проведенную в 2007г.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий, государственными гражданскими служащими Управления в действиях генерального директора ООО «Краснодар Водоканал» Серова ФИО18 установлены нарушения требований природоохранного законодательства РФ, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, а именно, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при временном складировании, накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно п. 5.15. Межгосударственного стандарта ГОСТ № 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001. № 607-СТ (далее - ГОСТ № 30772-2001), обращение с отходами - это виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.
Под размещением отходов ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) понимается хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В п. 5.31 ГОСТ № 30772-2001 под складированием отходов понимается деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.
В соответствии с п. 5.3 и п. 5.4 указанного ГОСТа, лимит размещения отходов - это предельное количество отходов конкретного вида, разрешенное уполномоченными органами для размещения определенным способом в определенном месте (территория, емкость и т.п.) на установленный срок физическому и/или юридическому лицу; норматив образования отходов - это экономический или технический показатель, значение которого ограничивает количество отходов конкретного вида, образующихся в определенном месте при указываемых условиях в течение установленного интервала времени.
Из материалов административного дела следует, что в процессе деятельности предприятия образуются следующие отходы: строительные отходы, автошины, детали транспортных средств, загрязненные маслами, отработанные люминесцентные лампы и др., являющиеся отходами различных классов опасности (согласно паспортов опасных отходов).
ООО «Краснодар Водоканал» имеет проект нормативов образования отходов и лимит на их размещение, а также ведет учет фактически образовавшихся отходов, что свидетельствует об осуществлении обществом учета и контроля образования и накопления отходов.
Кроме того, из материалов административного дела и фотоматериалов следует, что на территории, эксплуатируемой предприятием, временно складируются (накапливаются) отходы производства и потребления, в том числе, и опасные.
Указанные факты свидетельствуют о том, что предприятие осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
В соответствии со ст. 11 Закона № 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3.7 СанПиН № 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии с пп. 2.12.15 Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», вышедшие из строя люминесцентные лампы типа ДРЛ и другие источники, содержащие ртуть, должны храниться упакованными в специальном помещении.
В соответствии с п. 1 Лимитов на размещение отходов на территории ООО «Краснодар Водоканал» Номер обезличен от Дата обезличенаг., предприятие обязано соблюдать экологические, санитарные и иные требования при обращении с отходами.
В нарушение указанных требований на территории ООО «Краснодар Водоканал» установлено:
1. контейнеры для хранения отходов, а также отходы, хранящиеся насыпью, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.
2. Отходы не сортируются по классам опасности.
3. Строительные отходы, отходы черных металлов, отработанные автошины и детали транспортных средств, загрязненные нефтепродуктами, хранятся на открытом грунте.
4. Несанкционированное размещение люминесцентных ламп.
Согласно приказа ООО «Краснодар Водоканал» от Дата обезличенаг. Номер обезличенДата обезличена009, начальник управления водоотведения предприятия Слепченко ФИО19. назначена ответственной, в том числе за размещение и утилизацию отработанных материалов и отходов производства, выполнение порядка обращения с отходами производства, учет, хранение и утилизацию осадков сточных вод очистных сооружений (ил биологической очистки, отходы с решеток, песок с песколовок); начальника АТЦ Цымбалюка ФИО20. - за учет, хранение и сдачу на утилизацию отработанных аккумуляторов, кислоты серной аккумуляторной, масел автомобильных отработанных, шламов минеральных масел, всплывающей пленки из нефтеуловителей, осадка из отстойников мойки автотранспорта, обтирочного материала, воздушных фильтров, промасленных фильтров, карбидного ила, отработанных покрышек, отработанных покрышек с металлическим кордом, резиноасбестовых отходов, отработанных резиновых изделий, проверки токсичности отработанных газов автотранспорта; начальника энерго-механического отдела, главного энергетика предприятия Богданова ФИО21. - за хранение и утилизацию отходов производства, учет и сдачу на склад отработанных люминесцентных ламп; заведующего складом предприятия Войнова ФИО22 - за учет, хранение и сдачу на утилизацию отработанных люминесцентных ламп и тары из-под лакокрасочных материалов; начальника административно-хозяйственного отдела предприятия Сидорову ФИО23 - за учет, хранение и сдачу на утилизацию бытового мусора и других отходов производства.
Однако, в нарушение ст. 15 Закона № 89-ФЗ, а так же п. 6 Лимитов на размещение отходов, на момент подписания приказа об охране окружающей среды и проведения проверки, указанные лица, допущенные к обращению с отходами не прошли специального на то обучения.
Нарушения ООО «Краснодар Водоканал» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства (временном складировании) зафиксированы в акте проверки Номер обезличенГП-1 от Дата обезличенаг., фототаблице, являющейся неотъемлемой частью указанного акта, протоколе об административном правонарушении.
С фото материалами представители общества ознакомлены. Фототаблица содержит сведения о лице, проводившем проверку, месте фотосъемки, что свидетельствует о том, что такое доказательство является добытым законным путем.
Таким образом, состав административного правонарушения в деятельности ООО «Краснодар Водоканал» материалами проверки доказан в полном объеме.
При этом в соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Под должностными лицами в КоАП РФ понимаются лица постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, руководители и другие работники организаций.
В отсутствии лица, уполномоченного соответствующим приказом (распоряжением) осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства РФ, надлежащим ответчиком по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей среды является руководитель предприятия.
Исходя из вышеизложенного, Суд полагает, что вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея постановление от Дата обезличенаг. Номер обезличен является законным, нарушения, установленные проверкой - доказанными в полном объеме.
В случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления от Дата обезличена года за Номер обезличен суд установил, что первоначально Серов ФИО24 обращался в Октябрьский районный суд г. Краснодара Дата обезличена года и ему было отказано в приеме данного заявления, в связи с тем, что он обжаловал оспариваемое постановление в порядке гл.25 ГПК РФ, но кассационными определениями судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от Дата обезличена года по делу Номер обезличен и от Дата обезличена года по делу Номер обезличен, Серову ФИО25 восстановлены пропущенные процессуальные сроки, в связи с чем, суд признает пропуск срока уважительным и восстанавливает его. Мера наказания должностному лицу определена в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, но суд ее считает чрезмерно суровой, так как в один и тот же день в отношении одного и того же должностного лица, вынесено пять постановлений по различным статьям, в связи, с чем суд снижает назначенный штраф до разумных приделов.
На основании изложенного, и, руководствуясь главой 30 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Восстановить срок для обжалования постановления от Дата обезличена года за Номер обезличен о признании генерального директора ООО «Краснодар Водоканал» Серова ФИО26 виновным в совершении административного правонарушения, по ст. 8.2 КоАП РФ.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от Дата обезличена года за Номер обезличен о признании генерального директора ООО «Краснодар Водоканал» Серова ФИО27. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысячь) рублей - отказать, снизить размер штрафа до 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней с момента его вынесения в Краснодарский краевой суд.
Председательствующий: