Решение о признании постановления УФС в сфере природопользования по КК и РА незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена 2010 года Октябрьский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего Крюкова В.А.,

при секретаре Шульга Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» Серова ФИО8 на постановление Номер обезличен от Дата обезличена года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

У С Т А Н О В И Л:

Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» Серов ФИО9. (далее - заявитель, должностное лицо) обратился в Октябрьский районный суд г. Краснодара с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление, административный орган) от Дата обезличенаг. Номер обезличен о назначении административного наказания по ст. 8.9 КоАП РФ и заявитель просит восстановить срок на обжалование указанного постановления, обосновывая данное ходатайство тем, что он обжаловал данное постановление Дата обезличена года, однако из-за недостаточной квалификации их юрисконсульта определением суда от Дата обезличена г. было отказано в приеме, так как заявление было подано в порядке гл.25 ГПК РФ, и только в начале июля 2010 года ему стало известно о не рассмотрении его жалобы по существу.

Представитель заявителя Жадан ФИО10 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в заявлении. Указав, что административным органом плановая выездная проверка проведена Дата обезличена года незаконно в связи с тем, что ранее плановая проверка соблюдения аналогичных требований проводилась менее трех лет назад. Также податель жалобы ссылается на то, что в фототаблице невозможно идентифицировать где, когда и что именно было задокументировано, т.е. нет официальных реквизитов, содержащих сведения, имеющие юридическое значение, и на повторность привлечения должностного лица к административной ответственности по одной и той же норме КоАП РФ.

По вопросу восстановления срока обжалования постановления представитель заявителя пояснила, что невозможность своевременной подачи жалобы на постановление обусловлена сменой юристов в ООО «Краснодар Водоканал», ответственных за подготовку необходимых материалов в Суд и что первоначально данные документы сдавались Дата обезличена года.

Представитель административного органа Науменко ФИО11. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в ее письменном отзыве. Так указала, что управлением в отношении общества была проведена одна плановая проверка, которая состояла из двух этапов: вначале проводилась документарная часть проверки, а затем - выездная часть, так как у административного органа появилась необходимость в проверке сведений, полученных в результате документарной проверки.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от Дата обезличенаг. Номер обезличен по следующим основаниям.

Дата обезличенаг. на основании Распоряжения Номер обезличен.Номер обезличен от Дата обезличенаг. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Краснодар Водоканал».

В ходе проверки установлены существенные нарушения требований природоохранного законодательства, за что общество по результатам проверки было привлечено к административной ответственности по ст.ст. 7.3, 8.1, 8.5, 7.6 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица;

- оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

На основании указанной нормы Закона, служебной записки государственных инспекторов Управления Номер обезличен от Дата обезличенаг., Распоряжения Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю Номер обезличен от Дата обезличенаг., в отношении ООО «Краснодар Водоканал» проведена плановая выездная проверка.

Довод заявителя о невозможности проведения плановой проверки общества до 2010 года в связи с проведенной плановой проверкой Северо-Кавказским Межрегиональным Управлением по технологическому, экологическому и атомному надзору на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды в 2007 году, Суд отклоняет по следующим основаниям.

В период проведения проверки ООО «Краснодар Водоканал» Управлением Ростехнадзора (с 19 по 22.06.2007г.) действовал Федеральный закон от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее - Закон № 134-ФЗ). По результатам проведенной проверки, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.

Управлением в 2009г. тоже проведена плановая проверка в отношении ООО «Краснодар Водоканал» на предмет соблюдения природоохранного законодательства. Указанная проверка проведена в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ.

Как указано в пп. 2,3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.

Согласно п. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации юридического лица;

- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 401, действующего в 2007г. и с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, утвержденному приказом Росприроднадзора от 25.11.2008г. № 464, как Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю, так и Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому контролю (в 2007 году) уполномочены на проведение плановых проверок на предмет соблюдения юридическими лицами требований природоохранного законодательства РФ.

Однако, в данном случае, при наличии общей сферы контроля, в 2007 году и в 2009 году плановые проверки проведены разными Федеральными органами исполнительной власти в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на момент проведения проверки.

Таким образом, нормы Закона № 294-ФЗ не могут быть распространены на проверку, проведенную в 2007г.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий, государственными служащими Управления установлены нарушения ООО «Краснодар Водоканал» требований природоохранного законодательства, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.9 КоАП РФ, а именно, выявлены существенные нарушения режима использования зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения.

В соответствии с п. 1.4 СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» № 2.1.4.1110-02 предусматривает, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Раздел 3 указанного СанПиН определяет основные мероприятия на территориях ЗСО.

Мероприятия по первому поясу включат в себя, в том числе:

- территория первого пояса ЗСО должна быть ограждена и обеспечена охраной;

- не допускаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей;

- водопроводные сооружения в первом поясе ЗСО должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Мероприятия по второму и третьему поясам включают в себя, в том числе:

- запрещение подземного складирования твердых отходов;

- запрещение размещения объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Согласно п. 2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, не допускается размещение опасных отходов в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

В нарушение указанных требований, проверкой установлено.

1. На кустах Водозабора «Витаминкомбинат» ООО «Краснодар Водоканал» осуществляет выращивание сельскохозяйственных культур, размещение бытовых и опасных производственных отходов (автопокрышек) на территориях первого пояса ЗСО, а также отсутствуют секции ограждения первого пояса ЗСО на кустах №№ 11, 12, 13.

2. На кустах Водозабора «Ново-Северный» ООО «Краснодар Водоканал» осуществляет размещение бытовых и опасных отходов (автопокрышек), а также отсутствуют секции ограждения первого пояса ЗСО. На кустах №№ 3, 4, 7, 8 водозабора размеры первого пояса ЗСО сокращены и не соответствуют проекту ЗСО. А также на данном водозаборе были перебурены скважины №№ 216, 222, 235, на которые отсутствуют проекты ЗСО.

3. На кустах Водозабора «Елизаветинский» отсутствуют секции ограждения, а также замки на воротах ограждения первого пояса ЗСО, а также открыт доступ на территорию первого пояса ЗСО посторонним лицам. Первый пояс ЗСО куста № 19 сокращен и не соответствует проекту ЗСО.

4. На кустах Водозабора «Ново-Западный» ООО «Краснодар Водоканал» в первом поясе ЗСО осуществляется размещение бытовых и опасных производственных отходов (автопокрышек), выращивание сельскохозяйственных культур, проходит газовая труба, отсутствуют секции ограждения первого пояса ЗСО, а также открыт доступ посторонним лицам на территорию первого пояса ЗСО. На кустах № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 водозабора размеры первого пояса ЗСО сокращены и не соответствуют проекту ЗСО (по проекту ЗСО первый пояс санитарной охраны куста № 3 должен составлять не менее 30 метров, а фактически по кусту № 3 - 12,8 метров). В первом поясе ЗСО водозабора расположены частные домовладения.

5. Для скважин №№ 3, 29 Водозабора «Первомайский» ООО «Краснодар Водоканал» проектом ЗСО предусмотрен первый пояс ЗСО радиусом 30 метров, но первый пояс ЗСО отсутствует, оголовки скважин захламлены. На водозаборе осуществляется выращивание сельскохозяйственных культур.

6. На Водозаборе «Кировский» ООО «Краснодар Водоканал» осуществляется выращивание сельскохозяйственных культур, на кусте № 2 перебурена скважина № 131-А, на которую отсутствует проект ЗСО.

7. На Водозаборе «Восточный - 1» ООО «Краснодар Водоканал» осуществляется выращивание сельскохозяйственных культур, размещаются бытовые и опасные производственные отходов (автопокрышки), отсутствуют секции ограждения первого пояса ЗСО, открыт доступ посторонним лицам на территорию первого пояса ЗСО. На кусте № 1 данного водозабора расположен мангал и открыт доступ с прилегающего кафе «Хижина», кафе, при этом, расположено на территории первого пояса ЗСО.

8. На Водозаборе «Восточный - 2» ООО «Краснодар Водоканал» осуществляется выращивание сельскохозяйственных культур, размещаются бытовые и опасные производственные отходов (автопокрышки), отсутствуют секции ограждения первого пояса ЗСО, открыт доступ посторонним лицам на территорию первого пояса ЗСО и домашним животным на первый пояс ЗСО куста № 2. Первый пояс ЗСО скважин №№ 365, 113 сокращен и не соответствует проектной документации.

9. На Водозаборе «Центральный» на площадке расположенной по ... по первому поясу ЗСО проходит фекальная канализация, на площадке по ... в первом поясе ЗСО скважины № 265 находится кафе. Территория первого пояса ЗСО скважины № 120, расположенной по адресу: ... - ведется строительство, не имеющее непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений. На водозаборе ведется выращивание сельскохозяйственных культур.

10. На площадках водозабора «Станций подкачки» по адресам: ..., Стасова, 146, в первом поясе ЗСО скважин №№ 204, 467, 205, 437, 205-н расположены гаражи. На территории первых поясов ЗСО водозабора ООО «Краснодар Водоканал» осуществляет размещение бытовых и опасных производственных отходов (автопокрышек, люминесцентных ламп), выращивание сельскохозяйственных культур.

В соответствии со ст. 8.9 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.

Исходя из положений ст. 23 данного Закона, к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся:

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (п. 7);

- предотвращение наложения промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения (п. 11).

Нарушения ООО «Краснодар Водоканал» требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов зафиксированы в акте проверки Номер обезличен от Дата обезличенаг., фототаблице, являющейся неотъемлемой частью указанного акта, протоколе об административном правонарушении.

С фото материалами представители общества ознакомлены. Фототаблица содержит сведения о лице, проводившем проверку, месте фотосъемки, что свидетельствует о том, что такое доказательство является добытым законным путем.

Таким образом, состав административного правонарушения в деятельности ООО «Краснодар Водоканал» материалами проверки доказан в полном объеме.

При этом в соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Под должностными лицами в КоАП РФ понимаются лица постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, руководители и другие работники организаций.

В отсутствии лица, уполномоченного соответствующим приказом (распоряжением) осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства РФ, надлежащим ответчиком по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей среды является руководитель предприятия.

Исходя из вышеизложенного, Суд полагает, что вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея постановление от Дата обезличенаг. Номер обезличен является законным, нарушения, установленные проверкой - доказанными в полном объеме.

В случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления от Дата обезличена года Номер обезличен суд установил, что первоначально Серов ФИО12 обращался в Октябрьский районный суд г. Краснодара Дата обезличена года и ему было отказано в приеме данного заявления, в связи с тем, что он обжаловал оспариваемое постановление в порядке гл.25 ГПК РФ, но кассационными определениями судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от Дата обезличена года по делу Номер обезличен и от Дата обезличена года по делу Номер обезличен, Серову ФИО13 восстановлены пропущенные процессуальные сроки, в связи с чем, суд признает пропуск срока уважительным и восстанавливает его.

На основании изложенного, и, руководствуясь главой 30 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Восстановить срок для обжалования постановления от Дата обезличена года за Номер обезличен о признании генерального директора ООО «Краснодар Водоканал» Серова ФИО14 виновным в совершении административного правонарушения, по ст. 8.9 КоАП РФ.

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от Дата обезличена года за Номер обезличен о признании генерального директора ООО «Краснодар Водоканал» Серова ФИО15 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.9 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней с момента его вынесения в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий: