Решение о признании незаконным постановления



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Краснодар ДД.ММ.ГГГГ 2010 года

Октябрьский районный суд

в составе:

судьи Гончаров О.А.,

при секретаре Бескоровайная Я.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Генерального директора ЗАО «<данные изъяты>» Першина А.В. о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ЗАО «<данные изъяты>» Першин А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 11.000 рублей.

В судебном заседании Першин заявленные требования подержал и просил удовлетворить.

Свою позицию заявитель мотивировал тем, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, заявитель не является надлежащим субъектов административной ответственности, предусмотренной статей 8.2 КоАП РФ, поскольку не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления. При возбуждении дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Представитель управления в судебном заседании заявленные требования не признал и просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Свои возражения обосновал тем, что материалами дела об административном правонарушении полностью подтверждает факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку в процессе хозяйственной деятельности общества образуются отходы производства и потребления, а также заявителем осуществляется деятельность по обращению с отходами производства и потребления в виде накопления.

Суд установил, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, состоит на учете в ИФНС России по <адрес> за основным государственным регистрационным номером №, адрес места нахождения: <адрес>.

По заданию прокуратуры <адрес>, прокуратурой <адрес>, с привлечением должностного лица управления ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что согласно пункту 3.4 Устава общество осуществляет деятельность по производству товарной рыбы и рыбопосадочных материалов, переработку рыбы и выпуск рыбной продукции, рыбоводно - мелиоративные работы на рыболовецких водоемах и др. В нарушение требований статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), а также пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03) на момент проведения натурального обследования территории рыбстана общества, расположенного в водоохраной зоне поверхностного водного объекта - участок реки Кирпили (<данные изъяты>) от 124 км. до 139 км. от устья, а также при обследовании территории рыбопитомника «<данные изъяты>», расположенного в пойме реки Левый Бейсужек в 15 км. от центральной усадьбы возле х. Пролетарского, обнаружено размещение на площадях, имеющих дерновое покрытие (навалом), а также в акватории рыбопитомника отходов производства и потребления. Места временного накопления отходов не защищены от воздействия атмосферных осадков.

По результатам проведенной проверки, и.о. прокурора <адрес> П ДД.ММ.ГГГГ, вынесено постановление о возбуждении в отношении Першина А.В. дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ. Постановление подписано должностным лицом прокуратуры и Першиным А.В., которому под роспись вручена копия постановления.

Генеральным директором общества Першиным А.В. ДД.ММ.ГГГГ даны письменные объяснения по факту проведенной проверки, согласно которым факт образования отходов производства и потребления признается.

Материалы административного дела в отношении заявителя прокуратурой в порядке статьи 23.29 КоАП РФ переданы в управление для рассмотрения по существу.

ДД.ММ.ГГГГ в управление представлено ходатайство о рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении заявителя и генерального директора Першина А.В., назначенные на ДД.ММ.ГГГГ без участия должностного лица - Першина А.В., поскольку факт совершения административного правонарушения признается.

Старшим государственным инспектором управления Ш ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 11.000 руб. Копия постановления направлена в адрес заявителя по почте.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления.

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ), предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктами 1 и 2 статьи 39 Закона №7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ отходы производства и потребления -остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно статье 11 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Согласно статье 28 Закона №89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, не исполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1.2-1.4 СанПин 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).

Требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

В соответствии с пунктом 5.31 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.

Пунктом 2.5 СанПин 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что различают следующие основные способы складирования:

временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);

временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

- складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлако отвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

- складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Согласно пункта 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Статьей 28 Закона №89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как указано в частях 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно действующего законодательства по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, а также по существу не оспаривается заявителем, что в процессе хозяйственной деятельности общества образуются отходы производства и потребления.

Согласно пункту 3.4 Устава, основными видами деятельности общества являются:

- производство товарной рыбы и рыбопосадочных материалов;

- переработка рыбы и выпуск рыбной продукции;

- рыбоводно - мелиоративные работы на рыболовецких водоемах.

Материалами дела об административном правонарушении, а также Уставом общества не подтверждается факт осуществления обществом деятельности, по обращению с отходами, под которым понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. У общества отсутствует лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления.

Объективной стороной административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ является действие (бездействия) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, следовательно, субъектами административной ответственности по указанной статье являются специализированные организации и индивидуальные предприниматели, основная деятельность которых связана с осуществлением деятельности по обращению с отходами, то есть по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Управлением не представлены доказательства нахождения на балансе общества или эксплуатации им специализированных объектов по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, размещению отходов (полигонов ТБО, свалок и др.).

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, а также в оспариваемом постановлении указано, что на момент проверки на территории общества установлен факт размещения на площадях, имеющих дерновое покрытие (навалом), а также в акватории рыбопитомника отходов производства и потребления, места временного накопления которых, не защищены от воздействия атмосферных осадков.

Вместе с тем в вышеназванных процессуальных документах не указано, какие именно отходы производства и потребления (наименование, класс опасности) временно хранились на территории общества, что указывает на недостатки, допущенные при описании объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, суд считает, что Першин А.В. не является надлежащим субъектом административной ответственности предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела не нарушены.

Доводы заявителя о том, что он и его законный представитель не были надлежащим образом извещены о времени и месте возбуждения дела об административном правонарушении не принимаются судом, поскольку постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заявителя вынесено прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в присутствии Першина А.В., что подтверждается его подписями в постановлении и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, заявитель на основании оспариваемого постановления неправомерно привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 11000 рублей.

В соответствии с КоАП РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 11000 рублей, следует признать незаконным и отменить.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 8.2, 25.1 26.2, 28.2, 29.7, 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» Першина А.В., к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 11000 рублей и отменить его полностью.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья -