РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Краснодар 06 марта 2012 года Судья Октябрьского районного суда города Краснодара Старикова М.А. при секретаре Цукановой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бочина А.В. на постановление по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ: Бочин А.В. обратился в суд с жалобой и просит отменить Постановление № от 15.12.2011 г. о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 7.3., ч. 2 ст. 8.42. КоАП РФ в отношении должностного лица ООО <данные изъяты> - директора Бочина А.В., производство по делу - прекратить. В обоснование жалобы Бочин А.В. пояснил, что в отношении него должностного лица - директора ООО <данные изъяты> вынесено Постановление № от 15.12.2011 г. о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 7.3., ч. 2 ст. 8.42. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Данными нормами предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов; использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. С вынесенным постановлением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, а также с неправильной квалификацией фактических обстоятельств дела. ООО <данные изъяты> была получена Лицензия на пользование недрами серия № сроком до 12.07.2030 года, целевое назначение - добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. В 2007 году был разработан Проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин №. По указанному Проекту было получено экспертное заключение от 23.07.2007 №, выданное ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае. После проведения проверки Прокуратурой Западного округа г. Краснодара ООО <данные изъяты> было получено дополнительное Экспертное заключение № от 09.12.2011 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы Проекта организации ЗСО водозаборных скважин №. Выводом указанного экспертного заключения является установление соответствия принятых в Проекте расчетов и решений требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». ООО <данные изъяты> осуществляет деятельность по добыче подземных вод в полном соответствии с требованиями выданной Лицензии. Приборы учета размещены в соответствии с утвержденной проектной документацией, что является надлежащим исполнением обязанности владельца лицензии по достоверному учету водопотребления. <данные изъяты> до начала ведения работ по добыче подземных вод была согласована и утверждена вся необходимая техническая документация: - рабочий проект «Водозабор из артскважины для социально-бытового комплекса ООО <данные изъяты> по <адрес>»; - сводное экспертное заключение № от 26.11.2004 года, выданное Краснодарской краевой государственной вневедомственной экспертизой по вышеуказанному рабочему проекту; - Заключение № 252 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом № 04/2430 от 02.08.2004 г. Главного управления Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы». На основании указанной документации ООО <данные изъяты> была выдана лицензия на пользование недрами. Фактическая эксплуатация скважин осуществляется в строгом соответствии с требованиями СанПиН и Проекта, территория спланирована для отвода поверхностных стоков, что подтверждается рабочим проектом «Водозабор из артскважины для социально-бытового комплекса ООО <данные изъяты>» по <адрес>». Территория первого пояса ЗСО озеленена надлежащим образом. ООО <данные изъяты> осуществляет деятельность по добыче подземных вод на арендуемом оборудовании (договор аренды оборудования и недвижимого имущества № от 01.01.2011 г., заключенного с ООО <данные изъяты>»). Совместным комиссионным выходом ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> на место 08 августа 2011 года была установлена необходимость проведения работ по текущему ремонту арендованного оборудования. По договоренности Сторон к договору аренды оборудования и недвижимого имущества № от 01.01.2011 г. необходимые работы должны были выполняться силами ООО <данные изъяты> Выполнялись работы по ремонту оборудования, и в том числе по местному ремонту асфальтобетонного покрытия санитарной зоны и дорожек для обслуживания пожарных водоемов. В действиях ООО <данные изъяты> не было нарушения требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» У ООО <данные изъяты> имеется в наличии положительное Санитарно-эпидемиологическое заключение № от 29.10.2004 г., которым удостоверяется, что производство - право добычи подземных вод из водозаборных сооружений - соответствует государственным санитарно-- эпидемиологическим правилам и нормативам. Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и респ. Адыгея в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд находит доводы жалобы обоснованными, а жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что 15.12.2011 г. в отношении директора ООО <данные изъяты> - Бачина А.В. вынесено Постановление № от 15.12.2011 г. о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 7.3., ч. 2 ст. 8.42. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Данными нормами предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов; использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ООО <данные изъяты> была получена Лицензия на пользование недрами серия № сроком до 12.07.2030 года, целевое назначение - добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. В соответствии с положениями п. 7 Приложения № 1 к указанной Лицензии «Соглашение об условиях добычи пресных подземных вод» владелец лицензии обязан в течение года разработать проект зон санитарной охраны, согласовать и утвердить его в установленном законом порядке. ООО <данные изъяты> во исполнение указанного требования в 2007 году был разработан Проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин № По указанному Проекту было получено экспертное заключение от 23.07.2007 №, выданное ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае. Экспертное заключение было получено с нарушением срока, установленного в Лицензии (позже, чем в течение года с момента выдачи Лицензии), однако в соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Следовательно, привлечение к административной ответственности ООО <данные изъяты> за отсутствие в течение года согласованного и утвержденного Проекта организации ЗСО невозможно в силу ст. 4.5. КоАП РФ. После проведения проверки Прокуратурой Западного округа г. Краснодара ООО <данные изъяты> было получено дополнительное Экспертное заключение № от 09.12.2011 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы Проекта организации ЗСО водозаборных скважин №. Выводом указанного экспертного заключения является установление соответствия принятых в Проекте расчетов и решений требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Таким образом, довод о том, что ООО <данные изъяты> пользуется недрами в отсутствие разработанного и надлежащим образом согласованного проекта зон санитарной охраны, является не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Постановлением о привлечении к административной ответственности должностного лица ООО <данные изъяты> Бочина А.В. вменяется осуществление пользования недрами с нарушением условий лицензии, а именно: нарушение требования п. 6 Приложения № 1 к Лицензии - в части обеспечения соблюдения строгого режима зоны санитарной охраны при добыче питьевых подземных вод. Пункт 6 Приложения № 1 к Лицензии состоит из 5 подпунктов, содержащих разноплановые требования к деятельности владельца лицензии. При этом буквального требования об обеспечении строгого режима зоны санитарной охраны при добыче питьевых подземных вод в указанном пункте 6 не содержится. В свою очередь, со стороны административного органа не конкретизируется, какое из требований было нарушено владельцем лицензии. Указание в Постановлении на несоблюдение строгого режима зоны санитарной охраны при добыче питьевых подземных вод также не подкрепляется никакими документальными обоснованиями. В материалы дела не представлены доказательства совершения должностным лицом ООО <данные изъяты> вменяемого ему нарушения. В качестве нарушения условий выданной Лицензии должностному лицу ООО <данные изъяты>» вменяется ведение деятельности в отсутствие достоверного учета добываемых вод. Однако ООО <данные изъяты> осуществляет деятельность по добыче подземных вод в полном соответствии с требованиями выданной Лицензии. В соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Приложения № 1 к указанной Лицензии конструкции и устье скважины должны обеспечивать производство замеров уровня и отбор проб на проведение химических анализов; замеры водоотбора подземных вод должны проводиться приборами, прошедшими метрологическую экспертизу. Приборы учета владельца лицензии расположены в полном соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84*: «5.6. В конструкции скважины необходимо предусматривать возможность проведения замеров дебита, уровня и отбора проб воды, а также производства ремонтно-восстановительных работ при применении импульсных, реагентных и комбинированных методов регенерации при эксплуатации скважин». Указанный СНиП не содержит требований по расположению приборов учета исключительно на устье скважины. Фактическое расположение приборов учета соответствует требованиям, установленным рабочим Проектом «Водозабор из артскважины для социально-бытового комплекса ООО <данные изъяты>» по <адрес>». По указанному Проекту получено Сводное экспертное заключение № от 26.11.2004 года, выданное Краснодарской краевой государственной вневедомственной экспертизой. Также в отношении указанной проектной документации было издано Заключение № 252 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом № 04/2430 от 02.08.2004 г. Главного управления Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы». Административный орган ошибочно сделал вывод о ненадлежащем ведении учета водопотребления на основании того, что приборы учета расположены не на устье скважины. Однако приборы учета размещены в соответствии с утвержденной проектной документацией, что является надлежащим исполнением обязанности владельца лицензии по достоверному учету водопотребления. Таким образом, довод административного органа о нарушении условий лицензии в виде ненадлежащего размещения приборов учета не обоснован документально и является ошибочным. В качестве нарушения условий выданной Лицензии должностному лицу ООО <данные изъяты> вменяется ведение деятельности в отсутствие согласованной в установленном порядке Схемы систем водопотребления и водоотведения, предусмотренной Приказом Минприроды России № 205 от 08.07.2009 г. Согласно ст. 7.3. КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требованием утвержденных в установленном порядке технических проектов влечет наложение административного штрафа. Диспозицией статьи 7.3. не предусмотрено привлечение к ответственности за отсутствие Схемы систем водопотребления и водоотведения, следовательно привлечение к ответственности за отсутствие указанного документа в рамках ст. 7.3. КоАП РФ необоснованно и незаконно. ООО <данные изъяты> была выдана лицензия на право добычи подземных вод. В соответствии с Приложением № 1 к лицензии к деятельности владельца лицензии предъявляются следующие требования: фиксация величины водоотбора в журналах учета по формам ПОД-11 (ПОД-12); наблюдение за уровнем подземных вод в водозаборных скважинах; отбор проб на сокращенный химический и бактериологический анализы; осуществление постоянного наблюдения за техническим состоянием водозаборной скважины и ЗСО; обеспечение производства замеров уровня и отборов проб из скважины; ведение мониторинга подземных вод; предоставление геологической, статистической и иной информации в уполномоченные органы. ООО <данные изъяты> осуществляет свою деятельность в полном соответствии с требованиями лицензии в части ведения мониторинга подземных вод в соответствии с требованиями, установленными лицензией, что подтверждается информационными отчетами, подаваемыми в Управление по недропользованию Краснодарского края. Лицензия не содержит требований по составлению и утверждению владельцем лицензии Схемы систем водопотребления и водоотведения. Требование по составлению указанной Схемы содержится в нормативном акте - Приказе Минприроды России № 205 от 08.07.2009 г. Следовательно, отсутствие указанной Схемы у владельца лицензии не может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ - ведение деятельности с нарушением требований лицензии. В соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод осуществляется в два этапа. На первом этапе в установленный в лицензии срок ее владелец ведет подготовку проекта использования недр и его согласование с соответствующими органами с целью определения соответствия разработанного проекта стандартам (нормам, правилам) по безопасному ведению работ и экологической безопасности. На втором этапе осуществляется реализация согласованного проекта в соответствии с условиями лицензии. Проведение работ, связанных с пользованием недрами, до согласования проекта запрещается. ООО «Универсал-Плюс-Сервис» до начала ведения работ по добыче подземных вод была согласована и утверждена вся необходимая техническая документация: - рабочий проект «Водозабор из артскважины для социально-бытового комплекса ООО <данные изъяты>» по <адрес>»; - сводное экспертное заключение № от 26.11.2004 года, выданное Краснодарской краевой государственной вневедомственной экспертизой по вышеуказанному рабочему проекту; - Заключение № 252 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом № 04/2430 от 02.08.2004 г. Главного управления Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы». На основании указанной документации ООО «Универсал-Плюс-Сервис» была выдана лицензия на пользование недрами. В дальнейшем был принят нормативный акт - Постановление правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами». Указанный документ содержит положения, разъясняющий и уточняющий порядок и объем сведений, представляемых для согласования технических проектов уполномоченными органами. Однако Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 не содержит требований, обязывающих владельцев лицензии, ведущих деятельность в соответствии с ранее утвержденными и согласованными техническими проектами, обратиться за внесением изменений в свою действующую проектную документацию. Кроме того, в силу пункта 7 статьи 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частью третьей статьи 23.2 Закона, при подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием участками недр, применяются нормативные правовые акты и нормативные технические документы, действующие на день вступления в силу данного Федерального закона. Согласно п. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, вывод административного органа о том, что ООО <данные изъяты> осуществляет эксплуатацию месторождения пресных подземных вод в отсутствие технического проекта на добычу подземных вод, не соответствует фактическим обстоятельствам. Также необходимо отметить, что диспозиция ст. 7.3 КоАП РФ прямо указывает на то, что привлечению к ответственности подлежат лица, осуществляющие пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требованием утвержденных в установленном порядке технических проектов. Т.е. привлечение к ответственности за отсутствие технического проекта по ст. 7.3. КоАП РФ невозможно. Кроме того, фактическая эксплуатация скважин осуществляется в строгом соответствии с требованиями СанПиН и Проекта, территория спланирована для отвода поверхностных стоков, что подтверждается рабочим проектом «Водозабор из артскважины для социально-бытового комплекса ООО <данные изъяты> по <адрес>». Территория первого пояса ЗСО озеленена надлежащим образом. Управлением Росприродназора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проводилась выездная проверка деятельности ООО <данные изъяты>, по результатам которой был вынесен Акт проверки № от 11.08.2009 г. В указанном Акте отмечено, что использование скважин осуществляется в соответствии с требованиями проекта организации зон санитарной охраны и лицензии на право добычи подземных вод, нарушений в области требований природоохранного законодательства РФ не выявлено, т.е. при проведении проверки было установлено соответствие территории ЗСО скважин установленным законодательством требованиям. Диспозиция ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ позволяет привлекать к ответственности лиц за совершение действий, выразившихся в фактическом использовании зон санитарной охраны, а не в отсутствии каких-либо документов Следовательно, отсутствие согласования изменения границ ЗСО у владельца лицензии не может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42. КоАП РФ - использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ООО <данные изъяты> осуществляет деятельность по добыче питьевой воды в строгом соответствии с требования законодательства, Проекта организации зон санитарной охраны водозаборных скважин и не размещает строительные материалы и мусор в первом поясе ЗСО. ООО <данные изъяты> осуществляет деятельность по добыче подземных вод на арендуемом оборудовании (договор аренды оборудования и недвижимого имущества № от 01.01.2011 г., заключенного с ООО <данные изъяты> Совместным комиссионным выходом ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> на место 08 августа 2011 года была установлена необходимость проведения работ по текущему ремонту арендованного оборудования. По договоренности Сторон (дополнительное соглашение № от 24.08.2011 г.) к договору аренды оборудования и недвижимого имущества № от 01.01.2011 г.) необходимые работы должны были выполняться силами ООО <данные изъяты>. выполнялись работы ремонту оборудования, и в том числе по местному ремонту асфальтобетонного покрытия санитарной зоны и дорожек для обслуживания пожарных водоемов. На момент проведения проверки фактически выполнялись работы по местному ремонту асфальтобетонного покрытия санитарной зоны и дорожек для обслуживания пожарных водоемов, что обусловило нахождение необходимых строительных материалов на месте проведения работ. ООО <данные изъяты> также предоставлен в материалы дела фотоотчет о состоянии территории первого пояса ЗСО. Таким образом, отсутствует событие правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, т.к. в действиях ООО <данные изъяты> не было нарушения требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» Таким образом, довод о ненадлежащем состоянии территории первого пояса зоны санитарной охраны артскважин №№ ООО <данные изъяты> не соответствует фактическим обстоятельствам. У ООО <данные изъяты> имеется в наличии положительное Санитарно-эпидемиологическое заключение № от 29.10.2004 г., которым удостоверяется, что производство - право добычи подземных вод из водозаборных сооружений - соответствует государственным санитарно-- эпидемиологическим правилам и нормативам. Указанное санитарно - эпидемиологическое заключение является приложением к Лицензии на пользование недрами серия №, выданной ООО <данные изъяты> В связи с чем, суд приходит к выводу, что в действиях заявителя отсутствует состав административных правонарушений предусмотренных ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ в части пользования недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требованием утвержденных в установленном порядке технических проектов; ч. 2 ст. 8.42. КоАп РФ в части использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе отсутствие состава административного правонарушения. Таким образом, постановление № от 15.12.2011 г. о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 7.3., ч. 2 ст. 8.42. КоАП РФ в отношении должностного лица ООО <данные изъяты> - директора Бочина А.В. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Жалобу Бочина А.В. на постановление по делу об административном правонарушении удовлетворить. Постановление № от 15.12.2011 г. о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 7.3., ч. 2 ст. 8.42. КоАП РФ в отношении должностного лица ООО <данные изъяты> - директора Бочина А.В. - отменить, производство по делу - прекратить. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней. Судья-