РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации07 декабря 2010 г. г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Устинова О.О.
при секретаре Свиридовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования г. Краснодар к Бондаренко О.И. о расторжении договора найма специализированного жилого помещения от 14.08.2008 г. №, выселении из общежития в другое жилое помещение и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с иском к Бондаренко О.И. о расторжении договора найма специализированного жилого помещения от 14.08.2008 г. № и выселении из комнаты № в общежитии по <адрес> в <адрес> в комнату № по <адрес> в <адрес> и снятии с регистрационного учета по месту жительства в общежитии по <адрес> ком.<адрес> в <адрес>.
В обоснование указала, что Бондаренко О.И. зарегистрирована и проживает в комнате № в общежитии по <адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения как ребенок-сирота. В пользование для временного проживания ей передано койко-место. В соответствии постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 21.12.2007 г. № ответчице выделена субсидия на приобретение жилого помещения в собственность в размере 742500 руб. 24.12.2007 г. Бондаренко О.И. приобретена в собственность комната № в <адрес>. В добровольном порядке Бондаренко О.И. отказалась сняться с регистрационного учета и выселиться из комнаты № в общежитии по <адрес> в <адрес>, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Костюк О.А. поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
Ответчик Бондаренко О.И., ее представитель по доверенности Воловик О.Н. исковые требованиях не признали, просили отказать, представили письменный отзыв.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Гаркуша А.А. исковые требования поддержала.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что Бондаренко А.И. в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 04.12.1996 г. является сиротой. Данный статус ей был определен на основании акта Краснодарского дома ребенка, свидетельства о рождении, Справок из Новолеушковской вспомогательной школы-интерната для детей-сирот, и свидетельства об окончании Новолеушковской вспомогательной школы-интерната для детей-сирот. Данное обстоятельство подтверждается справкой, выданной Комитетом по науке, образованию и делам молодежи мэрии г. Краснодара №-С от 03.11.1998 г.
01.09.1994 г. Бондаренко О.И. поступила в ПУ-22 ст. <адрес>, которое окончила 26.06.1996 г. о чем 29.06.1996 г. ей был выдан Диплом А № регистрационный номер 103.
Решением комиссии по персональному распределению выпускников от 29.06.1996 г. Бондаренко О.И. на основании путевки № направлена в г. Краснодар для работы <адрес> с предоставлением жилого помещения.
11.07.1996 г. по ходатайству МКДН 05/8-51 от 01.07.1996 г. МП «<адрес> ей был выдан ордер № на вселение в жилое помещение общежития № по <адрес>.
На основании ордера № Бондаренко О.И. вселена в комнату № и зарегистрирована 31.07.1996 г. временно, а с декабря 1998г. постоянно.
Таким образом, основанием для вселения в данное жилое помещение Бондаренко О.И. в 1996 г. послужил ордер № от 11.07.1996 года, выданный на основании ходатайства МКДН от 01.07.1996 года.
Суд критически относится к представленной истцом копии дубликата корешка ордера на вселение № в общежитие от 01.03.1995 г., поскольку Бондаренко О.И. окончила среднее профессиональное учебное заведение в июне 1996 г. и только 29.06.1996 г. была направлена в <адрес>. Кроме того, факт ее регистрации по месту жительства – в комнате № общежития по <адрес> с 31.07.1996 г. подтверждается: карточкой прописки, поквартирной карточкой, выписками из лицевого счета квартиросъемщика № от 19.02.2008 г. и № от 21.10.2008 г.
Общежитие по <адрес> в <адрес> было построено и находилось на балансе Объединения «<адрес>» и было передано на баланс МП «<адрес>» 02.12.1993 г.
28 марта 1994 г. Постановлением № «О включении в состав муниципальной собственности предприятия, здания и помещения, находящихся на балансе муниципальных предприятий» было включено в состав муниципальной собственности, что подтверждается указанным выше постановлением и выпиской из реестра муниципальной собственности города Краснодара.
В соответствии со ст.7 ФЗ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилах домах, принадлежавших государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Указанная выше норма была распространена и на общежития, переданные в муниципальную собственность до введения в действие жилищного кодекса РФ, то есть до 01.03.2005 года.
Таким образом, жилой дом - общежитие по <адрес> с 01.03.2005 г. автоматически утратило статус общежития, и приобрело статус жилого дома, при этом какого–либо отдельного оформления документации не требовалось в силу установленного федеральным законом.
Руководствуясь ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», администрацией муниципального образования город Краснодар был издан ряд постановлений «О включении отдельных жилых помещений муниципального общежития, расположенного по ул. <адрес> литер «А» в Западном внутригородском округе гор. Краснодара в жилищный фонд социального использования», в соответствии с которыми жилые помещения включены в жилищный фонд социального использования, и администрации Западного округа г. Краснодара поручено обеспечить по заявлениям заинтересованных граждан передачу занимаемых ими жилых помещений в собственность в порядке, предусмотренном Законом РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» (Постановления №№ 745 от 27.07.2007 г.; 1154 от 06.09.2007 г.; 3101 от 25.09.2008 г. 2045 от 18.06.2009 г.; 4913 от 02.07.2010 г.).
В соответствии со ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного или муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом власти. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии с п.15 Правил, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а так же если имеются обременения прав на это имущество.
В силу положений ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» жилой дом – общежитие по <адрес> в установленном порядке в соответствии со ст.92 ЖК РФ, Правилами отнесения помещения к специализированному жилищному фонду…», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. №, в специализированный жилищный фонд не включалось.
Не включалось оно в специализированный жилищный фонд и после принятия Законодательным Собранием Краснодарского края Закона Краснодарского края «О специализированном жилищном фонде в Краснодарском крае» от 04.04.2008 г. №-КЗ.
Кроме того, в соответствии со ст.100 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения и заключается собственником специализированного жилого помещения (действующим от его имени уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления) или уполномоченным им лицом (наймодателем). Объектом договора является изолированное жилое помещение.
Договор найма специализированного жилого помещения (койко-места) № от 14.10.2008 г. не содержит сведений об основаниях предоставления жилого помещения, о полномочиях лица, действующего от имени собственника; заключен на часть помещения - койко-место.
Таким образом, договор заключен на жилое помещение, не включенное в специализированный жилой фонд в соответствии с установленным порядком, а в силу закона относящееся к фонду социального использования, поскольку Бондаренко О.И. была вселена в установленном порядке в данное жилое помещение на основании ордера в 1996 году и проживала там на момент введения в действие жилищного кодекса РФ, т.е. 01.03.2005 г., и в силу ст.7 ФЗ «О введение в действие ЖФ РФ», то все правоотношения с ней должны были регулироваться нормами ЖК РФ о договоре социального найма.
Кроме того, довод истца об обоснованности выселения Бондаренко О.И. из комнаты в общежитии № по <адрес>, в связи с приобретением ей комнаты № по <адрес> не может являться основанием к выселению ответчицы из комнаты в общежитии, поскольку Бондаренко О.И. вселилась в занимаемое ею жилое помещение - комнату № по <адрес> в 1996 году на основании ордера.
В соответствии с действующим на тот период времени жилищным законодательством РФ предусмотрено, что общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а так же других граждан в период работы и учебы, из чего следует, что предоставляемые в общежитии жилые помещения являлись временным жильем, предоставляемым гражданам до улучшения жилищных условий.
В соответствии со ст. 110 Жилищного кодекса РСФСР перечень оснований, в соответствии с которыми граждане могут быть выселены из общежития, является исчерпывающим.
Согласно ст.19 Конституции РФ все равны перед законом.
В соответствии с ч.3.ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом соразмерно конституционно значимым целям.
Согласно ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты не могут противоречить федеральным законам, в случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Следовательно, сам по себе факт приобретения гражданином в собственность квартиры не может расцениваться как отказ этого гражданина от прав на ранее занимаемую жилую площадь, в том числе и от жилой площади в общежитии. Оснований, при которых граждане, проживающие в общежитии, в случае улучшения своих жилищных условий (в том числе и путем приобретения жилья в собственность) обязаны освободить занимаемое ими жилое помещение в общежитии федеральным законодательством для выселения из общежития не предусмотрено.
Бондаренко О.И. проживает в комнате № постоянно, от своих прав на данную жилую площадь не отказывалась, своевременно вносила и вносит плату за проживание и коммунальные платежи, что подтверждается справкой о состоянии расчетов, квитанциями об уплате коммунальных платежей.
Проживание Бондаренко О.И. в комнате №<адрес> временный характер не носило, что подтверждается проживанием ее в данном жилом помещении с 1996 г. по настоящее время, наличие постоянной регистрации по месту жительства.
Бондаренко О.И. на основании Распоряжения администрации Западного округа №2059 от 24.11.1998 г. в соответствии с п.7.2Б Правил учета нуждающихся в улучшении жилищных условий была принята на учет для улучшения жилищных условий с 17.11.1998 г. по общему списку, и льготным спискам детей-сирот и воспитанников детских домов.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма (ст.50 ЖК РФ).
П.2 Решения городской Думы Краснодара от 15.12.2005 г. №4 п.7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в жилых помещениях муниципального жилищного фонда установлена: 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей их трех и более человек, 42 квадратных метра общей площади жилого помещения на семью из двух человек, 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.155.3 Семейного кодекса РФ имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.
На основании ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. №159–ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 ст.2 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются предоставлением жилых помещений по договорам социального найма.
Нормы общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в соответствии с п.1 ст.6, указанного выше закона, установлены в следующих размерах: 33 квадратных метра на одного гражданина. Жилое помещение может быть предоставлено меньше нормы общей площадью, установленной ч.1 ст.6, но не меньше нормы обеспеченности общей площадью жилого помещения, установленного пунктом 2 ст.4 закона - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с «Правилами предоставлении и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года №1203 «Об утверждении Правил…..» размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации определяется по формуле, включающей социальную норму площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемого для расчета размера субсидии, установленной в размере 33 кв.м.
Согласно представленного Администрацией МО город Краснодар договора купли-продажи комнаты № <адрес> по ул. <адрес> г. Краснодара от 24.11.2007 г. указанная комната одновременно жилой и общей площадью составляет 11,3 кв.м., стоимостью 742500 руб. (стоимость по инвентаризационной оценке БТИ г. Краснодара 2897 руб.), оплачивается за покупателя (Бондаренко О.И.) со счета управления образования администрации муниципального образования город Краснодар на счет продавца.
При этом субсидия Бондаренко О.И. на приобретение жилого помещения в собственность была выделена ей в размере 742 500 руб. на основании Постановления главы муниципального образования город Краснодар №2677 от 21.12.2007 года.
Из какой нормы предоставления жилой площади рассчитывался администрацией размер данной субсидии из постановления не усматривается.
Вариантом подбора жилого помещения для приобретения Бондаренко О.И. занималось Управление образования администрации МО город Краснодар.
Таким образом, приобретение для Бондаренко О.И. жилого помещения в виде комнаты № по <адрес> жилой и общей площадью 11,3 кв.м., путем выделения ей субсидии в размере 742500,00 руб., противоречит требованиям вышеуказанных нормативных актов, содержащих требования к предоставлению таким категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, изолированных жилых помещений - квартир, либо комнат отвечающих санитарным требованиям (наличие кухни, ванной комнаты, санузла), с нормой предоставления 33 кв.м. на одного человека, но не менее 18,00 кв.м. на одного человека, и последующее снятие ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, грубо нарушает ее жилищные права, гарантированные государством и федеральным законодательством.
Как следует из технического заключения № общая площадь жилой ячейки, частью которой является обследуемое помещение № (№), недостаточна для организации полноценной 2-комнатной квартиры, проживание в которой обеспечивало бы необходимый уровень комфорта для двух семей (дефицит площади составляет 7,7 м2); перенос части бытовых приборов приготовления пищи, хранения бытовых вещей на территории мест общего пользования невозможен из-за их ликвидации; помещения раздельного санузла (№,40) не оборудовано каналами для естественной вентиляции, что является отступлением от требований норм СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», «Санитарно-эпидемиологических требований к жилым зданиям и помещениям», «СанПиН 2.1.2.1002-00; состояние инженерных сетей и ограждающих конструкций санузла (пом. №,40) требует проведения капитального ремонта по замене трубопроводов, восстановлению штукатурки и отделочных слоев стен и перегородок санузла и прихожей, покрытий полов, оборудования санузла каналами для естественной вентиляции; для предотвращения попадания в комнату № запахов и увлажненного воздуха из подвала необходимо выполнить ремонт водонесущих коммуникаций подвала; для обеспечения возможности приготовления пищи необходимо решить вопрос с организацией кухни, помещение которой должно быть оборудовано автономными вентиляционными каналами, мойкой или раковиной, а так же плитой для приготовления пищи.
В соответствии с требованиями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам и быть юридически и фактически свободным. Оно должно быть свободно от прав третьих лиц и пригодно для проживания, в виде отдельной квартиры не ниже установленных социальных норм, то есть минимальное количество квадратных метров жилой площади, приходящихся на одного человека при получении им жилого помещения по договору социального найма.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, администрацией муниципального образования г. Краснодар нарушено действующее законодательство при покупке комнаты № по <адрес>.
Судом достоверно установлено, что в комнату № по <адрес> в <адрес> Бондаренко О.И. не вселялась, поскольку она не соответствует нормам СниП, СанПиН, не является отдельным изолированным помещением в виде изолированной квартиры.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в исковых требованиях администрации муниципального образования г. Краснодар отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске администрации муниципального образования г. Краснодар к Бондаренко О.И. о расторжении договора найма специализированного жилого помещения от 14.08.2008 г. №, выселении из общежития в другое жилое помещение и снятии с регистрационного учета – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2010 г.
Председательствующий: