Решение о признание права на обеспечение жильем



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2011 года г.Краснодар

Ленинский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Капранова В.В.

при секретаре Петровской Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску Байдалакина П.А. к Администрации Краснодарского края о признании права на обеспечение жилым помещением,

Установил:

Байдалакин П.А. приказом командующего ВВС ЧФ от 19.11.1996г. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г.Краснодара с 18.03.1997г. с составом семьи три человека (он, жена и сын), впоследствии четыре человека (ещё один сын).

В письме от 30.11.2010г. Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ администрации Краснодарского края (начальнику управления по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края) было рекомендовано дать поручение муниципалитету о переоформлении ходатайства Байдалакина П.А. на меньший состав семьи или предоставить документы, подтверждающие Российское гражданство троих членов семьи Байдалакина П.А.

Считая отказ в предоставлении жилищного помещения на состав семьи из четырёх человек по указанным основаниям незаконным, истец обратился в суд с настоящим заявлением.

Заявление мотивируется тем, что согласно Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, целевой программы «Жилище» на 2002-20010 годы» заявитель имеет право на обеспечение его жилой площадью за счёт государства, так как он прослужил в Вооруженных силах СССР более 10 лет (20 лет 3 месяца 25 дней), уволен из Армии в звании капитана в связи с организационно-штатными мероприятиями, служебную квартиру по прежнему месту службы сдал в установленном порядке, не имеет собственного жилья и состоит на учете по месту жительства как нуждающийся в улучшении жилищных условий с составом семьи из 4 человек (он, его супруга и двое детей). Заявитель считает отказ в предоставлении жилого помещения на состав его семьи из 4 человек по тем основаниям, что трое членов его семьи не имеют Российского гражданства незаконным, так как действующим Российским законодательством прямо предусмотрено его право, как бывшего военнослужащего, быть обеспеченным жилой площадью, рассчитываемой исходя из числа лиц, являющихся членами семьи военнослужащего. К томуже, документы указанных членов семьи истца в настоящее время находятся на оформлении гражданства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель администрации Краснодарского края не возражал против удовлетворения искового заявления. При принятии окончательного решения по делу полагался на мнение суда.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.1 "Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей", заключенного в г.Минске 14 февраля 1992 года и введенного в действие с момента подписания, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

В ст.3 Соглашения предусмотрено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.

Право военнослужащих на получение квартиры по избранному после увольнения со службы месту жительства было подтверждено с принятием Закона Российской Федерации от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В соответствии с п.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище»» на 2002-2010 годы истец Байдалакин П.А. относится к категории граждан, уволенных с военной службы.

Постановлениями Правительства РФ от 21.03.2006г. № и от 06.11.2009г. № установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане РФ, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.

В настоящее время истец, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно выписке из приказа командующего ВВС ЧФ от 19.11.1996г. Байдалакин П.А., 1959 г.р., проходил службу в вооруженных силах СССР с 05.08.1976г. по 30.11.1996г. и уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет составляет 20 лет 3 месяца 25 дней (л.д.9, 10, 14, 23), что подтверждает его статус как военнослужащего, на которого распространяются нормы ФЗ «О статусе военнослужащих», в том числе нормы о праве на получение жилья по избранному месту жительства.

В соответствии с данными, содержащимися в справках и выписках из ЕГР УФРС по КК (л.д.11,13,15,20-22,24-26,30,32-36), Байдалакин П.А. служебной квартирой не обеспечивался, истец (и члены его семьи) субсидий на приобретение и строительство жилья не получал, забронированной и собственной жилой площади не имеет, состоит на учёте граждан в администрации ЗО г.Краснодара в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.12-14). В настоящее время проживает в <адрес> на основании договора найма жилого помещения (л.д.27-28).

Байдалакин П.А. органами местного самоуправления г.Краснодара был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека: истец, Байдалакина А.В. (супруга), Байдалакин А.П. (сын), Байдалакин А.П. (сын) (распоряжение главы администрации ЗО г.Краснодара от 23.03.1997г. №-р). Главой администрации МО г.Краснодар было направлено ходатайство в Министерство регионального развития РФ для предоставления Байдалакину П.А. жилого помещения на состав семьи 4 человека (истец, его супруга и двое детей) в соответствии с нормами на 63 кв.м. (квартира в <адрес>: <адрес>).

Байдалакин П.А., являющийся гражданином России, жильем по установленным законом нормам не обеспечен и в силу действующего законодательства нуждается в улучшении жилищных условий.

Однако в письме от 30.11.2010г. №-СП/07 Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ администрации Краснодарского края (начальнику управления по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края) было рекомендовано дать поручение муниципалитету о переоформлении ходатайства Байдалакина П.А. на меньший состав семьи или предоставить документы, подтверждающие Российское гражданство троих членов семьи Байдалакина П.А. Ссылки на конкретный законодательный или нормативный правовой акт Российской Федерации, препятствующий предоставлению жилья на всех членов семьи Байдалакина П.А., в письме не указаны.

Основной причиной отказа являлась ссылка на международные Соглашения, которые подписаны только Республикой Беларусь, Казахстаном и Азербайджаном. Иностранные граждане-члены семей военнослужащих других республик бывшего СССР, с которыми Соглашения не заключены, права на получение жилого помещения по социальному найму из муниципального жилищного фонда не имеют.

Однако в соответствии с п.2 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005г. принятых на учёт в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счёт средств федерального бюджета путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005г. принятых на учёт в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Учитывая вышеизложенное, Байдалакин П.А., как гражданин Российской Федерации, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющий продолжительность военной службы более 10 лет в календарном исчислении, вставший на учёт нуждающихся до 01.01.2005г., включённый в списки граждан-участников подпрограммы на 2009-2010 годы, имеет право на получение государственной финансовой поддержки на обеспечение жильём в рамках реализации указанной подпрограммы, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом или получением жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.11.2009г. №.

К членам семьи гражданина-участника подпрограммы относятся супруга, дети и родители гражданина, постоянно проживающие с гражданином – участником подпрограммы на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 31.12.2005г. №).

В разъяснении Росстроя (в настоящее время Минрегион) ФГУ «Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» дано ясное толкование о том, что иностранные граждане-члены семьи граждан, относящихся к категории граждан-участников подпрограммы, имеют право на получение социальной выплаты, субсидии при условии постоянного или преимущественного проживания на территории Российской Федерации (письмо от 06.12.2007г. № АМ 10/27-2159).

Байдалакин П.А. и члены его семьи зарегистрированы и преимущественно проживают на территории Российской Федерации с момента увольнения с военной службы истца. Документы троих членов семьи находятся на оформлении гражданства Российской Федерации.

Таким образом, отказ Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ в предоставлении истцу жилого помещения на состав семьи из 4 человек по тем основаниям, что у троих членов семьи бывшего военнослужащего нет Российского гражданства, суд находит незаконным.

Кроме того, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ» не содержит ограничений жилищных прав лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (ст.ст.31, 69, 100 ЖК РФ).

Частью 3 ст.62 Конституции РФ предусматривается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Существующее состояние правового регулирования жилищных отношений с участием членов семьи военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, не являющихся гражданами Российской Федерации, также не допускает разрушение целостности семьи. Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно-значимые цели, а используемы для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые имеют такие же права.

Обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, дают основания считать, что у истца имеются все основания для осуществления права на обеспечение жилым помещением на состав семьи из 4 человек, гарантированным ФЗ «О статусе военнослужащих».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать право Байдалакина П.А. на обеспечение жилым помещением, находящимся в федеральной собственности, за счёт средств федерального бюджета на состав семьи из 4 человек (истец, супруга, 2 сына).

Обязать администрацию Краснодарского края обеспечить Байдалакина П.А. жилым помещением, находящимся в федеральной собственности, на состав семьи из 4 человек (истец, супруга, 2 сына).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий (подпись)

Копия верна

Судья:

Секретарь:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200