Именем Российской Федерации 11 мая 2011 года г.Краснодар Ленинский районный суд г.Краснодара в составе: председательствующего Капранова В.В. при секретаре Петровской Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску Уразова В.И. к Администрации Краснодарского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата или жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, Установил: Уразов В.И. приказом министра обороны Р.Беларусь от 16.06.1994г. уволен с военной службы в запас по сокращению штатов. Состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г.Армавира Краснодарского края с 02.08.1994г. Письмом начальника управления по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края от 14.03.2011г. Уразову В.И. отказано в оформлении государственного жилищного сертификата, как не представившему справку о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы. Считая отказ в предоставлении жилищного государственного сертификата по указанным основаниям незаконным, Уразов В.И. обратился в суд с настоящим заявлением. Заявление мотивируется тем, что согласно Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы заявитель имеет право на получение жилищного сертификата, так как он прослужил в Вооруженных силах СССР более 10 лет (22 года 9 месяцев), уволен из Армии в звании подполковника по сокращению штатов, не имеет собственного жилья и состоит на учете по месту жительства как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Заявитель считает отказ в выдаче государственного жилищного сертификата по тем основаниям, что в учётном деле отсутствует справка установленного образца о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы незаконным, так как 28.08.1998г. был расторгнут брак между истцом и его супругой, квартира, которая предоставлялась ему по последнему месту службы (<адрес> <адрес>), была приватизирована бывшей супругой, и в ней остались проживать члены его семьи. Поскольку указанная квартира осталась в пользовании бывшей супруги и была ею приватизирована, то у него не имелось оснований сдавать квартиру. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представитель администрации Краснодарского края в удовлетворении искового заявления просил отказать, так как согласно п.44 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, определен перечень необходимых документов для получение сертификатов, в котором указано, что должна предоставляться справка квартирно-эксплуатационного отдела о сдаче служебного жилого помещения по последнему месту военной службы. Заявитель указанной справки установленного образца о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ не представил. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.1 "Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей", заключенного в г.Минске 14 февраля 1992 года и введенного в действие с момента подписания, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Данная норма международного соглашения не устанавливает обязанность военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, на территории которого они прибыли и избрали местом для постоянного проживания. В ст.3 Соглашения предусмотрено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Право военнослужащих на получение квартиры по избранному после увольнения со службы месту жительства было подтверждено с принятием Закона Российской Федерации от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с п.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. На основании п.2 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005г. принятых на учёт в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счёт средств федерального бюджета путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01.01.2005г. принятых на учёт в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище»» на 2002-2010 годы Уразов В.И. относится к категории граждан, уволенных с военной службы. Постановлениями Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, от 06.11.2009г. №903 и от 17.12.2010г. №1050 установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане РФ, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года. В настоящее время истец, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Согласно выписке из приказа Министра обороны Р.Беларусь от 16.06.1994г. Уразов В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходил службу в вооруженных силах СССР с 07.08.1971г. по 23.06.1994г. и уволен по сокращению штатов, выслуга лет составляет 22 года 9 месяцев, (л.д.8-11), что подтверждает его статус как военнослужащего, на которого распространяются нормы ФЗ «О статусе военнослужащих», в том числе нормы о праве на получение жилья по избранному месту жительства. С 02.08.1994г. Уразов В.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства г.Армавир и в соответствии с законодательством был поставлен в очередь на получение жилого помещения (л.д.17). В соответствии с данными, содержащимися в справках Крайтехинвентаризации по г.Армавиру от 15.03.2011г. №946 (л.д.13), Минского межгородского бюро по регистрации и технической инвентаризации недвижимости от 30.01.2001г. №225 (л.д.14), в уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК (л.д.12), истец собственной жилой площади не имеет. Ссылка представителя администрации края на то, что заявитель не представил справку установленного образца о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы, судом расценивается как несостоятельная. В соответствии с определением Верховного суда РФ от 15.04.2009г. гражданам, уволенным с военной службы и до 01.01.2005г. принятым на учёт в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении их жилыми помещениями путём выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. Согласно свидетельству I-АГ № (л.д.16) 28.08.1998г. расторгнут брак между Уразовым В.И. и Уразовой Т.В. Истцом представлена справка объединённой квартирно-эксплуатационной части г.Минска от 29.06.2001г. №159 (л.д.15) о том, что <адрес>, предоставленная Уразову В.И. по последнему месту военной службы, приватизирована бывшей супругой истца. Так как Уразов В.И. не имел гражданства Р.Беларусь, то участвовать в приватизации не имел права. Из изложенного следует, что указанная квартира не может быть сдана Министерству обороны Российской Федерации. Анализируя ранее действующее законодательство и законодательство, действующее в настоящее время, можно сделать вывод, что ни один из нормативных правовых актов Российской Федерации в части, касающейся обеспечением жильём граждан Российской Федерации, не закрепляет обязанности граждан РФ, в том числе военнослужащих, сдавать иностранному государству ранее занимаемое жилое помещение, которое находится за пределами Российской Федерации и не принадлежит Российской Федерации. Более того, законодательство Российской Федерации распространяет свою юрисдикцию только на территорию Российской Федерации и не содержит такого условия получения жилья на территории Российской Федерации, как отсутствие жилья в каком-либо иностранном государстве, в том числе и бывших республиках СССР. Международного договора, устанавливающего обязанность граждан России при переезде на территорию Российской Федерации сдавать органам государства пребывания не принадлежащие Российской Федерации жилые помещения, в которых они проживали на территории Беларуси, не имеется. Обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, дают основания считать, что отсутствие у истца справки установленного образца о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы не может служить основанием к лишению его права на обеспечение жилым помещением, гарантированным ФЗ «О статусе военнослужащих», в том числе в виде участия в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Решил: Признать право Уразова В.И. на получение социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета на приобретение жилья, выделяемой по государственному жилищному сертификату, или на обеспечение жилым помещением, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих». Обязать администрацию Краснодарского края оформить и выдать Уразову В.И. государственный жилищный сертификат или обеспечить его жилым помещением, находящимся в федеральной собственности, на состав семьи из одного человека. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара. Председательствующий (подпись) Копия верна Судья: Секретарь: