РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 апреля 2011 г. г. Краснодар Ленинский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего: Шакитько Р. В. при секретаре: Ушаковой Н. А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сердюкова М.Л. об оспаривании решения Администрации муниципального образования город Краснодар УСТАНОВИЛ: Сердюков М.Л. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), в котором просит: признать незаконным отказ администрации в оказании услуги «утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории», изложенный в письме от 28.03.2011 года № 552/08 МФЦ; признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения об образовании испрашиваемого земельного участка площадью 2905 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по правилам норм земельного законодательства; признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Сердюкову М.Л. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка по адресу <адрес>, площадью 2905 кв.м., определенного в соответствии со схемой, согласованной заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар 03.03.2011 года, для строительства и последующей эксплуатации многоквартирного жилого дома по указанному адресу; обязать администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 2 905 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, необходимого для завершения строительства многоквартирного жилого дома и его последующей эксплуатации, согласованную заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар 03.03.2011 года; обязать администрацию предоставить Сердюкову М.Л. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок по адресу <адрес>, площадью 2905 кв.м., определенный в соответствии со схемой, согласованной заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар 03.03.2011 года, для строительства и последующей эксплуатации многоквартирного жилого дома по указанному адресу. В обоснование заявленных требований Сердюков М.Л. ссылается на то, что, являясь собственником доли недвижимости, расположенной на муниципальном земельном участке, он правомерно обратился в администрацию с заявлением о формировании земельного участка площадью 2905 кв.м. по адресу: <адрес> (согласования и утверждения местоположения его границ) и предоставлении ему в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора этого земельного участка, выделенного для строительства дома. Изложенный в письме от 28.03.2011 года № 552/08 МФЦ отказ, а также бездействие администрации в отношении заявления Сердюкова М.Л. в части формирования земельного участка площадью 2905 кв.м. по адресу: <адрес>, а также предоставления ему в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора этого земельного участка, выделенного для строительства дома, влечет нарушение норм земельного законодательства о формировании земельных участков, а также прав и законных интересов Сердюкова М.Л. В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований. Третьи лица, привлеченные к участию в деле, собственники многоквартирного жилого дома Зиновьева Н.М., Зиновьева М.А., Мащенко С.П., Щербаков Е.А. в судебном заседании также поддержали требования Сердюкова М.Л. и просили их удовлетворить. Представитель администрации МО город Краснодар в судебном заседании возражал против заявленных требований, заявлял об отсутствии досудебного урегулирования спора. Представители Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании также не согласились с заявленными требованиями. В судебном заседании представитель Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар кроме того указал на непредставление заявителем в администрацию необходимого пакета документов для принятия решения о формировании испрашиваемого земельного участка и передачу его в аренду. Заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц и третьих лиц, рассмотрев материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, Сердюков М.Л. является собственником 1/12 доли в незавершенном строительством многоквартирном жилом доме, площадь застройки 452,1 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, между улицами Пашковской и Длинной в Западном административном округе города Краснодара. Данное право общей долевой собственности зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.10.2010 года сделана регистрационная запись № (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АИ №). Заинтересованный в завершении строительства и введении в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, доля которого принадлежит ему, Сердюков М.Л. обратился в администрацию МО город Кроаснодар, собственнику земельного участка под строящимся многоквартирным домом, с заявлением, в котором просил согласовать местоположение границ земельного участка площадью 2905 кв.м., находящегося в В ответ на обращение администрация отказала заявителю в оказании муниципальной услуги «утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории» (письмо от 28.03.2011 года № 552/08 МФЦ). При этом она сослалась на нормы статьей 11.2-11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющих порядок образования земельных участков. Не согласившись с данным ответом администрации, а также с ее бездействием по вопросу формирования земельного участка площадью 2905 кв.м. по адресу: <адрес> (согласования и утверждения местоположения его границ) и предоставления заявителю в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора этого земельного участка, Сердюков М.Л. обратился в суд с заявленными требованиями. В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 названного Кодекса). Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 3 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации). То есть, собственники здания, строения имеют преимущественное право на приобретение права аренды на земельный участок, расположенный под объектом этой недвижимости и необходимый для эксплуатации этого объекта. При этом договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен по инициативе как нескольких владельцев помещений, так и одного из них, а заключение договора с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора. Понуждение к его заключению в отношении отдельных владельцев помещений не допускается (пункт 19 постановления Пленума от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»). Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (статья 11.2 названного Кодекса). Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений предусмотренных в законе исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления статья 11.3 Кодекса). При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование (статья 11.4, Кодекса). В соответствии с нормами статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности производится органами местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение такими земельными участками. Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 названного Кодекса), в том числе, на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка. Таким образом, законодательство детально регулирует процедуру формирования земельных участков и определяет органы, компетентные рассматривать вопросы формирования земельных участков. Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 2905 кв.м. входит в состав уже сформированного земельного участка с кадастровым номером №, ранее предоставленного для строительства объектов недвижимости на этом земельном участке застройщику - ООО «Стройинтеркомплекс» (являлся арендатором земельного участка и застройщиком возводимого на нем дома, утратил право аренды части земельного участка с кадастровым номером № площадью 2905 кв.м. на основании решения Ленинского районного суда г. Краснодара от 02.09.2010 года о делу № 2-3732/10). Для целей выделения испрашиваемого земельного участка площадью, необходимой для завершения строительства многоквартирного жилого дома и последующей эксплуатации этого дома (2905 кв.м.), а также оформления предусмотренных законом прав аренды на этот участок, заявитель и обратился в администрацию с заявлением. Образование земельного участка (в том числе путем раздела уже сформированного ранее земельного участка), находящегося в муниципальной собственности, является прерогативой органов местного самоуправления. Никакой иной орган не вправе заниматься вопросом образования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Отказывая Седюкову М.Л. в решении вопроса о формировании испрашиваемого земельного участка и предоставлении ему права аренды на данный участок, администрация нарушает права и свободы заявителя, предусмотренные земельным законодательством. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приведенные представителями лиц, участвующими в деле, доводы, суд находит доводы заявителя обоснованными и правомерными. Ограничившись письмом с неопределенным основанием для отказа в предоставлении соответствующей услуги Сердюкову М.Л., администрация нарушила нормы земельного законодательства и создала препятствия для Сердюкова М.Л. к осуществлению им его прав и свобод в отношении принадлежащего ему имущества. Доводы заявителя в этой части являются законными и обоснованными. В судебном заседании суд исследовал представленные представителем Сердюкова М.Л. документы, свидетельствующие об обращении в надлежащей форме обращения Сердюкова М.Л. в администрацию с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для завершения строительства и последующей эксплуатации многоквартирного жилого дома, доля которого принадлежит Сердюкову М.Л. При этом для принятия решения заявитель представил в орган местного самоуправления весь необходимый пакет документов. Данные обстоятельства установлены судом, поэтому доводы Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в этой части подлежат отклонению. Доводы администрации о несоблюдении заявителем досудебного порядка также подлежат отклонению, поскольку процессуальное законодательство не требует досудебного урегулирования для категории дел, к которым относится рассматриваемое дело. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (пункт 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Исследовав и оценив все собранные доказательства по делу в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования Сердюкова М.Л. подлежат удовлетворению, т. к. являются законными и обоснованными. На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199, 198, 258 ГПК РФ, Ленинский районный суд города Краснодара РЕШИЛ: Заявление Сердюкова М.Л. об оспаривании решения Администрации муниципального образования город Краснодар - удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в оказании услуги «утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории», изложенный в письме от 28.03.2011 года № 552/08 МФЦ. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии решения об образовании испрашиваемого земельного участка площадью 2905 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, по правилам норм земельного законодательства. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Сердюкову М.Л. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка по адресу <адрес>, площадью 2905 кв.м., определенного в соответствии со схемой, согласованной заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар 03.03.2011 года, для строительства и последующей эксплуатации многоквартирного жилого дома по указанному адресу. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 2 905 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, необходимого для завершения строительства многоквартирного жилого дома и его последующей эксплуатации, согласованную заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар 03.03.2011 года. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Сердюкову М.Л. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок по адресу <адрес>, площадью 2905 кв.м., определенный в соответствии со схемой, согласованной заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар 03.03.2011 года, для строительства и последующей эксплуатации многоквартирного жилого дома по указанному адресу. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара. Председательствующий:
<адрес> (подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане), утвердить границы земельного участка; передать в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок, выделенный для строительства этого дома (письмо зарегистрировано в администрации 11.01.2011 года).