Решение о назначение и выплаты возмещения вреда здоровью



к делу №2-2365/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2011 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего: Шакитько Р. В.

при секретаре Ушаковой Н. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребенюк А.В. к Региональному Управлению Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю, Азово-Черноморскому УВД на транспорте МВД РФ о назначении и выплате возмещения вреда здоровью.

УСТАНОВИЛ:

Гребенюк А.В. обратился в суд с иском к Региональному Управлению Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю, Азово-Черноморское УВД на транспорте МВД РФ о назначении и выплате возмещения вреда здоровью.

В обосновании заявленных требований указал, что с 1994 года по май 2006 года проходил службу в Органах внутренних дел при ГУВД Краснодарского края и Азово-Черноморском УВД на транспорте МВД РФ. Во время прохождения службы в специальном отделе быстрого реагирования при РУОП МВД РФ неоднократно выезжал в регионы Северного Кавказа для выполнения задач, поставленных ГУВД Краснодарского края МВД России. В соответствии с приказом РУОП МВД РФ № 67 от 09.01.1996 года истец командирован в г. <адрес> для сопровождения колонны автобусов с заложниками и террористами до <адрес>. 15-18 января 1996 года, попав под артиллерийско-минометный обстрел, получил минно-взрывную контузию – острую черепно-мозговую травму. Данный факт установлен «Заключением служебного расследования по фактам получения ранений, контузий и обморожений в <адрес> и <адрес> <адрес>» от 09.02.1996 года. В соответствии с приказом РУОП МВД РФ № 128 от 29.07.1996 года был командирован в <адрес> и находился при комендатуре № <адрес>. С 07.08.1996 года по 20.08.1996 года, обороняя комендатуру, получил минно-взрывную контузию – острую черепно-мозговую травму. Данный факт установлен «Заключением служебного расследования по фактам получения ранений и контузий в <адрес> в августе 1996 года» от 18.10.1996 года. За проявленное мужество при исполнении долга по данным фактам награжден «Медалью за отвагу» и «Орденом мужества».

03 мая 2006 года уволился из органов внутренних дел по п. а ст. 19 Закона «О милиции» и 4 мая 2006 года был принят на службу в органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков – приказ № 588 от 12.05.2006 года.

11 мая 2007 года в отношении истца было вынесено заключение о причинной связи увечья: «<данные изъяты>» - категории годности к военной службе – «годен к военной службе с незначительными ограничениями. Годен к службе в должности <данные изъяты> Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю». Полученные повреждения послужили основанием для досрочного в 40 лет увольнения со службы из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии. Уволен и исключен из списков сотрудников 17 мая 2007 года на основании приказа № 690л/с от 18.05.2007 года. 13 мая 2008 года «Краснодарским бюро медико-социальной экспертизы» установлена инвалидность 2 группы, причина «военная травма», связанная с телесными повреждениями, полученными при исполнении служебных обязанностей. 15 июня 2010 года «Краснодарским бюро медико-социальной экспертизы повторно установлена инвалидность второй группы.

31 декабря 2010 года ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Департамента здравоохранения Краснодарского края на основании заявления произвело судебно-медицинское освидетельствование, в результате которого установлена причинно-следственная связь между имеющимися заболеваниями и «перенесенными черепно-мозговыми травмами в 1996 году». Стойкие последствия черепно-мозговых травм соответствуют утрате общей трудоспособности в размере 60%, профессиональной трудоспособности 80% с мая 2007 года.

27.02.2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о выплате сумм в возмещение ущерба, причиненного здоровью, однако в удовлетворении заявления ему отказали. Считая отказ неправомерным, истец просит взыскать с Регионального Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю в его пользу денежную сумму недополученной ежемесячной компенсации за три года с апреля 2008 года в размере 641418 рублей 84 копейки; ежемесячную денежную компенсацию вреда здоровью по случаю утраты профессиональной трудоспособности в размере 17817 рублей 19 копеек.

В судебном заседании Елец А.В. - представитель истца требования уточнил, просил взыскать ежемесячную денежную компенсацию вреда здоровью по случаю утраты профессиональной трудоспособности в размере 17817 рублей 19 копеек с Азово-Черноморского УВД на транспорте МВД РФ (последнее место службы в ОВД) в пользу Гребенюк А.В.

Представитель ответчика Регионального Управления ФСКН России по КК исковые требования не признал, пояснив, что в соотвествии с п. 133 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 года № 613, сотрудники органов наркоконтроля подлежат обязательному государственному страхованию в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 28.03.1998 года 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» в случае установления застрахованному лицу инвалидности 2 группы до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы выплачивается 50 окладов денежного содержания. Данные выплаты истцу были произведены, также в установленном порядке в настоящее время производится выплата пенсии, в связи с чем, возложенные на Региональное управление обязательства перед истцом выполнены в полном объеме.

Ответчик Азово-Черноморское УВД на транспорте МВД РФ в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истец, с 1994 года по май 2006 года проходил службу в Органах внутренних дел при ГУВД Краснодарского края и Азово-Черноморском УВД на транспорте МВД РФ.

В соответствии с приказом РУОП МВД РФ № 67 от 09.01.1996 года Гребенюк А.В. командирован в <адрес> для сопровождения колонны автобусов <адрес> для сопровождения колонны автобусов с заложниками и террористами до <адрес>. 15-18 января 1996 года, попав под артиллерийско-минометный обстрел, получил минно-взрывную контузию – острую черепно-мозговую травму. Данный факт установлен «Заключением служебного расследования по фактам получения ранений, контузий и обморожений в <адрес> и <адрес> <адрес>» от 09.02.1996 года.

В соответствии с приказом РУОП МВД РФ № 128 от 29.07.1996 года был командирован в <адрес> и находился при комендатуре № <адрес>. С 07.08.1996 года по 20.08.1996 года, обороняя комендатуру, получил минно-взрывную контузию – острую черепно-мозговую травму. Данный факт установлен «Заключением служебного расследования по фактам получения ранений и контузий в <адрес> в августе 1996 года» от 18.10.1996 года.

03 мая 2006 года уволился из органов внутренних дел по п. а ст. 19 Закона «О милиции» и 4 мая 2006 года был принят на службу в органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков – приказ № 588 от 12.05.2006 года.

11 мая 2007 года в отношении истца было вынесено заключение о причинной связи увечья: «Военная травма, последствия повторных черепно-мозговых травм в виде рассеянной неврологической симптоматики и стойких астено-вегетативных с незначительными нарушениями функций» - категории годности к военной службе – «годен к военной службе с незначительными ограничениями. Годен к службе в должности старшего оперуполномоченного 1 отдела оперативной службы Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю».

Приказом № 690 л/с от 18 мая 2007 года Гребенюк А.В. уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 3 (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии) пункта 142 (л.д.7).

Как следует из материалов дела, 13 мая 2008 года Гребенюк А.В. впервые установлена инвалидность 2 группы по причине «военная травма», при повторном освидетельствовании 31.05.2010т года группа и причины не изменены, дата очередного освидетельствования – май 2011 года.

Актом судебно-медицинского освидетельствования «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Департамента здравоохранения Краснодарского края № 587/2010 от 31.12.2010 года установлена причинно-следственная связь между имеющимися заболеваниями и «перенесенными черепно-мозговыми травмами в 1996 году». В соответствии с заключением стойкие последствия черепно-мозговых травм соответствуют утрате общей трудоспособности в размере 60%, профессиональной трудоспособности 80% с мая 2007 года.

24.02.2011 года истец обратился в Региональное управление ФСКН России по КК с заявлением о выплате сумм в возмещение вреда здоровью.

Как следует из письма от 24.03.2011 года Регионального управления ФСКН России по КК истцу отказано в выплате сумм в возмещение вреда здоровью, так как в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 года 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ…» в случае установления застрахованному лицу инвалидности 2 группы до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы выплачивается 50 окладов денежного содержания. Данные выплаты истцу были произведены в полном объеме.

В соответствии с требованиями ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Таким образом, в соотвествии с Федеральным законом РФ от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..», предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья сотрудников в связи с особенностями их работы, связанной со значительным риском для жизни и здоровья, но данным законом не предусмотрено полное возмещение вреда, причиненного здоровью. Выплату страховых сумм нельзя рассматривать как полное возмещение вреда здоровью в порядке главы 59 ГК РФ.

Суд считает, что выплата страховых сумм по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья истца, не лишает истца права на возмещение вреда здоровью в порядке ст. 1084 ГК РФ по правилам главы 59 ГК РФ во взаимосвязи с Федеральным законом «О милиции», т.к. конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудника милиции, военнослужащих, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме установленного в целях обеспечения социальных интересов этих лиц и интересов государства обязательного государственного страхования их жизни и здоровья в соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ и ФЗ № 52-ФЗ от 28марта 1998 года, в форме гражданско-правового возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении служебных обязанностей в милиции (ст. 1084 ГК РФ), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (в соответствии с требованиями ст. 29 ФЗ «О милиции»). Данная позиция отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П.

Доводы ответчика РУ ФСКН по Краснодарскому краю, что их вина в причинении вреда здоровью отсутствует, поэтому они не могут нести ответственность за вред, причиненный здоровью в порядке ст. 1084 ГК РФ по правилам главы 59 ГК РФ во взаимосвязи с Федеральным законом «О милиции», не могут быть приняты судом во внимание, т.к. в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 15.07.2009 года № 13-П признана не соответствующей Конституции РФ правоприменительная практика отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и должностных лиц. Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» п.1 ст. 10 определен правой статус сотрудника МВД РФ и сотрудника ФСНК РФ как федеральных государственных служащих, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 3 ст. 10 данного закона нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. РУ ФСКН РФ, нарушив п. 6 ст. 14 «Положения о правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденного указом Президента № 613 от 05.06.2003 года, приняло на работу истца без обязательного заключения Военно-врачебной комиссии.

В соответствии с требованиями ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание.

При определении утраченного заработка пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно и другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда.

В судебном заседании установлено, что размер среднемесячного денежного довольствия согласно справки № 1150/23 от 13.01.2011 года составил с июня 2006 года по 17 мая 2007 года – 104920,06 (06.2006 год по 12.2006г.) + 93246,46 (с 01.2007 года по 17.05.2007 г.) = 198166 руб. 52 коп, 198166,52 : 12 мес. = 16513 руб. 87 коп.

Размер утраченного заработка согласно акта СМЭ № 587 от 31.12.2010 года с учётом утраты профессиональной трудоспособности 80 % составил: 16513,87 * 80% = 13211 рублей 10 копеек.

Согласно ст. 1091 ГК РФ, суммы выплачиваемого гражданам вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке. С момента вступления в законную силу Федерального закона № 152-ФЗ от 26.11.2002 года эти суммы индексируются с учетом инфляции, который в 2008 году, 2009 году и 2010 году составлял соответственно коэффициенты: 1,1; 1,13; 1,085. С учетом инфляции размер ежемесячного утраченного денежного содержания истца составляет 17817 рублей 19 копеек.

В соответствии с ч. 2 ст. 1085 ГК РФ пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно как и другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда.

С 23.05.2008 года по 23.05.2010 года Гребенюк А.В. недополучено 641418 рублей 84 копейки.(17817-19 * 36).

Данная сумма подлежит взысканию единовременно с Регионального Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по КК, т.к. в нарушение п.6 ст. 14 «Положения о правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденного указом Президента № 613 от 05.06.2003 года, истец был принят на работу в РУ ФСКН РФ без обязательного заключения Военно-врачебной комиссии и уволен через год после освидетельствования ВВК РУ ФСКН РФ по Краснодарскому краю с формулировкой – «военная травма», которая Бюро СМЭ Краснодарского края признало причиной утраты профессиональной трудоспособности 80 %. Взыскание должно производится за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гребенюк А.В. к Региональному Управлению службы России по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю (индекс 350033 <адрес>) и к Азово-Черноморскому УВД на транспорте МВД РФ (индекс 350011 <адрес>) удовлетворить.

Взыскать в пользу Гребенюк А.В. за счет средств федерального бюджета единовременно задолженность по выплате в возмещение вреда здоровью с 23.05.2008 года по 23.05.2011 года в размере 641418 (шестьсот сорок одна тысяча четыреста восемнадцать) рублей 84 копейки.

Взыскать в пользу Гребенюк А.В. с Азово-Черноморского УВД на транспорте МВД РФ (индекс 350011 <адрес>) за счет средств федерального бюджета ежемесячно в возмещение вреда здоровью 17817 (семнадцать тысяч восемьсот семнадцать) рублей 19 копеек на срок установления инвалидности с последующей индексацией согласно индекса инфляции.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течении 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200