К делу № 2-2939/11 23.06.2011 года Ленинский районный суд г. Краснодара в составе: Председательствующий Быков С.В. при секретаре Музалевской Е.В. с участием прокурора Рогачева С.О. представителя «ГК «Олимпстрой» Мордковича М.Б. представителя департамента строительства КК Афанасьева А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие департамента строительства Краснодарского края, УСТАНОВИЛ: Прокуратура Краснодарского края в лице первого заместителя – прокурора города Сочи предъявил в суд иск в интересах неопределенного круга лиц, в котом просит признать незаконным бездействие департамента строительства Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)» и обязать департамент строительства Краснодарского края принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)». В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов в ходе которой установлено, что организация охраны на вышеуказанном объекте не соответствует предъявляемым требованиям: не оборудовано КПП для пропуска людей и транспорта, досмотровая эстакада; охранники не экипированы средствами специального контроля, досмотровым оборудованием; не установлена система видеонаблюдения для контроля периметра; на контрольно-пропускном пункте не установлена кнопка тревожной сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения МОВО УВД г. Сочи для своевременного реагирования и привлечения дополнительных средств при возникновении чрезвычайных ситуаций; не установлена громкоговорящая связь (ревун); отсутствует контроль за ведением журналов регистрации посетителей и завозов грузов; не организован надлежащий контроль за пропуском людей. Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, не осуществляется. Прокуратурой края в адрес департамента строительства края ранее, 13.11.2010 направлялось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Согласно представленному 10.12.2010 № 67-2896/10-01.02-01 департаментом строительства края ответу, приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место, что подтверждается актом комиссионного обследования «ГК «Олимпстрой» от 15.03.2011г. В связи с этим, в суд предъявлено настоящее заявление. В судебном заседании зам. прокурора ЗВО г. Краснодара Рогачев С.О. заявленные требования поддержал. Представитель департамента строительства Краснодарского края требования прокурора не признал и указал, что в заявлении прокуратуры отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, обязывающие департамент строительства Краснодарского края выполнить определенный (необходимый, требуемый) перечень мероприятий по обеспечению безопасности строительства олимпийского объекта. В действующем законодательстве Российской Федерации нет нормативного правового акта, в котором перечислены конкретные мероприятия по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, подлежащие исполнению при строительстве олимпийского объекта. Замечания, указанные в актах проверяющих объект органов, не основаны на нормах права и носят рекомендательный характер. Какие-либо документы, в том числе разработанные и согласованные «ГК «Олимпстрой», не являются нормативными правовыми актами и не обладают достаточной юридической силой. Считает, что акт ГК «Олимпстрой» носит рекомендательный, а не обязательный для исполнения характер (подтверждено решением арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2011 г.). Подготовка предписаний на основе содержания данных актов, а также ссылка в них на нарушения требований постановления Правительства РФ от 01.06.2099 г. №458 является некорректной, так как в данном постановлении не определен комплекс мер охраны, являющийся необходимым и достаточным для обеспечения охраны и безопасности строящихся олимпийских объектов, не включенных в перечень особо охраняемых. Также пояснил, что в заявлениях прокуратуры Краснодарского края не содержится обязательных ссылок на действующие нормы права, которые нарушены департаментом в результате невыполнения рекомендаций ГК «Олимпстрой», изложенных в упоминаемых в них актах. Так, соглашением об осуществлении контроля за строительством олимпийских объектов 31.06.2009 г. №02-02/4-1248 заключенным между ГК «Олимпстрой» и Департаментом, в качестве предмета соглашения (п.2.1.) указана обязанность Корпорации «…без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Ответственного исполнителя осуществлять контроль (мониторинг) за проектированием и (или) строительством олимпийских объектов, в том числе за соблюдением предусмотренных базовыми планами и сетевыми графиками строительства олимпийских объектов, сроков выполнения работ и мероприятий, направленных на проектирование и (или) строительство Олимпийских объектов, качеством выполняемых работ и соответствием выполняемых работ установленным требованиям…». Мониторинг состояния охраны строящихся олимпийских объектов предметом соглашения не предусмотрен. Кроме того, п.3.1. данного соглашения установлено, что «ответственный исполнитель обеспечивает финансирование строительства Олимпийских объектов за счет средств бюджета Краснодарского края». В настоящее время в краевой целевой программе строительства олимпийских объектов, средства на обеспечение их охраны и безопасности в период строительства не предусмотрены. По итогам согласительного совещания у заместителя Министра регионального развития Российской Федерации Ю.У.Рельяна, проведенного 16 февраля 2011 года, окончательно определен и согласован перечень мероприятий краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» (далее - Программа), который не предусматривает отдельного мероприятия, предполагающего обеспечение охраны объектов Программы Ответственным исполнителем. Также, п.5.2.1 определено, что корпорация осуществляет контроль исключительно за проектированием и (или) строительством олимпийских объектов. Права Корпорации по осуществлению контроля за состоянием охраны объектов строительства данным соглашением не предусмотрены. П.6.1. данного соглашения установлено, что выездные проверки по месту нахождения Олимпийских объектов Корпорация вправе проводить исключительно в целях осуществления контроля (мониторинга) за проектированием и (или) строительством Олимпийских объектов. Таким образом, ГК «Олимпистрой», осуществив выездные проверки состояния охраны строящихся олимпийских объектов, по результатам которых составлены акты, упоминаемые в заявления прокуратуры Краснодарского края, вышла за пределы предоставленных ей прав и полномочий, установленных соглашением №1248. Представитель ГК «Олимпстрой» требования прокурора поддержал и пояснил, что согласно ч. 15 ст. 14 ФЗ №310–ФЗ между ответственным исполнителем (администрация Краснодарского края) и ГК «Олимпстрой» заключено соглашение об осуществлении контроля за строительством олимпийских объектов от 31.07.09г. № 02-02/4-1248. В соответствии с приложением №1 к названному соглашению, олимпийский объект строительства «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)» подлежит контролю (мониторингу) со стороны ГК «Олимпстрой». Статьями 6.1, 6.7 соглашения предусмотрено, что ГК «Олимпстрой» вправе проводить проверки, в том числе выездные, по месту нахождения олимпийских объектов, по результатам которых составляется акт с изложением выявленных недостатков и рекомендаций по их устранению. Поскольку в ходе комиссионного обследования мер охраны строительства олимпийского объекта строительства «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)» было выявлено, что уровень организации охраны и безопасности объекта не соответствует установленным требованиям (о чем составлен акт №233 от 15.03.2011г.), считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, департамент строительства КК, осуществляющего функции ответственного исполнителя в части строительства названного олимпийского объекта, следует обязать принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности олимпийского объекта. Суд, выслушав участников, исследовав и огласив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии со ст. 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Департамент строительства Краснодарского края, являясь в силу п. 1.1 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 16.06.2003 № 551 органом исполнительной власти края, осуществляет функции ответственного исполнителя по п. 96 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 305): «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)». В соответствии с подпунктами «е», «з» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства», организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов, в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы. Согласно ч. 15 ст. 14 ФЗ №310–ФЗ между ответственным исполнителем (администрация Краснодарского края) и ГК «Олимпстрой» заключено соглашение об осуществлении контроля за строительством олимпийских объектов от 31.07.09г. № 02-02/4-1248. В соответствии с приложением №1 к названному соглашению, олимпийский объект строительства «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)» подлежит контролю (мониторингу) со стороны ГК «Олимпстрой». Статьями 6.1, 6.7 соглашения предусмотрено, что ГК «Олимпстрой» вправе проводить проверки, в том числе выездные, по месту нахождения олимпийских объектов, по результатам которых составляется акт с изложением выявленных недостатков и рекомендаций по их устранению. Установлено, что в ходе комиссионного обследования мер охраны строительства олимпийского объекта строительства «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)» выявлено, что организация охраны на указанном объекте не соответствует предъявляемым требованиям: не оборудовано КПП для пропуска людей и транспорта, досмотровая эстакада; охранники не экипированы средствами специального контроля, досмотровым оборудованием; не установлена система видеонаблюдения для контроля периметра; на контрольно-пропускном пункте не установлена кнопка тревожной сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения МОВО УВД г. Сочи для своевременного реагирования и привлечения дополнительных средств при возникновении чрезвычайных ситуаций; не установлена громкоговорящая связь (ревун); отсутствует контроль за ведением журналов регистрации посетителей и завозов грузов; не организован надлежащий контроль за пропуском людей. Об этом составлен акт №237 от 15.03.2011г. (л.д. 13-15). Установлено, что специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, на олимпийском объекте не осуществляется. Невыполнение департаментом строительства Краснодарского края требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов не обеспечивает системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизации последствий проявления терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, противодействия угрозам терроризма в целом, в пределах полномочий, предоставленных органу государственной власти края ст.ст. 2,5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере организации охраны олимпийского объекта строительства «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)» является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности. Не принятие мер, направленных на предупреждение угроз терроризма, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану жизни и здоровья. При таких обстоятельствах, департамент строительства КК обязать принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности олимпийского объекта. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие департамента строительства Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)». 2.Обязать департамент строительства Краснодарского края принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства «Магистральный водовод от водозабора на р. Бешенке до водозабора "Эсто-Садок - Мзымтинский" (проектные и изыскательские работы, строительство)». Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара. Председательствующий -