Решение по заявлению Бокова Михаила Юрьевича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ( далее Управление Росреестра по КК) об оспаривании действий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2011 год г.Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Шипуновой М.Н.,

при секретаре Дорошенко К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бокова М.Ю. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ( далее Управление Росреестра по КК) об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

Боков обратился в суд с указанным заявлением. В обоснование требований сослался на то, что он владеет на праве собственности земельным участком площадью 32384 кв.м. кадастровый номер , расположенным по адресу: <адрес> что подтверждается Свидетельством о регистрации права собственности серия , выданным 01.06.2009 г.

Данное свидетельство выдано в связи с регистрацией изменения категории земельного участка: Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.01.2009 г. № 6-р «О переводе земельных участков в Северском районе» данный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения переведен в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (земли промышленности).

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 № 730 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Краснодарского края" был установлен средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м. земель указанной категории. Согласно приложению № 2 к данному Постановлению, кадастровая стоимость одного квадратного метра земель промышленности 2-й группы в Северском районе составляет 811,09 рублей.

Постановление вступило в силу 14 сентября 2009 г., по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в газете «Кубанские новости», № 148, от 03.09.2009 г.

Применительно к рассматриваемому земельному участку, площадью 32384 кв.м., с 14 сентября 2009 г. его кадастровая стоимость составила 26266338,56 рублей (двадцать шесть миллионов двести шестьдесят шесть тысяч триста тридцать восемь рублей пятьдесят шесть копеек), согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28 февраля 2011 г. № 2343/12/11-72673, выданному ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю». Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равную его рыночной стоимости в размере 288000 рублей обязать ответчика внести соответствующие изменения в кадастровый паспорт земельного участка.

В судебном заседании представитель Бокова требования заявления поддержал. Представитель Управления Росреестра по КК возражал портив удовлетворения иска.

Суд, заслушав мнение сторон по делу, исследовав письменные материалы, полагает заявление подлежащим удовлетворению в части.

Помимо кадастровой (нормативно-рассчитываемой) стоимости земельных участков может быть установлена их рыночная стоимость.

Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для совершения сделок с объектами оценки и иных целей (ст. 2 Закона). Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Основная задача законодательства об оценочной деятельности - определение стоимости объектов оценки, к которым ст. 5 Закона относит отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества и др. В отношении объектов оценки законодательством РФ должна быть предусмотрена возможность их участия в гражданском обороте.

Статья 6 названного Закона закрепляет право Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов на основаниях и условиях, предусмотренных Законом. Это право носит безусловный характер.

Статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" выделяет два вида стоимости объекта: рыночную стоимость и иную его стоимость. В условиях рыночной экономики возникают различные ситуации, когда необходимо определить реальную стоимость недвижимого имущества, т.е. рыночную стоимость. Без определения рыночной стоимости недвижимости нельзя совершить сделку купли-продажи, получить кредит под залог земельного участка, сдать его в аренду и т.д.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Стоимость имущества является рыночной при соблюдении следующих условий: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление рыночной стоимости имущества, в том числе земельного участка, необходимо, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки - в этом случае установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных названным Законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и др. Пункт 1 ст. 66 Земельного кодекса РФ прямо предполагает определение рыночной стоимости земельного участка.

Как установлено в судебном заседании, Боков владеет на праве собственности земельным участком площадью 32384 кв.м. кадастровый номер расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес>, что подтверждается Свидетельством о регистрации права собственности серия 23-АЕ , выданным 01.06.2009 г. Применительно к рассматриваемому земельному участку, площадью 32384 кв.м., с 14 сентября 2009 г. его кадастровая стоимость составила 26266338,56 рублей (двадцать шесть миллионов двести шестьдесят шесть тысяч триста тридцать восемь рублей пятьдесят шесть копеек), согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28 февраля 2011 г. № 2343/12/11-72673, выданному ФГУ «Земельная кадастровая палата по КК».

22 февраля 2011 г. по договору на выполнение оценочных работ № 45 независимым оценщиком, членом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» ИП Корчинской Л.В. была установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером

Согласно Отчету № 54 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 14.09.2009 г., рыночная стоимость земельного участка составляет 288000 (двести восемьдесят восемь тысяч) рублей.

В соответствии с п.3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ

(ред. от 28.12.2010) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

14.04.2011 г. Боков М.Ю. обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр) и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. К заявлениям прилагался Отчет № 54 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 14.09.2009 г.

21.04.2011 г. из ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Бокову М.Ю. были направлены разъяснения, согласно которым результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. И только после прохождения вышеперечисленных процедур (решение суда или определение комиссии) появится основание на внесение изменений в экономические характеристики указанного земельного участка.

16.05.2011 г. в адрес Бокова М.Ю. из Управления Росреестра по Краснодарскому краю был направлен ответ, в котором указывается, что в настоящее время у Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отсутствуют нормативно-правовые механизмы для внесения рыночной стоимости земельного участка, определенной в представленном Отчете, в государственный кадастр недвижимости и установления ее в качестве кадастровой стоимости испрашиваемого участка, поскольку Комиссия управомочена рассматривать только споры по кадастровой стоимости земли, установленной после вступления в силу соответствующих изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», т.е. после 31.12.2010 г.

Как следует из ответа Управления Росреестра по КК, поскольку кадастровая стоимость земельного участка Бокова М.Ю. установлена Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 № 730, которое вступило в силу 14 сентября 2009 г., единственным органом, в компетенцию которого входит установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ), является суд.

Согласно п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 в ред. от 30.06.2010 г., споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Учитывая изложенное, на основании ст. 1-4 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и в соответствии со ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Бокова М.Ю. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ( далее Управление Росреестра по КК) об оспаривании действий удовлетворить в части.

Установить кадастровую стоимость земельного участка принадлежащего на праве собственности Бокову М.Ю., площадью 32384 кв.м. с кадастровым номером расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес> <адрес> в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 сентября 2009 г. в размере 288000 (двести восемьдесят восемь тысяч) рублей.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю установить для расчета кадастровой стоимости земельного участка, площадью 32384 кв.м. с кадастровым номером , расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес> с 14 сентября 2009 г. его рыночную стоимость в размере 288000 (двести восемьдесят восемь тысяч) рублей и внести соответствующие изменения по земельному участку с кадастровым номером 23:26:0201000:338 в ГКН – государственный кадастр недвижимости.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Крайсуд через райсуд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200