г. Краснодар «9» августа 2011года Ленинский районный суд г. Краснодара в составе председательствующего судьи Капранова В.В. при секретаре Петровской Г. М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Петухова М.И., Логарева Е.А. об оспаривании распоряжения главы администрации Краснодарского края. Установил: Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 1024-р от 28.06.2011г. «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения», в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 г. №310-ФЗ «Об организации и проведении ХХ!! Олимпийских зимних игр и Х! Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007г. №991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта», приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 сентября 2010г. №60-ОИ «Об утверждении проекта планировки территории Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи», от 31 мая 2011 г. №70-ОИ «Об утверждении проекта межевания для размещения олимпийского объекта «Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из которых не менее 400 номеров категории 4 звезды (проектные и изыскательские работы, строительство)» изъяты для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа в целях размещения олимпийского объекта федерального значения «Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из которых не менее 400 номеров категории 4 звезды (проектные и изыскательские работы, строительство)», земельные участки (земли населенных пунктов): с кадастровым номером № площадью 2352 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, №, и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества принадлежащий на праве собственности Петухову М.И.; с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, №, и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества принадлежащий на праве собственности Логареву Е.А. Петухов М.И. и Логарев Е.А. считая, что указанное распоряжение не соответствует требованиям Конституции РФ и действующего законодательства, нарушает их права собственников жилища, обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2011 года №1024-р. Заявление мотивируется тем, что указанные земельные участки и расположенные на нем объекты недвижимого имущества принадлежащие на праве собственности Петухову М.И. и Логареву Е.А. распоряжением главы администрации Краснодарского края от 18.08.2008г. №655-р и №651-р уже были изъяты в целях строительства Олимпийского парка, в том числе временного олимпийского тренировочного центра ледовых видов спорта и временного олимпийского тренировочного центра по хоккею с шайбой. В последующем, 11.08.2010г. департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, уведомил Петухова М.И. и Логарева Е.А. о том, что в соответствии с корректировкой документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов в Имеретинской низменности, предусматривающей уменьшение площадей, необходимых для размещения олимпийских объектов, в целях минимизации изъятия объектов недвижимого имущества в распоряжения главы администрации Краснодарского края от 18 августа 2008г. №651-р и №655-р были внесены изменения и исключены пункты об изъятии для федеральных нужд принадлежащих им земельных участков. Уведомлениями от 05.07.2011г. департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года уведомил Петухова М.И. и Логарева Е.А. о том что их земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества вновь подлежат изъятию согласно оспариваемого распоряжения главы администрации Краснодарского края №1024-р от 28.06.2011г. Заявители считают, что оспариваемое ими распоряжение главы администрации Краснодарского края об изъятие в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа принадлежащих им земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества не соответствует требованиям Конституции РФ и действующего законодательства, чем нарушает их права как собственников жилища и земельных участков. Обосновывают это тем, что процедура изъятия в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества должна производится в четком соответствии с действующем законодательством в том числе Жилищным и Земельным Кодексами РФ. Однако, Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены в действия ограничения указанных нормы. В частности ст. 14 и ст. 15 указанного ФЗ №310 предусмотрены порядок определения прилегающих к олимпийским объектам территории, и процедура изъятия земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов. По мнению заявителей, оспариваемое распоряжение так же не учитывает требований установленных ФЗ от 01.12.2007 г. №310-ФЗ. Заявители так же полагают что решение о размещение объекта – объекта «Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из которых не менее 400 номеров категории 4 звезды» принято без учета требований ст. 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле», так как в непосредственной близости от принадлежащих им земельным участкам расположено кладбище, кладбище действующее, и людей проживающих в Нижнеимеретинской низменности продолжают хоронить на нем по сей день. В соответствии с указанной нормой ФЗ «О погребении и похоронном деле» реконструкция действующих мест погребения возможна при наличии положительного заключения экологической и санитарно – гигиенической экспертизы, а использование территории мест погребения разрешается по истечению двадцати лет с момента его переноса. Так же администраций Краснодарского края изъяты земельные участки принадлежащие на праве собственности соседям заявителей, при этом земельные участки изъяты под различные олимпийские объекты: под центральный стадион вместимостью 40 тыс. мест, под Ледовую арену, под строительство Олимпийского парка, и под Олимпийскую деревню. Учитывая величину объектов, площадь участков подлежащих изъятию и их близость имеются основании полагать что разместить указанные объекты на данных земельных участках невозможно. Кроме того заявители ссылаются на то, что в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2007г. №991 «О программе строительства Олимпийских объектов и развитии города Сочи как горноклиматического курорта» не прописано, что «Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из которых не менее 400 номеров категории 4 звезды» будет строиться именно в Имеретинской низменности. В указанной Программе «Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из которых не менее 400 номеров категории 4 звезды (проектные и изыскательские работы, строительство)» относится к туристическому объекту, а не к объекту федерального значения. Доверенное лицо заявителей в судебном заседании доводы заявителей поддержал и просил признать недействительным оспариваемое Распоряжение главы администрации Краснодарского края как изданное без учета требований действующих законов РФ и нарушающее законные права и охраняемые законом интересы заявителей. Представитель администрации Краснодарского края, а так же представитель привлеченного в качестве третьего лица департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в удовлетворении требований заявителей просили отказать. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные заинтересованными лицами материалы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ « Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», (далее ФЗ от 01.12.2007 г. №310-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением ХХII олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта. В соответствии п.2 ч.1 ст. 15 ФЗ от 01.12.2007 г. №310-ФЗ установлено, что в период с 01.01.2008 г. до 01.12.2014 г. на территории Краснодарского края допускаются изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов. Этим же Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который дополнен ст. 10. предусматривающей, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель в связи с организацией и проведением ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 01.12.2007г. №310-ФЗ. В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемым распоряжением, земельные участки: участки расположенные по адресу <адрес>, №, принадлежащий на праве собственности Петухову М.И.., <адрес> № принадлежащий на праве собственности Логареву Е.А., изъяты для федеральных нужд в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ. Указанные земельные участки изъяты в целях размещения олимпийского объекта федерального значения - «Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из которых не менее 400 номеров категории 4 звезды (проектные и изыскательские работы, строительство)» размещение которого предусмотрено приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 сентября 2010г. №60-ОИ «Об утверждении проекта планировки территории Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи» и от 31мая 2011г. №70-ОИ «Об утверждении проекта межевания для размещения олимпийского объекта «Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из которых не менее 400 номеров категории 4 звезды (проектные и изыскательские работы, строительство)». Доводы заявителей о том, что процедура изъятия принадлежащих им земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества должна производиться в соответствии с требованиями, предусмотренными Земельным и Жилищными Кодексами РФ суд не находит состоятельными несостоятельны, так как согласно ст. 10 Федерального закона от 25.10. 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 21 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи с организацией и проведением ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитии города Сочи как горноклиматического курорта регулируется Земельным кодексом РФ ФР и Жилищным кодексом РФ, только если иное не предусмотрено Федеральным законом от 01.12.2007г. №310-ФЗ. На основании ст.15 Федерального закона от 01.12.2007г №301-ФЗ, при изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения администрация Краснодарского края с правообладателями данных земельных участков и иных объектов недвижимого имущества заключает соответствующее соглашение, которое допускает предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. В связи с этим положением Закона, изъятие указанных объектов недвижимого имущества будет осуществляться с предварительным и равноценным возмещением стоимости или с предоставлением других объектов недвижимого имущества, чем гарантированы конституционные права их собственников. Обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства дают основания считать, что оспариваемо распоряжение главы администрации Краснодарского края от 28.06.2011 г. №1024-р об изъятии земельных участков принадлежащих заявителям на праве собственности, издано в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-ФЗ и в пределах компетенции, установленной ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007г. №310- ФЗ и не нарушает прав свобод и законных интересов заявителей. Доводы заявителей о том, что в непосредственной близости от изымаемых у заявителей земельных участков расположено кладбище, не может служить основанием для признания оспариваемого распоряжения недействительным, так как указанным распоряжением изымаются земельные участки на которых отсутствуют захоронения. Так же доводы заявления, касающиеся порядка использования территорий мест погребения и об отсутствие экологической экспертизы проекта, а так же формирование перечня земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, для их предоставления гражданам и юридическим лицам взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территории прилегающих к олимпийским объектам, не относятся к предмету настоящего спора и судебного разбирательства. Так же суд считает несостоятельными доводы заявления о том, что объект ««Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из которых не менее 400 номеров категории 4 звезды (проектные и изыскательские работы, строительство)» не является олимпийским объектом федерального значения. В соответствии с ч. 4.1. ст. 16 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №310- ФЗ, земельные участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов федерального за счет средств иных юридических лиц, предоставляются ГК «Олимпстрой» в аренду сроком на 49 лет без предварительного согласования места размещения объекта. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года №991 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Согласно п.181.4 подпрограммы «Туристические объекты» указанной Программы ответственным исполнителем строительства объекта ««Комплекс зданий и сооружений - гостиничный комплекс и апарт-отель категории 3 звезды и 4 звезды на 3600 номеров, из которых не менее 400 номеров категории 4 звезды» является ООО «Топ прожект» На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 258 ГПК РФ, суд Решил: заявление Петухова М.И. и Логарева Е.А. об оспаривании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2011года № 1024-р «Об изъятии земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней, через районный суд. Председательствующий (подпись) Копия верна: Судья Секретарь