2-3405/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2011г. Ленинский районный суд г.Краснодара в составе: председательствующего-судьи Мартюшенко Л.И. при секретаре Василенко Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенкова В.С. к Администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Семенков В.С. обратился в суд с иском к Администрации Краснодарского края о предоставлении вместо жилищного сертификата ему на состав семьи 5 человек жилого помещения (квартиры) площадью не менее 115 кв.м. в доме новой постройки. В обоснование иска указал, что он является ветераном военной службы, имеет выслугу более 26 лет, уволен из Вооруженных сил СССР по возрасту, с должности старшего преподавателя военной кафедры Таджикского сельхозинститута, что в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на получение жилья бесплатно за счет средств федерального бюджета, а также как преподаватель военной кафедры имеет право на дополнительную общую жилую площадь размером от 15 до 25 кв.м. 27.01.1993г. встал на учет в список очередников в Первомайском райисполкоме г. Краснодара. Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» Семенков В.С. и его семья должны были быть обеспечены жильем в течение трех месяцев. Семенков обратился в Комитет по военным вопросам Краснодарского края и получил ответ, что строительство жилья для уволенных военнослужащих прекращено и получить его можно только по жилищному сертификату. В октябре 2000г. он обратился в мэрию г. Краснодара с заявлением о выдаче ему квартиры, а не жилищного сертификата, так как купить квартиру по сертификату без доплаты невозможно, а возможности доплатить у него нет, но получил отказ. В декабре 2000г. истец обратился с заявлением в Октябрьский районный суд г. Краснодара о возмещении суммы в размере 700000 руб. за неполученную квартиру, однако в иске ему судом было отказано. 20.11.2001г. он вынужден был получил государственный жилищный сертификат на состав семьи 5 человек, который не смог реализовать, т.к. денег на приобретение квартиры не хватало. Этот сертификат он сдал. В декабре 2004г. он повторно получил государственный жилищный сертификат на сумму 927000 руб. и приобрел квартиру-«хрущевку», 1974 года, по адресу: <адрес>, площадью 62 кв.м. не соответствующую санитарным нормам. Квартира была приобретена в полтора раза дороже, чем предоставленный сертификат, и занятые в долг деньги истец вынужден отдавать по настоящее время, т.к. в выдаче безвозмездной субсидии за счет долгосрочных банковских кредитов в части стоимости жилья не покрываемой субсидией, ему отказали. Кроме того, при выдаче сертификата в декабре 2004г. не было учтено, что он как преподаватель военной кафедры имеет право на дополнительную общую жилую площадь размером от 15 до 25 кв.м В связи с этим Семенков В.С. просит суд предоставить ему и его семье 4-5-комнатную квартиру, в течение 9 месяцев с момента получения и вселения в новую квартиру обязуется вернуть деньги, предоставленные по жилищному сертификату. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности Петрик С.Н. исковые требования не признал, пояснив, что истец приобрел в июне 2005г. 3-х комнатную <адрес> был снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как реализовавший свои права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. На основании решения Первомайского райисполкома от 05.02.1993 г. № 155.1 его семья из 6 человек была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, уволенных в запас или в отставку с 27.01.1993г. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства. Таким образом, исходя из смысла указанной правовой нормы, в соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. В этой же статье предусмотрены различные способы обеспечения военнослужащих жильем. При этом выбор способа обеспечения жилым помещением принадлежит военнослужащему, и он может принять решение о реализации своего права на жилище, в том числе и путем строительства (покупки) индивидуального жилого дома, для чего вправе, при наличии оснований, определенных законом, получить субсидию в виде безвозмездной финансовой помощи. Соглашаясь на участие в Программе «Государственные жилищные сертификаты», гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или |строительства жилья с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма. Распоряжением главы администрации Центрального административного округа от 20.11.2001 г. № 549 п. 5 Семенкову B.C. был выдан государственный жилищный сертификат серии В № на состав семьи 5 человек для приобретения жилья. Однако Семенков сертификат не реализовал. В связи с этим общественная комиссия по жилищным вопросам Центрального административного округа (протокол № 33 от 04.11.2003 г.), рассмотрев его заявление от 03.11.2003 г. повторно включила Семенкова B.C. в список участников федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» с даты учета - 27.01.93. По повторно выданному государственному жилищному сертификату серии № Семенкову B.C. была выделена безвозмездная субсидия для приобретения жилья в размере 927 000 руб. Согласно договору купли-продажи от 19.05.2005 г. семья Семенкова B.C. приобрела в общую долевую собственность квартиру по адресу: <адрес>, <адрес> Учитывая, что Семенков B.C. уже реализовал свое право на обеспечение жильем путем получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Возврат полученной субсидии и предоставление вместо неё новой квартиры не предусмотрены нормами действующего законодательства. Кроме того, подпрограммой «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 г. № 700, предусмотрено, что участие в подпрограмме добровольное, граждане - участники подпрограммы могут реализовать свое право на получение субсидии только один раз. Участник Программы дает письменное согласие на участие в ней, то есть соглашается с условиями предоставления ему субсидии на приобретение жилья. После приобретения жилья с помощью сертификата граждане - участники подпрограммы исключаются из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального (местного) бюджета. Реализуя государственный жилищный сертификат, гражданин действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения, в том числе и только за счет средств федерального бюджета. Гражданин не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств. В случае, если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить свою жилищную проблему и не воспользовался средствами выделенной ему безвозмездной субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, как очередник на получение жилья на условиях социального найма. Таким образом, указанная Программа не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то есть в качестве очередника на получение государственного или муниципального жилья по договору социального найма, а отдельным категориям военнослужащих - и в порядке получения субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи. Компенсации (субсидии), как установлено ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.92г. N 4218-1 - это средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи, в том числе для строительства жилья и его покупки. Граждане вправе получить в установленном порядке компенсации (субсидии) от органов государственной власти и управления для реализации права на жилище. Условия получения компенсаций (субсидий) регулируются Правительством Российской Федерации и Банком России (ст. 25). В ст. 2 указанного Закона закреплено, что государство обязалось обеспечивать граждан жильем путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Военнослужащие, в соответствии с действующим законодательством, вправе, в частности, получить жилые помещения в домах государственного или муниципального жилого фонда по договору найма, что, безусловно, гарантировано государством. Наряду с этим в той же статье установлено, что государство обязалось оказывать помощь гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства жилья. При этом граждане, как закреплено в статье 19 этого Закона, имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости путем жилищного строительства. Из анализа вышеприведенных норм следует, что предоставляемые субсидии являются лишь способом оказания помощи гражданам со стороны государства, а не обязанностью государства полной оплаты строительства либо покупки квартиры гражданином по рыночным ценам. Право истца на обеспечение жильем только выдачей жилищного сертификата никем не ограничивалось, он добровольно участвовал в Программе, получил безвозмездную субсидию на приобретение жилья, которую реализовал путем приобретения квартиры. Утверждения истца о том, что приобретенная по жилищному сертификату квартира не соответствует санитарным нормам, находится в старом доме и нуждается в ремонте, не является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований, так как указанная квартира была приобретена истцом самостоятельно и по его выбору. Ссылки Семенкова В.С. на то, что при выдаче сертификата в декабре 2004г. не было учтено, что он как преподаватель военной кафедры имеет право на дополнительную общую жилую площадь размером от 15 до 25 кв.м., суд также не может признать состоятельными, поскольку ст.8 ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указанное право предусмотрено для военнослужащих- преподавателей, а истец на момент постановки на учет и получения государственного жилищного сертификата не являлся военнослужащим, а являлся, гражданином, уволенным с военной службы. Поэтому считать, что ему неправильно был определен размер жилищной субсидии, оснований не имеется. С доводами истца о том, что ФЗ РФ от 08.12.2010г. № 342-ФЗ фактически поставил его в неравные условия с теми, кто получит жилье после 01.01.2011г., суд согласиться не может. Так как ст.15 п.2.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции от 28.12.2010г. обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и которые до 01.01.2005г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей также осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы в форме предоставления – жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. То есть и в данном случае предусмотрена возможность для гражданина самостоятельно определить для себя будет ли он получать жилье или денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Семенкова В.С. к Администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения за счет средств федерального бюджета – отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд. Председательствующий:
Из материалов дела видно, что Семенков B.C. является пенсионером Министерства обороны РФ с 01.12.1991г., ветераном военной службы.
федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.