РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 сентября 2011 года Ленинский районный суд г.Краснодара в составе: председательствующего Буренко С.В. при секретаре Панфиловой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Урюмцеву А.С. к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании права на социальные гарантии, УСТАНОВИЛ: Урюмцев А.С. обратился в суд с иском к ДСЗН КК, МЧС России о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании права на социальные гарантии. Свои требования истец обосновывает тем, что он с 27.10.197 г. (с момента рождения) по 20.09.2005 г. проживал в г.<адрес>. <адрес>, который законодательством Р.Казахстан включён в перечень населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и считается расположенным в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население до 35 бэр в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 годы. В Р.Казахстан ей были выданы соответствующие удостоверение и справка. Считая, что он имеет право на получение мер социальной поддержки, истец обратился в Департамент социальной защиты населения Краснодарского края о выдаче ему удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Однако письмом департамента от 10.12.2010 года в выдаче удостоверения отказано. Истец просит признать такой отказ незаконным, просит признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязать ДСЗН КК включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить его в МЧС России для выдачи удостоверения единого образца. В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, не явился, однако предоставил заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика – Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что <адрес> не включён в перечень населённых пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в частности, бывшей Казахской ССР, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. №356-р. Период проживания истца в г.<адрес> не соответствует периоду проживания, указанному в ФЗ от 10.01.2002г. №2-ФЗ. Кроме того, доза облучения, указанная в справке предоставленной Урюмцевым А.С., определена в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Документы (удостоверения), выданные в Р.Казахстан, не могут являться в Российской Федерации достоверным доказательством полученной гражданами дозы облучения, так как указанные в них данные о дозе облучения основаны не на специальных исследованиях, а на Законе Р.Казахстан, не имеющем юридической силы в Российской Федерации. Межправительственные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по взаимному признанию социальных гарантий пострадавших от радиации лиц, ранее проживавших в зоне деятельности Семипалатинского ядерного полигона, отсутствуют. Вопросы социальных гарантий гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с конкретным механизмом компенсации в России и Казахстане решаются самостоятельно. Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям. Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 года № 2-ФЗ. В соответствии со ст.1 названного Закона, гарантии социальной защиты устанавливаются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили дозу облучения более 5 сЗв(бэр). Согласно ч.1 ст.5 ФЗ РФ от 10.01.2002 года № 2-ФЗ гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента его предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверения единого образца гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Согласно этим Правилам удостоверение выдается гражданам Российской Федерации, которые проживали, проходили военную службу с 1949 по 1963 год в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за её пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения боле 5 сЗв (бэр). Подпунктом «б» пункта 3 «Правил выдачи удостоверений единого образца...» установлено, что для получения удостоверения, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 года № 2-ФЗ, гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих факт проживания в населенном пункте, включенном в Перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Правительством РФ, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания. Конституционный суд РФ в определении от 11.07.2006 года № 404-О о проверке конституционности подпункта «б» пункта 3 «Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» указал, что ни из Указа Президента РФ от 20.12.1993г. №2228, ни из федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не следует, что для получения права на установленные ими меры социальной поддержки необходимо было проживать (находиться) в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в дни их проведения – 29 августа 1949г. и 7 августа 1962г. Таким образом, возникновение прав граждан на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», связано с наличием одновременно трех условий: - проживание в 1949-1963 годах в соответствующем населенном пункте; - включение населенного пункта в перечень населенных пунктов подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном Правительством Российской Федерации; - получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Из материалов дела установлено, что Урюмцев А.С. ДД.ММ.ГГГГ г. родился в <адрес>а <адрес> где проживал с 27.10.197 г. (с момента рождения) по 20.09.2005 г. Согласно справке ГУ отдела занятости и социальных программ г.<адрес> от 09.06.2009 г. <адрес>, в котором проживал истец, на основании закона Р.Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 годы. Также у Урюмцева А.С. есть удостоверение, выданное 29.04.1996г. Усть-Каменогорской городской спец. комиссией Р.Казахстан, подтверждающее право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. В настоящее время истец – гражданин Российской Федерации. Посчитав, что он имеет право на меры социальной поддержки, Урюмцев А.С. обратился в Департамент социальной защиты населения Краснодарского края. Письмом ДСЗН КК от 10.12.2010 г. истцу в выдаче удостоверения единого образца отказано. Отказ обоснован тем, что г.Усть-Каменогорск не включён в перечень населённых пунктов, население которых подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в связи с испытаниями, проведёнными 29.08.1949г. и 07.08.1962г., также истец проживал в указанном населённом пункте с 27.10.197 г. по 20.09.2005 г. Доказательства получения истцом за период проживания в данном населённом пункте суммарной накопленной эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), как одно из условий признания права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ от 10.01.2002г. №2-ФЗ, представленные истцом, не могут быть приняты во внимание, так как доза облучения определена в соответствии с законодательством Р.Казахстан. В Перечне населенных пунктов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года № 356-р (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 04.12.1995 года № 1191 и распоряжением Правительства РФ от 08.02.2002 года № 156-р), г.Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан отсутствует. Период проживания истца не соответствует периоду проживания, указанному в ФЗ от 10.01.2002г. №2-ФЗ. Российским законодательством установлен период проживания граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, для включения механизма защиты с 1949 года по 1963 год. ППВС РФ от 10.10.2003г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч.4 ст.15 Конституции РФ, ч.ч.1 и 3 ст.5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ч.2 ст.7 ГК РФ). Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года, ратифицированной и Российской Федерации и республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательственной силой. Однако данная статья всего лишь обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Кроме того, названная конвенция распространяется только на транснациональные отношения – возникающие на территории одного государства, но затрагивающие права граждан и жителей других государств. В соответствии со ст.1 Конвенции на территории Российской Федерации правовая защита может только в объёме, предоставляемом Российской Федерацией своим гражданам. Конвенция не даёт гражданам права требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Республики Казахстан. Следовательно, суд не может принять во внимание справку ГУ отдела занятости и социальных программ г.Усть-Каменогорска Р.Казахстан от 09.06.2009 г. и удостоверение, выданное 29.04.1996г. Усть-Каменогорской городской спец. комиссией Р.Казахстан. Установленное судом дает основание считать, что у истца отсутствуют все три предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Урюмцеву А.С. к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и признании права на социальные гарантии отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение 10 дней. Председательствующий: