Дело №2-2936/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июня 2011 года г. Краснодар Ленинский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего судьи Мохового М.Б., при секретаре Гонежук М.А., с участием заместителя прокурора ЗАО г.Краснодара Рогачева С.О., по поручению прокуратуры КК, представителей “ГК”Олимпстрой” -Мордкович М.Б., доверенность от 05.03.11г., Николаевой З.В., доверенность от 07.04.11г., представителей департамента строительства КК-Крысака А.С., доверенность от 20.06.11г., Афанасьева А.А., доверенность от 14.12.2010г., Авиловой А.А., доверенность от 08.06.11г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие департамента строительства КК и обязывании принять меры, у с т а н о в и л: Первый заместитель прокурора Краснодарского края- прокурор г.Сочи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие департамента строительства КК и обязывании принять меры В обосновании своего заявления указал, что прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов. В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 ФЗ от 01.12.2007г. №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии со ст.5 Закона органы государственной власти субъектов РФ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Департамент строительства Краснодарского края, являясь в силу п.1.1 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 16.06.2003 №551 органом исполнительной власти края, осуществляет функции ответственного исполнителя по п.78 Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. №991 (в редакции постановления Правительства РФ от 21.04.2011 №305): «Магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа(проектные и изыскательские работы, строительство)». В соответствии с подпунктами «е», «з» пункта 1 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства», организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов, в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы. Как установлено в ходе проверки, организация охраны на указанном объекте не соответствует предъявляемым требованиям: не оборудована досмотровая эстакада; охрана не экипирована средствами специального контроля; не установлена кнопка тревожной сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения ОВО для своевременного реагирования и привлечения дополнительных средств МОВО УВД г. Сочи при возникновении чрезвычайных ситуаций; не согласована с «ГК «Олимпстрой» инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме; не оформлены пропуска на работников, а также образцы пропусков для контрольно-пропускного пункта; отсутствуют образцы подписей должностных лиц, имеющих право подписи материальных пропусков; не установлена громкоговорящая связь (ревун). Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, не осуществляется. Прокуратурой края в адрес департамента строительства края ранее, 13.11.2010 направлялось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта. Согласно представленному 10.12.2010 № 67-2896/10-01.02-01 департаментом строительства края ответу, приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место. Данное обстоятельство подтверждается актом комиссионного обследования «ГК «Олимпстрой» от 15.03.2011 № 237. Невыполнение департаментом строительства Краснодарского края требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов не обеспечивает системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизации последствий проявления терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, противодействия угрозам терроризма в целом, в пределах полномочий, предоставленных органу государственной власти края ст.ст.2,5 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму». Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере организации охраны олимпийского объекта «Магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа(проектные и изыскательские работы, строительство)» является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности. Не принятие мер, направленных на предупреждение угроз терроризма, нарушает гарантированные Конституцией РФ права граждан на охрану жизни и здоровья. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление может быть подано в суд по месту нахождения органа государственной власти действие (бездействие) которого оспариваются. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В судебном заседании заместитель прокурора ЗВО г.Краснодара поддержал заявление и просил его удовлетворить. В судебном заседании представители заинтересованного лица департамента строительства Краснодарского края возражали против удовлетворения заявления, указав, что нарушений действующего законодательства на спорном объекте не имеется. Необходимости тех требований которые просит прокурор нет. В судебном заседании представители заинтересованного лица “ГК”Олимпстрой” поддержали заявление просили его удовлетворить. Суд, выслушав заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает заявление подлежит удовлетворению. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление может быть подано в суд по месту нахождения органа государственной власти действие (бездействие) которого оспариваются. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст.1 Закона РФ «О безопасности», безопасность-состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Согласно ч.1 ст.3 Закона РФ «О безопасности», угроза безопасности -совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Ч.3 ст.2 Закона РФ «О безопасности» установлено, что граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. ФЗ №35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» гласит, что противодействие терроризму в РФ основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму. Согласно ст.14 ФЗ №68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Установлено, что прокуратурой Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов. В соответствии с ч.2.1 ст.10 ФЗ от 01.12.2007г. №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии со ст.5 Закона органы государственной власти субъектов РФ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Департамент строительства Краснодарского края, являясь в силу п.1.1 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 16.06.2003г. №551 органом исполнительной власти края, осуществляет функции ответственного исполнителя по п.169 Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. №991 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.04.2011г. №305):«Магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа(проектные и изыскательские работы, строительство)». Одним из основных принципов градостроительной деятельности в РФ в соответствии с п.8 ст.2 Градостроительного кодекса РФ является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам. В соответствии с п.7 ч.2 ст.2 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» инженерная защита - это комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера. Согласно ст.35 этого Закона строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений. В соответствии с подпунктами «е»,«з» п.1 постановления Правительства РФ от 01.06.2009г. №458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства», организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов, в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы. Как установлено в ходе проверки прокуратурой Краснодарского края организация охраны на указанном объекте(«Магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа(проектные и изыскательские работы, строительство)» не в полном объеме соответствует предъявляемым требованиям: не оборудована досмотровая эстакада; охрана не экипирована средствами специального контроля; не установлена кнопка тревожной сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения ОВО для своевременного реагирования и привлечения дополнительных средств МОВО УВД г. Сочи при возникновении чрезвычайных ситуаций; не согласована с «ГК «Олимпстрой» инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме; не оформлены пропуска на работников, а также образцы пропусков для контрольно-пропускного пункта; отсутствуют образцы подписей должностных лиц, имеющих право подписи материальных пропусков; не установлена громкоговорящая связь (ревун). Специальный контроль, позволяющий выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, не осуществляется. Прокуратурой края в адрес департамента строительства края ранее, 13.11.2010 направлялось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта(л.д.5-7). Согласно представленному ответу от 10.12.2010 №67-2896/10-01.02-01 департаментом строительства края, приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений(л.д.8-12). Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место. Данное обстоятельство подтверждается актом комиссионного обследования «ГК «Олимпстрой» от 15.03.2011 № 236(л.д.13-15). Невыполнение департаментом строительства Краснодарского края требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов не обеспечивает системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизации последствий проявления терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, противодействия угрозам терроризма в целом, в пределах полномочий, предоставленных органу государственной власти края ст.ст.2,5 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму». Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере организации охраны олимпийского объекта:«Магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа(проектные и изыскательские работы, строительство)» является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности. Не принятие мер, направленных на предупреждение угроз терроризма, нарушает гарантированные Конституцией РФ права граждан на охрану жизни и здоровья. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие департамента строительства Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства: «Магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа(проектные и изыскательские работы, строительство)», обязании их принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства: «Магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа(проектные и изыскательские работы, строительство)». Доводы департамента о том, что нарушений действующего законодательства на спорном объекте не имеется, необходимости тех требований которые просит прокурор нет, не могут быть приняты во внимание, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются вышеуказанным. На основании вышеизложенного, суд, руководствуясь ст.254 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Заявление первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие департамента строительства КК и обязывании принять меры удовлетворить. Признать незаконным бездействие департамента строительства Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства: «Магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа(проектные и изыскательские работы, строительство)». Обязать департамента строительства Краснодарского края принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства: «Магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа(проектные и изыскательские работы, строительство)». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда изготовлено в окончательной форме 21.06.2011г. Председательствующий М.Б. Моховой