Решение по иску Грудзинского В.Е.к Управлению пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара о признании незаконным действий при назначении пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 декабря 2011 года Ленинский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего Буренко С.В.

при секретаре Панфиловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грудзинского В.Е. к Управлению пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара о признании незаконным действий при назначении пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Грудзинский В.Е. обратился в Ленинский районный суд г.Краснодара с иском о признании незаконным отказа в назначении пенсии и обязании УПФ РФ в ЗВО г.Краснодара назначить ему пенсию по старости с момента наступления права на пенсию с 15.04.2011 г.

В обоснование доводов иска пояснил, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалидом второй группы. По исполнении 50 лет обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако, решением от 22.06.2011г. в назначении пенсии было отказано, ввиду отсутствия условия снижения возраста на 10 лет в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Считает данный отказ незаконным, в связи с чем вынужден был обратиться в суд с настоящим иском.

В судебном заседании исковые требвоания поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика УПФ РФ в КВО г. Краснодара против удовлетворения иска возражал, полностью поддержала позицию, изложенную в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления пенсионного фонда РФ в КВО г. Краснодара.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Согласно ст. 1, 2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Федеральным Законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

Исходя из смысла ст.ст. 2-3, 27-28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Так досрочная трудовая пенсия в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливается гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с уменьшением возраста, при наличии страхового стажа не менее пяти лет или ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при наличии трудового стажа не менее пяти лет».

В судебном заседании установлено, что Грудзинский В.Е. был призван на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 15.05.1986г. по 11.07.1986 г. Согласно справке серии МСЭ-2007 №1017685 от 23.06.2008 г. на срок до августа 2013 г., истцу установлена вторая группа инвалидности с установлением причины: «Увечье, полученное при исполнении иных военных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

В апреле 2011г. Грудзинский В.Е. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с 50 лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.06.2011 г. в назначении второй пенсии, как ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС, истцу было отказано, ввиду отсутствия условия о снижении возраста на 10 лет в ФЗ «О трудовых пенсиях РФ». При этом ответчик ссылается на то обстоятельство, что право на назначение двух пенсий лицам из числа ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС (независимо от года участия 1986-1987г.г. или 1988г.) и являющихся инвалидами вследствие военной травмы, полученной при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, наступает по достижении возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов в соответствии с настоящим законом, устанавливается одна пенсия по выбору.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона, в случаях предусмотренных, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленному в соответствии с данным ФЗ и трудовой пенсией, установленной в соответствии с настоящим Законом.

На основании п.п. 1 п. 3 ст. 3 ФЗ № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п. 1 п. 2 ст. 15 настоящего закона и трудовая пенсия по старости.

Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечий или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы, п. 2 ст. 15 ФЗ № 166.

В соответствии со ст. 10 Федерального Закона № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», гражданам, указанным в п.п. 2 п. 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства РФ, издаваемыми в соответствии с ними.

На основании ст. 3 данного Закона при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, предоставляются по всем имеющимся основаниям, при этом одинаковый вред возмещается и одинаковые меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по его выбору.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 10 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Возраст выхода на пенсию не может быть меньше 50 и 40 лет (для мужчин и женщин соответственно, максимальная величина уменьшения выхода на пенсию - 10 лет).

Данные правовые положения нашли свое подтверждение в определении Конституционного суда РФ от 12.07.2006г. № 350-0 в части правоприменения ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», согласно которой пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 10 лет. Применительно к гражданам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность РФ, как социального правового государства. При этом в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальны) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение.

Определяя категории граждан, в отношении которых государство признало обязанность по возмещению вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы и льготные условия назначения им пенсии (в том числе снижение пенсионного возраста) законодатель должен действовать таким образом, чтобы при этом соблюдались конституционные принципы справедливости и равенства и требования к ограничению прав и свобод граждан (ст. 19 ч. 1, ст.55 ч. 3 Конституции РФ), поскольку различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Кроме того, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет равного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Данный вывод вытекает из правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного суда РФ от 01.12.1997г. № 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2002г. № 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Грудзинского В.Е. к Управлению пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара о признании незаконным действий при назначении пенсии по старости – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара в назначении Грудзинскому В.Е. пенсии по старости.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара назначить Грудзинскому В.Е. пенсию по старости с 15.04.2011г.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий