Решение по иску Давыдченко Д.А.к Страховой компании «ИнноГарант» в лице филиала в г. Краснодаре о взыскании страховой суммы, неустойки и компенсации морального вреда



к делу № 2-5710/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 декабря 2011 г. г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего: Шакитько Р. В.

при секретаре: Ушаковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдченко Д.А. к Страховой компании «ИнноГарант» в лице филиала в г. Краснодаре о взыскании страховой суммы, неустойки и компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Давыдченко Д.А. обратилась в суд с иском к Страховой компании «ИнноГарант» в лице филиала в г. Краснодаре о взыскании страховой суммы, неустойки и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что 16.04.2010 года между сторонами заключен договор страхования на условиях «Правил комплексного страхования граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства» от 21.05.2009 года на период 14 дней – с 23.04.2010 г. по 21.05.2010 года. Цель выезда за границу – туристическая поездка истицы с супругом в Индонезию и Сингапур по соответствующему договору об организации туристического обслуживания. Страховая премия по страховому риску «Медицинские и иные расходы» составила 14,28 долларов США. 05.05.2010 года при нахождении истицы в Сингапуре наступил страховой случай, а именно, согласно медицинскому заключению «острый абсцесс одонтогенного происхождения», о чем истица указала в своем заявлении на выплату страхового возмещения от 09.06.2010 г. 18.08.2010 г. в адрес ответчика направлена претензия в связи с задержкой страховой выплаты. До настоящего времени страховая компания страховую выплату не произвела, мотивированной отказ в выплате страхового возмещения не представила. Ввиду изложенного, истица просит суд взыскать с ответчика в ее пользу сумму понесенных расходов в размере 67015 рублей, в том числе: страховую сумму в размере 23847 рублей, расходы на оплату телефонных переговоров в размере 4327 рублей, неустойку в размере 23847 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истица требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Заслушав истца, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 927, 928 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Договор личного страхования является публичным договором.
Не допускается страхование противоправных интересов; страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари; страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
В соответствии со ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Согласно ст.ст. 943, 944 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Как следует из материалов дела, 16.04.2010 года между Страховой компанией «ИнноГарант» и Давыдченко Д.А. заключен договор страхования на условиях «Правил комплексного страхования граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства» по страховым рискам «Медицинские и иные расходы», «Несчастный случай», «Невыезд» на срок с 23.04.2010 г. по 06.05.2010 г., что подтверждается страховым полисом (л.д. 7).

Страховая сумма определена на одного человека в размере 30000 долларов США по риску ««Медицинские и иные расходы», 1000 долларов США по риску «Несчастный случай», 113073,5 рублей по риску «Невыезд». Страна – Индонезия, Сигнапур. Страховая премия по риску «Медицинские и иные расходы» составила 14,28 долларов США.

Согласно п. 2.1 «Правил комплексного страхования граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства» от 21.05.2009 г. (далее Правила) объектном страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем Страхователя, а также с расходами на оказание медицинских и иных услуг, в связи с причинением вреда здоровью, вызванным внезапным заболеванием, несчастным случаем или причинением вреда имуществу Застрахованного и др.

Согласно положениям раздела 3 Правил страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность Страховщика произвести страховую выплату Страхователю, в том числе: возникновение медицинских расходов, вызванных внезапным заболеванием Застрахованного, обострением хронического заболевания, несчастным случаем и иных расходов, сопутствующих оказанию медицинской помощи ( медицинская эвакуация, транспорт, связь, репатриация тела) (п. 3.2.1 Правил).

Согласно положениям раздела 8 Правил, страхователь при наступлении события, имеющим признаки страхового случая, предусмотренного п. 3.2.1 Правил, обязан незамедлительно в течение суток уведомить страховщика о наступившем страховом случае, при организации самостоятельной медицинской помощи уведомить страховщика в течение 3-х суток, а также представить Страховщику все документы и доказательства, письменное объяснение обстоятельств страхового события, сообщить все сведения, в том числе, необходимые для осуществления страховщиком права требования в порядке суброгации. Раздел 2 Особых условий страхового полиса предусматривает обязанность Страхователя подать страховщику письменное заявление на выдачу страхового возмещения в течение 45 суток с момента окончания поездки.

Страховщик в течение 30 календарных дней с момента получения заявления на выплату и всех необходимых документов составляет и утверждает страховой акт (п. 6.1 Особых условий страхового полиса). Страховая выплата производится в течение 5-ти рабочих дней со дня утверждения страхового акта.

Как следует из материалов дела, 05.05.2010 года при нахождении истицы в Сингапуре наступил страховой случай, согласно медицинскому заключению – острый абсцесс – одонтогенного происхождения.

Согласно счету № 2010-267538 от 05.05.2010 года общая сумма медицинских расходов, понесенных истицей, составила 1002 сингапурских доллара, что в рублевом эквиваленте составляет 23847 рублей.

Судом уставлено, 09.06.2010 года истица обратилась к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения с вязи с наступлением страхового случая с приложением всех необходимых документов, предусмотренных п. 10 Правил.

18.08.2010 г. в связи с неисполнением обязательств по договору страхования истицей в адрес страховой компании направлена претензия.

На основании ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Установлено, что до настоящего времени обязательства по выплате страхового возмещения ответчиком не исполнены, мотивированный отказ в страховой выплате не представлен.

Согласно п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

Как следует из материалов дела заявление о выплате страхового возмещения подано 09.06.2010 года, срок рассмотрения заявления и выплаты страхового возмещения согласно договору страхования составляет 35 дней, таким образом, требования должны были быть удовлетворены не позднее 14 июля 2010 года. Период исчисления неустойки составляет с 15.07.2010 года по 06.04.2011г. (265 дней). Поскольку сумма взысканной неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги), суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца неустойку в размере 23847 рублей.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, Убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (п. п. 2 и 3 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Расходы, понесенные истцом в связи с оплатой телефонных переговоров в размере 4327 рублей, и юридических услуг в размере 15000 рублей, подтверждаются материалами дела, в связи с чем, подлежат возмещению ответчиком в полном объеме.

В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Суд находит установленной вину ответчика, умышленно нарушившего требования действующего законодательства и права истца как потребителя, тем самым причинившего последнему моральные и нравственные страдания. С учетом принципов разумности и справедливости суд считает необходимым снизить размер взыскиваемой компенсации морального вреда до 5000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 1760 рублей 63 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Давыдченко Д.А. к Страховой компании «ИнноГарант» в лице филиала в г. Краснодаре о взыскании страховой суммы, неустойки и компенсации морального вреда – удовлетворить.

Взыскать со Страховой компании «ИнноГарант» в лице филиала в г. Краснодаре в пользу Давыдченко Д.А. страховую сумму в размере 23847 (двадцать три тысячи восемьсот сорок семь) рублей, неустойку в размере 23847 (двадцать три тысячи восемьсот сорок семь) рублей, расходы, понесенные в связи с оплатой телефонных переговоров в размере 4327 (четыре тысячи триста двадцать семь) рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Взыскать со Страховой компании «ИнноГарант» в лице филиала в г. Краснодаре государственную пошлину в доход государства в размере 1760 (одна тысяча семьсот шестьдесят) рублей 63 копеек.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней, через районный суд, а ответчик вправе в течение 7-ми дней подать в суд заявление о пересмотре данного решения.

Председательствующий: