«15» декабря 2011 года г.Краснодар Ленинский районный суд г.Краснодара в составе: председательствующего Капранова В.В. при секретаре Петровской Г.М. с участием прокурора Карпенко Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора ЗО г.Краснодара в интересах неопределённого круга лиц к ИП Соловьёву Ю.М. о признании незаконным бездействия, выразившемся в несоздании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, УСТАНОВИЛ: Прокурор ЗО г.Краснодара в интересах неопределённого круга лиц предъявил иск к ИП Соловьёву Ю.М. о признании незаконным бездействия, выразившемся в несоздании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Требования иска мотивируются тем, что прокуратурой ЗО г.Краснодара в сентябре 2011 года проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в частности в магазине ИП Соловьёва Ю.М., расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что в нарушение норм действующего законодательства ИП Соловьёв Ю.М., являющийся собственником указанного помещения, в котором расположен объект социальной инфраструктуры – магазин, не оборудовал данный объект пандусом, съездом и (или) иными специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и маломобильных групп граждан. Инвалиды обладают равными со здоровыми гражданами правами и возможностями. В соответствии с п.п.25, 26 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993г., принцип равенства предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в обществе и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый индивидуум имел равные возможности для участия в жизни общества. Бездействие ИП Соловьёва Ю.М. влечёт за собой нарушение прав такой категории граждан, число которых постоянно меняется, то есть не обеспечивает права неопределённого круга лиц, на основании чего прокурор ЗО г.Краснодара обратился в суд с настоящим иском. В судебном заседании прокурор ЗО г.Краснодара поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении. Ответчик ИП Соловьёв Ю.М. возражал против удовлетворения иска, пояснил, что он не имеет технической возможности установить пандус по ряду причин: в связи с планировкой здания, в котором расположен его магазин; рядом со входом в магазин находится канализационный люк и проходит трубопровод; устанавливать специальный подъёмник – нерентабельно и опасно. Им в силу возможностей обеспечены права инвалидов на доступ к его объекту инфраструктуры – установлена кнопка вызова продавца. Кроме того, постановлением мирового судьи от 21.10.2011г. прекращено производство по делу об административном правонарушении по данному факту в связи с отсутствием в его (ответчика) бездействии события административного правонарушения. Согласно ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В п.3 ст.1 Закона КК от 27.04.2007г. №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» под объектами социальной инфраструктуры понимаются здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов. В соответствии со ст.3 Закона КК от 27.04.2007г. №1229-КЗ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся, в том числе, объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани и другие объекты), общественного питания, торговли. На основании ст.4 Закона КК от 27.04.2007г. №1229-КЗ объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в ст.3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, в том числе следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания; лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Судом установлено, что 14.09.2011г. прокуратурой ЗО г.Краснодара была проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры в магазине, расположенном по адресу: <адрес>,(л.д.4, 7) собственником которого является Соловьёв Ю.М.(л.д.8). В ходе проверки было установлено, что ИП Соловьёвым Ю.М. в нарушение действующего законодательства не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – магазин не оборудован пандусом, съездом и (или) иными специальными приспособлениями (л.д.4, 9). В ходе судебного заседания было установлено, что ответчик действительно не оборудовал вход в магазин пандусом или съездом, однако, как следует из представленных Соловьёвым Ю.М. документов, у ответчика отсутствует техническая возможность осуществить возведение данных приспособлений (л.д.18, 19). Согласно геодезической съёмке технически не представляется возможным поставить пандус, поскольку вдоль всего магазина на прилегающей к нему территории проходит трубопровод, а также располагается люк. Поэтому у входа в магазин ИП Соловьёв Ю.М. установил кнопку вызова – иное специальное приспособление, т.о. выполнив требования закона. Кроме того, ответчиком было представлено вступившее в законную силу постановление мирового судьи с/у №231 ЗО г.Краснодара от 21.10.2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, которым производство по данному делу по факту необорудования ИП Соловьёвым Ю.М. настоящего магазина пандусом, съездом и (или) иными специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и маломобильных групп граждан прекращено в связи с отсутствием в действиях Соловьёва Ю.М. события административного правонарушения (л.д.17). Исходя из установленного, суд находит требования иска прокурора не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления прокурора ЗО г.Краснодара в интересах неопределённого круга лиц к ИП Соловьёву Ю.М. о признании незаконным бездействия, выразившемся в несоздании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Краснодара. Председательствующий: (подпись) Копия верна Судья: Секретарь: