Решение по иску Костроменко Н.Н.к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ ( далее - ГУ УПФ РФ) в Прикубанском округе г.Краснодара о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости



дело № 2- 6686/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2011 г. г. Краснодар

Ленинский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего судьи Капранова В.В.

при секретаре Петровской Г.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костроменко Н.Н. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ ( далее - ГУ УПФ РФ) в Прикубанском округе г.Краснодара о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости и признании права на пенсию по льготным основаниям,

УСТАНОВИЛ:

Костроменко Н.Н. обратилась в суд с иском ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Прикубанском округе г.Краснодара о признании незаконным отказа в назначении пенсии по старости и признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование своих требований истец указала, что решением Комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара № 81 от 10.05.2011 года ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом были исключены из специального стажа периоды работы истца:

с 21.08.1987г. по 18.06.1990г. в должности старшей медицинской сестры диагностического блока и пансионата, старшей медсестры пансионата 1-го хирургического отделения Краснодарского филиала «Межотраслевой научно- технический комплекс «Микрохирургия глаза»;

с 01.04.1991г. по 10.02.2005г. в должности постовой медсестры в хирургическом отделении Краснодарского филиала Государственного учреждения МНТК « Микрохирургия глаза»,

в связи с тем, что работа протекала в учреждении не предусмотренном Списком от 29.10.2002г. №781 и ранее действовавшими Списками №1066 и №464.

В судебном заседании Кремер Д.А., доверенное лицо истца Костроменко Н.Н., требования иска поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Прикубанском округе г.Краснодара требования иска не признала.. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12. 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от из возраста.

Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12. 2001г. № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в РФ».

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12. 2001г.

Постановлением Правительства РФ от 22.09. 1999г. № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, вступили в силу с 01.11.1999г., применяются до 14.11.2002г.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 принят список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно Постановлению Конституционного Суда от 29.01.2004г. № 2-П Список от 06.09.1991г. № 464 применяется по периодам работы в соответствующих должностях в учреждениях здравоохранения до 01.11.1999г.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Костроменко Н.Н. 22.02.1957г.р. обратилась 10.02.2011 года к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара от 10.05.2011года №81 ей отказано в назначении такой пенсии в виду отсутствия требуемого специального медицинского стажа 30 лет, а к зачету в специальный стаж принято 9 лет 8 мес. 20 дней.

Ответчиком не были приняты в специальный медицинский стаж спорные периоды работы истца по тем основаниям, что учреждение МНТК «Микрохирургия глаза» в последующем ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова» не предусмотрено Списком от 29.10.2002г. №781 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в РФ».

Период с 21.08.1987г. по 18.06.1990г. рассмотрен ответчиком как единый временной отрезок. Однако в его течение имел место должностной перевод истицы, имеющий существенное значения для дела. Так в период с 21.08.1987г. по 01.01.1989г. (1 год 4 месяца 11 дней) она занимала должность старшей медсестры в диагностическом блоке и стационаре МНТК, а со 02.01.1989г. по 18.06.1990г. (1 год 5 месяцев 16 дней) – старшей медсестры пансионата хирургического отделения. Исключены УПФ РФ (ГУ) в ПО г.Краснодара эти периоды были по одному основанию – несоответствие наименования учреждения «МНТК» действующим Спискам. Такое основание является формальным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Так из приказа Минздрава СССР от 09.01.1985г. №30 «О дальнейшем развитии офтальмомикрохирургии в СССР» следует, что Московский НИИ микрохирургии глаза РСФСР (директор Фёдоров С.Н.) являлся Всероссийским центром по микрохирургии глаза. Этим приказом был утверждён перечень городов, где должны быть организованы центры (отделения) микрохирургии глаза (в т.ч. детские) (приложение №2). В РСФСР таких городов было 18, включая г.Краснодар. 24.04.1986г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №491 «Об организации Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза»». В нём отмечалось, что фундаментальные исследования и крупные практические работы в этой области (борьба с потерей зрения, связанной с заболеваниями глаз) осуществлены за последние годы коллективом Московского НИИ микрохирургии глаза Министерства здравоохранения РСФСР. А также в целях широкого распространения опыта, накопленного Московским НИИ микрохирургии глаза, и коренного улучшения офтальмологической помощи населению было постановлено организовать межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» Министерства здравоохранения РСФСР в составе Московского научно-исследовательского института микрохирургии глаза (головная организация), опытного завода в г.Москве и 11 филиалов в городах РСФСР, в том числе в г.Краснодаре. Было определено, что оптимальная нагрузка на один филиал должна составлять 12-15 тысяч хирургических операций в год. Для этих целей было постановлено проведение строительства операционных блоков и пансионатов комплекса «Микрохирургия глаза» (п.6). Руководителям комплекса «Микрохирургия глаза» было предоставлено право утверждать структуру и штатное расписание комплекса (п.10). То есть, МНТК с момента создания представляет собой Центр микрохирургии глаза. Комплексом его делает филиальная сеть и наличие собственного опытного производства. Такое производство существует обособленно от филиалов, что приводит к выводу об их сугубо медицинской специализации. При этом изначально на каждый филиал была возложена значительная хирургическая нагрузка (более 1000 хирургических операций в месяц), что обоснованно позволяет утверждать об исключительно хирургическом профиле каждого филиала. Также очевидно, что в составе каждого филиала было обязательным наличие операционного блока и пансионата. Одновременно, исходя из фактического функционирования в качестве Центра микрохирургии глаза, учреждение в своей деятельности руководствовалось Положением о республиканском, областном (краевом), межобластном центре микрохирургии глаза (для взрослых или детей), утверждённым приказом Минздрава СССР от 16.12.1987г. №1274. Согласно ему в центре применялись оперативные методы лечения в соответствии с утвержденными Минздравом СССР перечнями хирургических вмешательств для центра (в т.ч. детских) микрохирургии глаза. Такой перечень был утвержден этим же Приказом и включал в себя 11 групп сложных операционных вмешательств. При этом хирургическая и микрохирургическая активность в центре должна была быть не меньшей, чем в отделениях микрохирургии глаза. Должности медицинского персонала центра вводились в установленном порядке. У центра были дополнительные функции организационно-методического и консультативного характера, но основными являлись функции, предусмотренные для отделений микрохирургии глаза. Эти функции были закреплены в Положении о таком отделении, утвержденном тем же Приказом. К ним были отнесены оказание высококвалифицированной специализированной лечебно-диагностической офтальмологической помощи с применением оперативных методов лечения в соответствии с утвержденными Минздравом СССР перечнями обязательных хирургических вмешательств для отделений микрохирургии глаза (взрослых и детских); обеспечение долечивания в амбулаторных условиях оперированных в отделении больных; систематическое освоение и внедрение наиболее современных и эффективных методов микрохирургических операций. При этом, само отделение могло существовать только в составе областной (краевой, республиканской), городской или офтальмологической больницы.

Из всех этих нормативных положений следует, что МНТК фактически является Центром, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения - излечивание офтальмологических болезней хирургическим путем. Центр состоит из головного учреждения и сети филиалов узкоспециального хирургического профиля, медицинская хирургическая деятельность которых соответствует деятельности хирургических отделений того же профиля (хирургические офтальмологические) больниц уровня не ниже городского или специализированных больниц.

Списком же № 464 предусматривалось, что право на пенсии по выслуге лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических учреждений всех фора собственности. При этом, согласно третьему абзацу п.2 постановления Правительства РФ, утвердившего этот Список № 464, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях подлежал включению в выслугу лет как один год и 6 месяцев.

Следовательно, один из указанных периодов - с 02.01.1989г. по 18.06.1990г. (1 год 5 месяцев 16 дней) в должности «старшая медсестра пансионата хирургического отделения» - надлежит исчислять в льготном порядке.

По результатам произведенного рассмотрения следует обоснованный вывод о том, что в изученный период времени истица работала в должности среднего медицинского персонала (в том числе в отделениях хирургического профиля) учреждения, фактически являвшегося хирургическим офтальмологическим центром. Такая работа подлежит включению в ее специальный медицинский стаж.

Однако верным является указание ответчика на то, что не весь период может быть включен в указанный специальный стаж. Так в периоды с 29.07.1989г. по 31.07.1989г. (3 дня) и с 13.12.1989г. по 15.12.1989г. (3 дня) истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Эти периоды не могут быть включены в специальный стаж. Следовательно, период льготной работы подлежит уменьшению на 6 дней.

Период работы с 01.04.1991г. по 10.02.2005г. (13 лет 10 месяцев 10 дней) в должности «постовая медсестра хирургического отделения» в том же учреждении - Краснодарский филиал МНТК «Микрохирургия глаза», в последствии - ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова», исключен ответчиком по тому же основанию - несоответствие наименования учреждения действовавшим Спискам. Ответчик сослался на то, что право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, работавшие в учреждениях здравоохранения, а согласно документам МНТК он являетеся учреждением науки.

В течение этого периода работы происходило изменение законодательства, регулирующего порядок формирования специального медицинского стажа: последовательно принимались Списки №№ 1066 и 781. Первый из них вступил в силу 01.11.1999г. Поэтому целесообразно отдельно рассмотреть период с 01.04.1991г. по 31.10.1999г. (8 лет 7 месяцев). Как и в предыдущем случае, ответчик правильно не включил в этот период время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 27.07.1993г. по 25.08.1993г. (30 дней = 1 месяц). Таким образом, рассматриваемый период сокращается на это время и составляет 8 лет 6 месяцев 0 дней.

Этот период полностью аналогичен предыдуще рассмотренному периоду. В его течение истица осуществляла лечебную деятельность в должности среднего медицинского персонала хирургического отделения в лечебном учреждении, фактически являвшемся хирургическим офтальмологическим центром. В этой связи согласно третьему абзацу п.2 постановления Правительства РФ, утвердившего Список № 464, этот период работы подлежит льготному исчислению: один год как один год и 6 месяцев.

Но ответчик справедливо указывает на то, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком не может исчисляться в льготном порядке. В этой связи период с 12.08.1991г. по 05.10.1992г. (1 год 1 месяц 23 дня) подлежит включению в специальный медицинский стаж в календарном исчислении. По этой причине стаж, подлежащий льготному исчислению, составляет 7 лет 4 месяца 7 дней.

Оставшийся период с 01.11.1999г. по 10.02.2005г. (5 лет 3 месяца 10 дней) подлежит включению в специальный медицинский стаж истицы в календарном исчислении как время работы в учреждении, фактически являющемся центром, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения (п.8 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781). Довод ответчика о том, что согласно Положению от 21.03.2005г. о Краснодарском филиале ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза», МНТК является учреждением науки, в связи с чем его нельзя отнести к учреждениям здравоохранения, формален и несостоятелен. Согласно пп.1.2 Положения, учреждение осуществляет медицинскую деятельность. Филиал вправе осуществлять медицинскую (в т.ч. лечебную) деятельность; оказывать платные медицинские услуги населению, оздоровительные услуги (пп.3.2 Положения). Филиал обязан оказывать медицинскую помощь населению по профилю деятельности учреждения (пп.3.3). На работников филиала распространяются социальные гарантии, установленные законодательством РФ.

Более того, ГУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Минздрава РФ включен в перечень федеральных специализированных медицинских учреждений (п.126), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 872. Одновременно МНТК включен в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, оказывающих дорогостоящую (высокотехнологичную) медицинскую помощь в соответствии с разрешенными им профилями медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ и РАМН от 06.04.2005г. N 259/19 (п.8). Профиль медицинской помощи: «Хирургические виды медицинской помощи: Офтальмология.». МНТК также включен в Перечень медицинских организаций, аккредитованных на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (п.8 приложения к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 25.08.2011г. № 981. МНТК включен в Перечень учреждений здравоохранения, имеющих право проводить клинические исследования лекарственных средств, доведенный до сведения Письмом Росздравнадзора от 03.03.2006г. № 01И-167/06.

Из совокупности этих нормативно-правовых актов, часть из которых издана Правительством РФ, прямо усматривается, что МНТК является учреждением здравоохранения. По этому основанию деятельность медицинских работников в этом учреждении является работой в учреждении здравоохранения и подлежит включению в специальный медицинский стаж. Кроме того, по вопросу пенсионного обеспечения работников МНТК «Микрохирургия глаза» в РФ существует сложившая судебная практика.

С учетом всего приведенного, оспариваемые периоды подлежат включению в специальный медицинский стаж истицы. Его совокупная продолжительность складывается из следующих периодов работы.

В календарном исчислении следует включать периоды работы в должности «старшая медсестра» в диагностическом блоке и стационаре с 21.08.1987г. по 01.01.1989г. (1 год 4 месяца 11 дней), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.08.1991г. по 05.10.1992г. (1 год 1 месяц 23 дня) и в должности «постовая медсестра хирургического отделения» с 01.11.1999г. по 10.02.2005г. (5 лет 3 месяца 10 дней). Суммарно в специальный стаж подлежит включению 7 лет 9 месяцев 14 дней.

В льготном исчислении в стаж включаются периоды в должности «старшая медсестра пансионата хирургического отделения» со 02.01.1989г. по 28.07.1989г., с 01.08.1989г. по 12.12.1989г., с 16.12.1989г. по 18.06.1990г. (1 год 5 месяцев 10 дней), с 01.04.1991г. по 26.07.1993г., с 26.08.1993г. по 31.10.1999г. (7 лет 4 месяца 7 дней). Итого, для целей льготного исчисления специальный стаж составляет 8 лет 9 месяцев 17 дней. Следовательно, полные 8 лет засчитываются как 1 год за 1 год 6 месяцев, то есть специальный стаж увеличивается на 4 года. Таким образом, в льготном исчислении специальный медицинский стаж истицы составляет 12 лет 9 месяцев 17 дней.

Таким образом, специальный стаж истицы, подлежащий зачету и незаконно исключенный ответчиком, составляет: (7 лет 9 месяцев 14 дней + 12 лет 9 месяцев 17 дней) = 20 лет 7 месяцев 1 день.

С учетом продолжительности периодов работы, самостоятельно исчисленных и включенных Управлением в специальный медицинский стаж истицы, на день обращения за досрочным назначением пенсии он составил 30 лет 3 месяца 21 день. То есть, условие о наличии на день обращения за досрочным назначением трудовой пенсии по старости 30 - летнего стажа лечебной деятельности у истицы было выполнено. В связи с этим, решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от 10.05.2011г. об отказе Костроменко Н.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности являете необоснованным, нарушающим ее право на такое назначение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Прикубанском внутригородском округе г.Краснодара №81 от 10.05.2011г. об отказе в назначении Костроменко Н.Н. досрочной трудовой пенсии.

Включить периоды работы Костроменко Н.Н. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности:

с 21.08.1987г. по 01.01.1989г., с 12.08.1991г. по 05.10.1992г. и с 01.11.1999г. по 10.02.2005г. в календарном исчислении;

с 02.01.1989г. по 28.07.1989г., с 01.08.1989г. по 12.12.1989г., с 16.12.1989г. по 18.06.1990г., с 01.04.1991г. по 26.07.1993г., и с 26.08.1993г. по 31.10.1999г. в льготном исчислении один год как один год шесть месяцев.

Назначить Костроменко Н.Н. досрочную трудовую пенсию по основаниям п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения 10 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение 10 дней.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:

Судья

Секретарь