2-6531/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 декабря 2011 г. Ленинский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего - судьи Мартюшенко Л.И. при секретаре Василенко Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сидельникова Евгения Викторовича к Администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно УСТАНОВИЛ: Сидельников Е.В. обратился в суд с иском к Администрации Краснодарского края (Управлению по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи), в котором просит признать его право на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета и обязать ответчика предоставить ему жилое помещение в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета на два человека без справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту военной службы. В обоснование указал, что он 15.04.1996г. уволен с военной службы в запас по ч.4 ст. 49 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» ( по состоянию здоровья). Последнее место службы- г. Севастополь. Продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более 20лет. Документы о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы предоставить не имеет возможности, так как служебная квартира, предоставленная ему по договору найма, в период прохождения военной службы в г. Севастополе, в 1996году перешла в собственность республики Украины. Справки о сдаче жилых помещений не выдавались, так как КЭЧ не существовало. В данной служебной квартире осталась проживать его бывшая супруга. В 2009году он заключил брак с С.Н. – гражданкой Республики Украина, сейчас временно проживает в <адрес>, так как жилье в <адрес> ему не предоставлено. Проживает в коммунальной квартире по договору найма с супругой и дочерью Э.Е., гражданкой России. Собственности не имеет. При обращении в Управление по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи Администрации Краснодарского края ему было отказано в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета, так как он не предоставил справку КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Считает, что его права нарушены, так как он имеет продолжительность военной службы более 20 календарных лет и встал на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, до 01.01.2005г. Представитель истца по доверенности Зарицкая О.Е. исковые требования поддержала. Представитель Администрации Краснодарского края по доверенности Болдин С.В. ходатайствовал о замене ненадлежащего ответчика – надлежащим Департаментом строительства Краснодарского края, так как в соответствии со ст. 8 Закона Краснодарского края от 28.07.2006г. № 1077-КЗ (в редакции от 19.07.2011г.) «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» уполномоченным органом Краснодарского края в области предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц в части предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной абзацем вторым пункта 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» является соответствующий орган исполнительной власти Краснодарского края в области строительства. Согласно Положению о департаменте строительства Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 16.06.2003г. № 551, самостоятельным органом исполнительной власти в области строительства является департамент строительства Краснодарского края. Кроме того, как следует из Закона Краснодарского края от 07.06.2001г. № 365-КЗ «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края – администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» департамент строительства Краснодарского края не является структурным подразделением администрации Краснодарского края. Определением суда от 12.12.2011г. с согласия истца ненадлежащий ответчик был заменён надлежащим ответчиком - Департаментом строительства Краснодарского края. В соответствии с постановлением Главы Администрации Краснодарского края от 09.09.2011г. № 961 «О некоторых мерах по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета» департамент строительства Краснодарского края оказывает государственную услугу по предоставлению жилых помещений за счет средств федерального бюджета гражданам, уволенным с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, которые до 01.01.2005г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в соответствии с законодательством имеют право на такое обеспечение. Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно за счет федерального бюджета определен постановлением главы Администрации Краснодарского края от 28.09.2011г. № 1032 на основании утвержденного Списка претендентов. Список претендентов формируется департаментом на основании заявлений граждан, согласно форме, утвержденной Административным регламентом департамента, а также предоставления документов, указанных в перечне Административного регламента, утвержденного приказом руководителя департамента №473 от 21.11.2011г. Представитель Департамента строительства Краснодарского края по доверенности Никулин Г.В. возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие у истца справки КЭЧ о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы, т.к. постановлением главы Администрации Краснодарского края от 28.09.2011г. № 1032 определено, что в случае не предоставления или не полного предоставления документов, указанных в Перечне, гражданину отказывается во включении в Список претендентов на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Установлено, что Сидельников Е.В. в соответствии с приказом Командующего Военно-Воздушными силами Черноморского флота от 15.04.1996г. уволен с военной службы в запас по ч.4 ст. 49 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» ( по состоянию здоровья). Последнее место службы- г. Севастополь. Продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет – 20лет. 8мес, льготном – 31г. Постоянным местом жительства избрал г.Краснодар, где и был поставлен на учет в Администрации Прикубанского округа в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих с 14.12.1996г., составом семьи 4 человека (он, жена, дочь, сын). Служебная квартира, предоставленная ему по договору найма, в период прохождения военной службы в <адрес> в 1996году в соответствии с Соглашением между РФ и республикой Украина перешла в собственность Украины. В данной служебной квартире осталась проживать его бывшая супруга. В 2009году Сидельников Е.В. заключил повторный брак с С.Н. – гражданкой республики Украина. Проживает в коммунальной квартире по договору найма с супругой и дочерью Э.Е., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, которая является гражданкой России. Собственности не имеет. ФЗ РФ “О статусе военнослужащих” ст.15, п.1 установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение. В соответствии с решением Министров обороны РФ и Украины от 25.11.1995г., в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины №222 от 19.02.1996г. жилой фонд бывшего Министерства обороны СССР (РФ) в связи с расформированием и ликвидацией воинских частей МО РФ передан на баланс исполкомов местных советов Украины. Необходимость в предоставлении документов о сдаче жилого помещения после 1996г. или наличие в собственности жилых помещений на территории другого государства в соответствии с законодательством РФ не является препятствием для предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, по избранному постоянному месту жительства. Основным критерием отказа этой категории граждан в предоставлении жилья в РФ является наличие жилых помещений на территории РФ. Ни один из нормативных актов не закрепляет обязанности граждан РФ, в том числе и военнослужащих, сдавать иностранному государству ранее занимаемое жилое помещение, которое находится за пределами РФ и не принадлежит Российской Федерации. Кроме того, законодательство РФ распространяет свою юрисдикцию только на территорию Российской Федерации и не содержит такого условия получения жилья на территории РФ, как отсутствие жилья в каком-либо иностранном государстве, в том числе и бывших республиках СССР. Международного договора, устанавливающего обязанность граждан России при переезде на территорию РФ сдавать органам государств-пребывания не принадлежащие РФ жилые помещения, в которых они проживали на территории, в данном случае Украины, не имеется. С учетом изложенного, требование о предоставлении Сидельниковым Е.В., не имеющим жилья на территории России, справки о сдаче ранее занимаемого им жилья в республике Украина, которое не принадлежало РФ, нельзя признать обоснованным, так как нарушает право истца на получение жилья. Согласно определению Верховного суда РФ от 15.04.2009г., гражданам, уволенным с военной службы и до 01.01.2005г. принятым на учет в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении их жилыми помещениями по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по независящим от них причинам. В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции от 28.12.2010г. ст. 15 «Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно» В соответствии с ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» п. 2.1. «Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: 1)жилого помещения в собственность бесплатно; 2)жилого помещения по договору социального найма; 3)единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.» Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Постановлением Правительства от 17.12.2010г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011.-2015годы», определены категории граждан имеющих право на участие в подпрограмме, подпункт «г» пункта 5 « граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005года. Указанное согласуется и с положением Конституционного Суда РФ в постановлении от 5 апреля 2007г. №5-П, согласно которым, граждане, вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005г, и уволенные с военной службы до этой даты, обеспечиваются жильём. В связи с чем, отказ в предоставлении Сидельникову Е.В. жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета нельзя признать обоснованным. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать право Сидельникова Е.В. на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета на состав семьи 2 человека (он, дочь Э.Е. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения). Обязать Департамент строительства Краснодарского края предоставить Сидельникову Е.В. жилое помещение в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета на состав семьи два человека (он, дочь Э.Е.,ДД.ММ.ГГГГ г.рождения) без справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Решение может быть обжаловано в 10 -дневный срок в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд. Председательствующий-