Решение по заявлению Асадова А.И., ООО «Инверс» о признании незаконным отказа Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае в предоставлении в собственность земельного участка



Решение

именем Российской Федерации

26 марта 2012 г. г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Устинова О.О.

при секретаре Свиридовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Асадова А.И., ООО «Инверс» о признании незаконным отказа Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае в предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Асадов А.И., ООО «Инверс» обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в Краснодарском крае в предоставлении в собственность земельного участка.

В обоснование указали, что на земельном участке с кадастровым номером категория земель - земли населенных пунктов, площадью 123796 кв.м. разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа, находящемся по адресу: <адрес> находятся принадлежащие им объекты недвижимого имущества. Данный земельный участок на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 31 декабря 2009 года и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13 августа 2009 года принадлежит ООО «Инверс» на праве аренды.

16.11.2011 г. ООО «Инверс» обратилось в ТУ Росимущества по Краснодарскому краю с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату. Письмом от 22.11.2011г. ТУ Росимущества в Краснодарском крае было отказано ООО «Инверс» в предоставлении в собственность земельного участка на основании того, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996г. № 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994г. № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Сочи, Геленджика признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, не подлежащими приватизации в силу п. 5 ст. 27 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Собственники находящихся на земельном участке объектов недвижимого имущества – Асадов А.И. и ООО «Инверс» считают отказ ТУ Росимущества в Краснодарском крае в предоставлении в собственность земельного участка незаконным и нарушающим их права на приватизацию земельного участка.

В судебном заседании представитель Асадова А.И. и ООО «Инверс» по доверенности Малюта А.В. поддержал требования, просил признать незаконным отказ ТУ Росимущества по Краснодарскому краю от 22.11.2011г. в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа, площадью 123796 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Обязать ТУ Росимущества по Краснодарскому краю предоставить земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа, площадью 123796 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность ООО «Инверс» и Асадова А.И., со следующими размерами долей: ООО «Инверс» – 9/10 и Асадов А.И. – 1/10. Обязать ТУ Росимущества по Краснодарскому краю заключить с ООО «ИНВЕРС» и Асадовым А.И. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа, площадью 123796 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на условиях передачи земельного участка в общую долевую собственность со следующими размерами долей: ООО «ИНВЕРС» – 9/10 и Асадов А.И. – 1/10. Управлению Росреестра по Краснодарскому краю внести изменения в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключив из них сведения об обременении в виде второй зоны горно-санитарной охраны курорта в отношении земельного участка с кадастровым номером категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа, площадью 123796 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае по доверенности Садовников В.В. возражал против удовлетворения требований заявителей, просил суд отказать в их удовлетворении на том основании, что в соответствии с действующим законодательством территория г.Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащим приватизации.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Сергеев Р.М. пояснил суду, что государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о границах второй зоны горно-санитарной охраны г.Сочи. При вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Выслушав мнение сторон, исследовав и огласив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером площадью 123796 кв.м., расположенном по адресу<адрес> находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие Асадову А.И. и ООО «Инверс». Данный земельный участок на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 31 декабря 2009 года и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13 августа 2009 года принадлежит ООО «Инверс» на праве аренды.

Из материалов дела установлено, что 16.11.2011 года ООО «Инверс» обратился в ТУ Росимущества по Краснодарскому краю с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату. Однако, письмом от 22.11.2011г. ТУ Росимущества в Краснодарском крае было отказано ООО «Инверс» в предоставлении в собственность земельного участка на основании того, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996г. № 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994г. № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Сочи, Геленджика признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, и не подлежат приватизации в силу п. 5 ст. 27 ЗК РФ и п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно п. 4 ст. 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, с учетом долей в праве собственности на здание.

В соответствии с нормами ЗК РФ наличие действующего договора аренды земельного участка не является препятствием для приобретения заявителем данного земельного участка в собственность за плату.

Таким образом, в соответствии с указанными нормами Асадов А.И. и ООО «Инверс», имеющие в собственности на неделимом земельном участке объекты недвижимого имущества имеют исключительное право на приобретение данного участка в общую долевую собственность. При этом размер доли каждого из собственников земельного участка должен определяться в соответствии с частью данного земельного участка, занятой принадлежащими данному собственнику строениями, и необходимой для их использования.

В соответствии с принадлежащими Асадову А.И. и ООО «Инверс» объектами недвижимости, а также с учетом достигнутого соглашения между сторонами размеры их долей в земельном участке должны составлять: 1/10 земельного участка – Асадов А.И. и 9/10 земельного участка – ООО «Инверс».

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.

Пунктом 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Отказывая заявителям в приватизации земельного участка ТУ Росимущества ссылается на то, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996г. № 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994г. № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г.Геленджика и г.Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Указом Президента РФ от 06.07.1994г.№ 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» Правительству РФ предложено провести соответствующие топографо-геодезические и картографические работы и утвердить границы природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам, а также утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий, передача которых в частную собственность не допускается.

Во исполнении Указа Президента РФ принято распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996г. № 591-р, которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Азовского и Черного морей, имеющих федеральное значение. В перечень включены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи.

Однако, судом установлено, что в соответствии с п. 4 Распоряжения Правительства РФ от 21.04.2011г. № 685-р указанное выше Распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996г. № 591-р признано утратившим силу.

Согласно п. 5 ст. 31 ФЗ от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, является курортом. Курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Пунктом 4 ст. 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» установлено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ.

Согласно п.п. 18, 21 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. № 1425 границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. При этом вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

В настоящее время действующее постановление Правительства РФ, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отсутствует.

В кадастровом паспорте (выписке из ГКН) земельного участка от 28.11.2011г. № 2343/12/11-491061, выданным ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0303017:6 указаны категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа. При этом в кадастром паспорте сведения о включении данного участка в категорию земель особо охраняемых природных территорий, а также данные о включении данного участка в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий отсутствуют. В графе «Сведения о частях земельного участка и обременениях» кадастрового паспорта указано обременение – 2-ая зона горно-санитарной охраны курорта.

Вместе с тем, как следует из отзыва представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю ГКН по состоянию на 21.03.2012г. не содержит сведений о границах второй зоны горно-санитарной охраны курорта.

Так как границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны г.Сочи в установленном порядке не утверждены, в государственный кадастр недвижимости не внесены, вынесение их на местность не производилось, следовательно, доказательства однозначно свидетельствующие об отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0303017:6 ко второй зоне горно-санитарной охраны курорта отсутствуют.

Исходя из этого суд приходит к выводу, что включение в ГКН и ЕГРП сведений об обременении в отношении земельного участка в виде нахождения его во второй зоне горно-санитарной охраны курорта является необоснованным.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 123796 кв.м., расположенный по адресу<адрес> не относится к землям особо охраняемых природных территорий и объектов. Следовательно, данный участок не органичен в обороте, отсутствует запрет на его приватизацию, установленный федеральными законами РФ.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, что отказ ТУ Росимущества по Краснодарскому краю от 22.11.2011г. в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным и необоснованным и нарушающим право Асадова А.И. и ООО «Инверс» на предусмотренное действующим законодательством РФ приватизацию государственного имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Асадова А.И. и ООО «Инверс» о признании незаконным отказа ТУ Росимущества по Краснодарскому краю от 22.11.2011г. в предоставлении в собственность земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ ТУ Росимущества по Краснодарскому краю от 22.11.2011г. в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа, площадью 123796 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Обязать ТУ Росимущества по Краснодарскому краю предоставить земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа, площадью 123796 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность ООО «Инверс» и Асадова А.И. со следующими размерами долей: ООО «Инверс» – 9/10 и Асадова А.И. – 1/10.

Обязать ТУ Росимущества по Краснодарскому краю заключить с ООО «ИНВЕРС» и Асадовым А.И. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа, площадью 123796 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на условиях передачи земельного участка в общую долевую собственность со следующими размерами долей: ООО «ИНВЕРС» – 9/10 и Асадов А.И. – 1/10.

Управлению Росреестра по Краснодарскому краю внести изменения в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключив из них сведения об обременении в виде второй зоны горно-санитарной охраны курорта в отношении земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного и блокированного типа, площадью 123796 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.

Председательствующий: