РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 марта 2012 г. г. Краснодар Ленинский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего: Шакитько Р.В. при секретаре: Савченко Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андрейченко Г.С. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования г.Краснодар в предоставлении в собственность земельного участка за плату, УСТАНОВИЛ: Андрейченко Г.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования г.Краснодар в предоставлении в собственность земельного участка за плату. В обосновании требований указано, что заявитель является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. <адрес> общей площадью 432,4 кв.м.; склад, Литер Ж, этажность 1, общей площадью 138,6 кв.м.; нежилое производственное здание, Литер А6, а3, а1, общей площадью 936,8 кв.м., о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права от 27.01.2012 года серии 23-АК №, серии 23-АК № и серии 23-АК №. Принадлежащие заявителю объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 5245 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0129001:670, находящемся по указанному выше адресу. В отношении данного земельного участка у администрации имеется договор аренды земельного участка от 21.11.2011 года №, заключенный с ЗАО «8-я Завокзальная, 21» – прежним собственником расположенных на нем объектов недвижимости. Позднее, после приобретения в собственность перечисленных выше объектов недвижимости, расположенные на участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> заявитель обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату данного земельного участка. Однако письмом от 28.02.2012г. администрация отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату, указав, что земельный участок находится за красной линией застройки. Считая, незаконным отказ администрации муниципального образования г.Краснодар в предоставлении в собственность земельного участка за плату, просит суд, признать незаконным утверждение красных линий на территории земельного участка общей площадью 5245 кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес> признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении в собственность за плату земельного участка по ул. <адрес> общей площадью 5245 кв.м., обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи земельного участка по ул. <адрес>, общей площадью 5245 кв.м. В судебном заседании представитель заявителя требования уточнил, отказавшись от требования в части признании незаконным утверждение красных линий на территории земельного участка общей площадью 5245 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в остальном требования поддержал, настаивал их удовлетворении в полном объеме. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар. Представители Администрации и Департамента возражали против удовлетворения требований, ссылались на законность отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого участка в собственность за плату. Заслушав заявителя, его представителя, заинтересованного лица и третьего лица, рассмотрев материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. Как видно из материалов дела, Андрейченко Г.С. является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 432,4 кв.м.; склад, Литер Ж, этажность 1, общей площадью 138,6 кв.м.; нежилое производственное здание, Литер А6, а3, а1, общей площадью 936,8 кв.м., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи от 27.01.2012 года №, № и № (свидетельства о государственной регистрации права от 27.01.2012 года серии 23-АК №, серии 23-АК № и серии 23-АК №). Принадлежащие заявителю объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 5245 кв.м. с кадастровым номером № находящемся по указанному выше адресу. В отношении данного земельного участка у администрации имеется договор аренды земельного участка от 21.11.2011 года №, заключенный с ЗАО «<адрес>» – прежним собственником расположенных на нем объектов недвижимости. После приобретения в собственность перечисленных выше объектов недвижимости, расположенные на участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>, руководствуясь нормами земельного законодательства, Андрейченко Г.С. обратился в Администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату данного земельного участка. Письмом от 28.02.2012 года № Администрация отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату. Основанием для отказа послужил тот факт, что земельный участок находится за красной линией застройки. В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации). Статья 36 названного Кодекса определяет порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана). В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 187-О указывается следующее. Согласно пункту 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами. На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В названном Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 187-О отмечается, что из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 187-О обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. При этом, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей. В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указывается, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В силу этого, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку заявителю – Андрейченко Г.С., как собственнику объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке площадью 5245 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлено исключительное право на приватизацию (выкуп) этого земельного участка. Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу норм статьи 255 названного Кодекса к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган (лицо), которые приняли такое решение или совершили действия (бездействие) (статья 56, пункт 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Отказывая заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, администрация ссылается на расположение этого участка за красной линией застройки (территория общего пользования). Однако данные обстоятельства (мотивы отказа) в ходе судебного разбирательства заинтересованное лицо по правилам статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказало. В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 года?№ 190-ФЗ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). В силу п..3,3 Инструкция РДС 30-201-98 красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Поэтому красные линии следует признать обязательным элементом градостроительной документации. В соответствии с правилами п. 1ст. 41 Градостроительного Кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Таким образом, планировка территории не может осуществляться без оформленной в установленном порядке градостроительной документации. В силу требований ст42 Градостроительного Кодекса РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (п. 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства (п. 3). Согласно правилам п.п. 4.1, 4.4 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. То есть красные линии являются составной частью проекта планировки, подлежащего утверждению в установленном законом порядке. Несоблюдение органом местного самоуправления порядка принятия правового акта об установлении красных линий приводит к нарушению правил о публичности принятия подобных решений. В соответствии с правилами статьи 46 «Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного?самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа»? Градостроительного Кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (п5). Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 6). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (п. 7). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (п. 8). Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (п.9). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и может размещаться на официальном сайте поселения или городского округа в сети «Интернет» (п.10). При утверждении красных линий, проходящих через земельный участок в <адрес> установленный законом порядок принятия акта об установлении красных линий соблюден не был. Как видно из предоставленного заявителем письма Департамента архитектуры и градостроительства г. Краснодар красные линии, проходящие по спорному земельному участку были утверждены внутренним приказом Департамента архитектуры и градостроительства. При таких обстоятельствах у Администрации отсутствовали какие-либо основания ссылаться на наличие красных линий при отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка. В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании вышеизложенного и руководствуясь приведенными статьями, а также статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Андрейченко Г.С. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования г.Краснодар в предоставлении в собственность земельного участка за плату – удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении Андрейченко Г.С. в собственность за плату земельного участка по <адрес> с кадастровым номером № общей площадью 5245 кв.м. Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Андрейченко Г.С. в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи земельного участка по ул. <адрес> с кадастровым номером № общей площадью 5245 кв.м. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня вынесения. Председательствующий:/подпись/