Решение по иску прокурора Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Кубаньинвест-Проект» о понуждении к соблюдению требований лесного законодательства



№ 2-1804/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЗАОЧНОЕ)

17 апреля 2012 года Ленинский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего - судьи Шипуновой М.Н.

при секретаре Дорошенко К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Кубаньинвест-Проект» о понуждении к соблюдению требований лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Кубаньинвест-Проект» о понуждении к соблюдению требований лесного законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик в соответствии с договорами аренды лесных участков от 05.03.2010г. приобрел на праве аренды четыре земельных участка Геленджикского и Новороссийского лесничеств в целях осуществления рекреационной деятельности.

Согласно требованиям действующего законодательства арендаторам лесных участков необходимо составлять проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе, проводимой Департаментом лесного хозяйства КК на основании переданных Российской Федерацией полномочий. Однако согласно информации, предоставленной департаментом, на момент подачи иска в суд ответчиком не проведена государственная экспертиза проекта освоения арендованных лесных участков.

В связи с изложенным, истец просит суд обязать ответчика ООО «Кубаньинвест-Проект» представить на государственную экспертизу проект освоения лесов относительно арендованных лесных участков.

В ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на 11.03.2012г. в департаменте прошел государственную экспертизу проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 05.03.2010г.

В судебное заседание от прокурора АЧМПП поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствии представителя прокуратуры и об уточнении исковых требований, согласно которым ответчику необходимо представить на государственную экспертизу проект освоения лесов относительно лесных участков, арендованных в соответствии с договорами аренды лесных участков от 05.03.2010г., относительно договора аренды лесного участка от 05.03.2010г. просит в иске отказать в связи с добровольным исполнением ответчиком требований законодательства.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, уважительной причины неявки суду не представил.

От представителя третьего лица - Департамент лесного хозяйства Краснодарского края – в судебное заседание поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, исковые требования поддерживает в отношении договоров от 05.03.2010г., относительно договора от 05.03.2010г. просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Таким образом, суд считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются леса и иная растительность.

Как видно из материалов дела, 05.03.2010г. между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края в лице первого заместителя руководителя А.Д. и ООО «Кубаньинвест-Проект» были заключены следующие договоры аренды лесных участков в составе земель лесного фонда, находящиеся в государственной собственности:

- договор , предметом которого является лесной участок площадью 3,15 га, имеющий местоположение: <адрес> части выделов 3,4,5 (л.д. 4-11);

- договор , предметом которого является лесной участок площадью 0,33 га, имеющий местоположение: <адрес>, часть выдела 6 (л.д. 18-26);

- договор , предметом которого является лесной участок площадью 3,04 га, имеющий местоположение: <адрес>, лесничество Новороссийское, участковое лесничество Анапское, квартал 69, части выделов 16, 20, 22, 25 (л.д. 33-41);

- договор а-028, предметом которого является лесной участок площадью 3 га, имеющий местоположение: <адрес>, части выделов 20, 23, 25 (л.д. 49-57).

Указанные договоры были заключены с целью осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет, до 05.03.2059г.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010г. № 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», согласно которому проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации.

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ст. 52 ЛК РФ, охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (ч. 3 ст. 53.1 ЛК РФ).

Частью 1 ст. 54 ЛК РФ предусмотрено, что защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В силу ч. 2 ст. 55 ЛК РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Согласно представленного отзыва Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 15.03.2012г., по состоянию на 11.03.2012г. в Департаменте лесного хозяйства КК прошел государственную экспертизу проект освоения лесов по договору аренды лесного участка от 05.03.2010г.

В нарушение указанных выше норм действующего лесного законодательства РФ ответчиком до настоящего времени не проведена государственная экспертиза проекта освоения лесных участков, арендованных в соответствии с договорами аренды от 05.03.2010г.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ООО «Кубаньинвест-Проект» представить на государственную экспертизу проект освоения лесов относительно лесных участков, арендованных в соответствии с договорами аренды от 05.03.2010г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Кубаньинвест-Проект» о понуждении к соблюдению требований лесного законодательства удовлетворить.

Обязать ООО «Кубаньинвест-Проект» представить на государственную экспертизу проект освоения лесов относительно лесных участков, арендованных в соответствии с договорами аренды от 05.03.2010г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Ленинский районный суд г. Краснодара, ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Председательствующий: