Решение по иску Иноземцевой Ю.Ф.к ООО «Ространс» о защите прав потребителя



Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

«23» апреля 2012 года г.Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Капранова В.В.

при секретаре Петровской Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Иноземцевой Ю.Ф. к ООО «Ространс» о защите прав потребителя,

Установил:

Иноземцева Ю.Ф. обратилась в суд с иском к ООО «Ространс» о защите прав потребителя.

Требования иска мотивируются тем, что 09.02.2012г. Иноземцева Ю.Ф. на остановке ст.<адрес> села в рейсовый автобус <адрес>, следовавший в <адрес>, приобретя билет в салоне данного пассажирского автобуса. Однако пунктом назначения в этом билете значилась <адрес>. По прибытию на автостанцию в ст.<адрес> водитель отказался продавать Иноземцевой Ю.Ф. билет до <адрес>, пояснив, что ей необходимо приобрести его в кассе автостанции. И Иноземцева Ю.Ф. была вынуждена, оставив свои вещи в салоне автобуса без присмотра, по морозу и сильному ветру отправиться в кассу за билетом. Отстояв длинную очередь, она вернулась в автобус и обнаружила, что её вещи были переставлены на иное место, что было для Иноземцевой Ю.Ф. неприемлемым, так как её укачивает. В результате всех переживаний, пререканий с кассиром, переохлаждения, у истицы ухудшилось самочувствие и состояние здоровья. Впоследствии Иноземцевой Ю.Ф. стало известно, что ей было отказано в приобретении билета у водителя автобуса, так как такие правила установлены договором организации перевозки пассажиров и багажа, заключённого между перевозчиком ООО «Ространс» и АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО. Истица считает такой пункт данного договора незаконным и ущемляющим её права потребителя. За перенесённые ею физические и нравственные страдания истица просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В судебном заседании истица требования иска поддержала, настаивала на удовлетворении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал, просил снизить размер компенсации морального вреда. Пояснил, что ООО «Ространс» неоднократно обращалось к АФ «КПАС» ОАО с предложениями изменить условия договора оказания услуг на объектах транспортной инфраструктуры, касающиеся правил продажи билетов водителями автотранспорта. Оспариваемый пункт был исключён в новой редакции данного договора от 11.03.2012г.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что 09.02.2012г. Иноземцевой Ю.Ф. у водителя автобуса, следовавшего по маршруту <адрес>», на остановке ст.<адрес>а был приобретён билет до ст<адрес>. На автостанции ст<адрес> водитель отказался продавать ей билет и предложил отправиться в кассу станции. В результате похода в кассу за билетом и сопутствующих событий Иноземцева Ю.Ф. испытала стресс, получила переохлаждение, её состояние здоровья и самочувствие ухудшилось, она была вынуждена обратиться к неврологу.

Такой отказ водителя был мотивирован тем, что на основании п.5.16 договора организации перевозки пассажиров и багажа, заключённого 01.01.2007г. между АФ «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО («КПАС») и перевозчиком ООО «Ространс», перевозчик обязан взимать провозную плату с пассажиров, осуществляющих посадку на предусмотренных расписанием остановочных пунктах, вне линейных сооружений «КПАС», только до первого по маршруту линейного сооружения (автовокзала, автостанции, автокассы) в соответствии с тарифом, установленным РЭК Краснодарского края.

Данный пункт договора суд находит ущемляющим права потребителя по следующим основаним.

Согласно ч.1 ст.24 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров. На основании п.50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. №112, продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

В соответствии с ч.4 ст.4 ФЗ от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Согласно ч.1 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Однако в судебном заседании было установлено, что договор 01.01.2007г. уже не действует, взамен него между акционерной фирмой «Кубаньпассажиравтосервис» ОАО и перевозчиком ООО «Ространс» 11.03.2012г. был заключён договор оказания услуг на объектах транспортной инфраструктуры, в котором подобное условие отсутствует.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

На основании ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл.59 и ст.151 ГК РФ. В соответствии с ч.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Следуя данным положениям закона и учитывая требования разумности и справедливости, суд считает необходимым компенсировать истице моральный вред за счёт перевозчика.

Также с ответчика в доход государства следует взыскать государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Иноземцевой Ю.Ф. к ООО «Ространс» о защите прав потребителя удовлетворить.

Взыскать с ООО «Ространс» в пользу Иноземцевой Ю.Ф. компенсацию морального вреда в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.

Взыскать с ООО «Ространс» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 (четырёх тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Ленинский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий: (подпись)

Копия верна

Судья

Секретарь