Решение по иску Аллахвердиева Т. О. О. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» (далее - ФКУ «Главное бюро МСЭ по Краснодарскому краю») о компенсации морального вреда



Дело № 2- 3843/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2012г. г.Краснодар

Ленинский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего судьи Капранова В.В.

при секретаре Петровской Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аллахвердиева Т.О.О. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» (далее - ФКУ «Главное бюро МСЭ по Краснодарскому краю») о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Аллахвердиев Т.О. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» о компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей.

Исковые требования обоснованы тем, что по состоянию здоровья был признан негодным к военной службе и с 16.06.1997 года отправлен в отставку по состоянию здоровья, однако инвалидом 3 группы был признан только с 2009 года. При обращении в 2005 году в установлении группы инвалидности ему было отказано, что он считает незаконным, повлекшим моральные страдания и ухудшение состояния здоровья на восстановление которого требуется заявленная им сумма в качестве компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец Аллахвердиев Т.О. исковые требования уточнил, и в связи с незаконными действиями ответчика причинившими ему моральный вред просил взыскать компенсацию в его пользу в размере 1450000 рублей.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Захарченко А.А. исковые требования не признала. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Выслушав стороны, исследовав и огласив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 24.11. 1995г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» функции по установлению инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возложены на федеральные учреждения медико- социальной экспертизы. Иные учреждения и организации не вправе выносить экспертные решения по данным вопросам. В соответствии с названным Законом порядок и условия признания лица инвалидом определяются Правительством РФ.

В соответствии с п. 5 «Правила признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02. 2006г. № 95 ( далее - Правила), условиями признания лица инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности ( полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Данными Правилами определены порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, порядок проведения медико-социальной экспертизы, порядок переосвидетельствования инвалидов, порядок обжалования решений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, а также условия признания лица инвалидом.

Аллахвердиев Т.О. в исковом заявлении требует установить ему инвалидность с 14.06.2005г., т.е. с момента отказа клинико-экспертной комиссии лечебно - профилактического учреждения в направлении его на медико-социальную экспертизу (МСЭ).

Установление факта отказа в направлении гражданина на МСЭ в 2005 г. и обоснованности этого решения к компетенции ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» не относится.

Основным условием предоставления гражданам государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы является заявление гражданина, что нашло отражение в п.24 Правил и п. п. 24, 51 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико- социальной экспертизы, утвержденного Минздравсоцразвития России 11.04.2011 № 295н.

К заявлению прилагается направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь, органом социальной защиты населения или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение инвалида.

В случае отказа организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу, он может обратиться в учреждение МСЭ самостоятельно, представив заявление, справку об отказе и медицинские документы, характеризующие состояние его здоровья, что предусмотрено п. 19 Правил.

Однако, заявлений от истца с просьбой об освидетельствовании с целью установления инвалидности до 2009г. не поступало.

Более того, при первичном освидетельствовании гражданина в филиале - бюро №48 ФГУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» (бюро) 03.04. 2009г. - 28.08.2009г. оснований для признания его инвалидом не установлено.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона и п. п. 5, 6 Правил, условием признания гражданина инвалидом является сочетание 3-х взаимосвязанных последствий заболеваний травм или дефектов: стойкого нарушения функций организма, ограничения жизнедеятельности в основных категориях (способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением, обучению или трудовой деятельности) и нуждаемости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

По имеющимся в акте освидетельствования от 28.09.2009г № 1550 данным объективного обследования и приложенным медицинским документам у гражданина в этот период были установлены незначительные нарушения функции кровообращения, не приводящие к ограничению его жизнедеятельности в основных категориях.

В своём исковом заявлении Аллахвердиев Т.О. указывает на факты признания его негодным к военной службе и установление диагнозов заболеваний как безусловное основание для признания его инвалидом.

Однако, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, который предъявляет особые требования к здоровью военнослужащих. В связи с этим, принят Федеральный закон 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

Медицинское обследование при призыве, медицинское освидетельствование в период военной службы и при увольнении с целью определения годности к военной службе - задачи военно-врачебных комиссий (ВВК).

«Негодность к военной службе» и «инвалидность» - понятия не идентичные, относятся к разной сфере отношений между государством и гражданином.

В период увольнения указанные в свидетельстве о болезни Окружной военно-врачебной комиссии УВД Чукотского автономного округа заболевания Аллахвердиева Т.О. не сопровождались стойким нарушением функций организма.

Гипертоническая болезнь 2 стадии не приводила к недостаточности кровообращения, остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника в стадии ремиссии не сопровождался неврологическими проявлениями и не приводил к нарушениям статодинамических функций организма, хронический пиелонефрит не сопровождался хронической почечной недостаточностью (ХПН).

На период первичного освидетельствования гражданина в бюро в 2009г. заболевание сердечно сосудистой - системы сопровождалось хронической сердечной недостаточностью 1 степени, дисциркуляторная энцефалопатия 1 степени сопровождалась лишь рассеянной неврологической симптоматикой и приводила к умеренным нарушениям внимания и незначительным нарушениям памяти.

Нарушения функции кровообращения расценены как незначительные, не приводящие к ограничению жизнедеятельности в основных категориях. Все подтверждающие эти выводы медицинские документы имеются в акте освидетельствования.

Таким образом, в период с 1997 г. по 2009 г. оснований для установления инвалидности истца в установленном порядке не имелось.

22.12.2009г. в бюро поступило заявление Аллахвердиева Т.О. с просьбой о повторном освидетельствовании, с приложением новых медицинских документов, свидетельствующих о прогрессировании нарушения функции кровообращения.

На основании данных объективного обследования и анализа представленных новых медицинских документов у гражданина установлено стойкое умеренно выраженное нарушение функции кровообращения, приводящее к ограничению жизнедеятельности в категориях: способность к самообслуживанию 1 степени, к передвижению 1 степени, к трудовой деятельности 1 степени, и нуждаемость в мерах реабилитации.

Аллахвердиев Т.О. был признан инвалидом 3 группы по причине «заболевание получено в период военной службы» сроком на один год, с 22.12.2009г., т.е. со дня поступления его заявления в бюро, что предусмотрено п.9 и п. 11 Правил.

Одновременно была разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР) с рекомендациями медицинской и профессиональной реабилитации.

Аналогичные решения были приняты в бюро в 2010 г. и 2011 г.
Исходя из изложенного, условия для установления инвалидности у Ал-
лахвердиева Т.О. установлены с декабря 2009г., но не с 2005г.

Истец в своем заявлении ссылается на ст. 25 Закона РФ от 12.02. 1993г. № 4468-1 ( в ред. от 08. 11. 2011г.) « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как на основание для установления инвалидности пожизненно. Данный Закон регулирует вопросы назначения пенсии бывшим военнослужащим, но не критерии и условия установления сроков инвалидности.

Согласно названной статье, пенсия по инвалидности бывшим военнослужащим - инвалидам мужчинам старше 60 лет женщинам старше 55 лет назначается пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению. Функция назначения пенсии относится к компетенции органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан, но не к компетентности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Порядок проведения МСЭ и установления инвалидности определен Правилами.

В соответствии с Правилами, инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год (п.9).

Установление инвалидности без указания срока переосвидетельствования (т.е. бессрочно) регулируется п. 13 Правил: при наличии заболеваний, предусмотренных соответствующим Перечнем (утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 247), либо при выявлении неэффективности проведенных реабилитационных мероприятий при стойких необратимых нарушений функций организма, при сроках наблюдения не более 4-х лет.

Заболевания, вследствие которых Аллахвердиев Т.О. признан инвалидом к Перечню заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом, не относятся

Срок наблюдения истца в бюро не превысил 4-х лет.

Таким образом, нарушение порядка проведения МСЭ не допущено.

Установление истцу инвалидности бессрочно в 2012 г. Главным бюро МСЭ основано на результатах проведения повторной медико-социальной экспертизы в порядке контроля, обусловлено выводом экспертов о неблагоприятном реабилитационном прогнозе, что связано с длительностью течения хронических заболеваний у лица пожилого возраста, отсутствием положительного эффекта от проводимого в течение 2010-2011 годов лечения и обосновано п. 13 Правил.

Утверждение истца о том, что из - за допущенной волокиты вследствие отказов со стороны ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» причинены моральные и психологические страдания ничем не обосновано, причинно-следственной связи не установлено.Регламент оказания государственной
услуги по проведению медико-социальной экспертизы соблюден, решения принимались обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.

Изложенное является основанием для отказа в заявленных требованиях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Аллахвердиева Т.О.О. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» о компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение месяца.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:

Судья

Секретарь