Решение по заявлению Емцевой А.А.о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка



К Делу № 2-3926/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2012 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе председательствующего судьи ГорловаА.С., при секретаре Кузьменко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Емцевой А.А. о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Емцева А.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование своих требований заявитель указала, что она является членом садового некоммерческого партнерства КрУ МВД России, которому на основании постановлений Администрации МО г. Краснодар от 04.09.2009 г. , от 19.01.2012 г. , от 14.03.2012 г. , предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером (в настоящий момент кадастровый номер ). Согласно кадастровой выписке от 26.01.2012 г. спорного земельного участка его кадастровая стоимость составила 71 552 869 рублей 08 копеек. Однако, согласно отчету независимого оценщика от рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка определена в размере 2 346 749 рублей. Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости она обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с к/н однако, поданное заявление не принято к рассмотрению комиссией в связи с тем, что стоимость земельного участка с кадастровым номером определена с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости садоводческих объединений в составе земель сельскохозяйственных назначения по г. Краснодару, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.04.2009 г. № 335 «Об утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих и дачных объединений на территории Краснодарского края», и пересмотру в комиссии не подлежат. Считает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем, просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 38346 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, почтовое отделение , в размере 2 346 749 рублей. Обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 2 346 749 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности, Воропай Е.С., требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующий на основании доверенности, Сергеев Р.М. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что управление не обладает полномочиями по ведению кадастрового учета земельных участков.

Представитель заинтересованного лица – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, действующий на основании доверенности, Ржевская Е.М. возражала против заявления, просила в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования г. Краснодар, действующий на основании доверенности, Склярова Я.В. возражала против удовлетворения заявления.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, садовому некоммерческому партнерству КрУ МВД России, членом которого является Емцева А.А., на основании постановлений Администрации МО г.Краснодар от 04.09.2009 г. , от 19.01.2012 г. , от 14.03.2012 г. , предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером

Согласно Постановлению Администрации МО г. Краснодар от 14.03.2012 г. , кадастровый номер земельного участка изменен на кадастровый номер

Письмом от 08.02.2012 г. филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» сообщил, что земельный участок с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером является одним и тем же объектом недвижимости.

Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр объектов недвижимости 19.11.2009г.

Пунктами «в» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заказчиком работ по определению кадастровой стоимости является орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки. При этом государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.

Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 3 ст. 5 ранее действующей редакции Федерального закона № 167-ФЗ, согласно которым до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Таким образом, заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в период до 1 января 2013 года может выступать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, - орган местного самоуправления, а также орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр).

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами; государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а приказом от 28.06.2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно п. 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте РФ; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 19.11.2009г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (в настоящий момент кадастровый номер ), расположенного по адресу: <адрес> составляет 71552 869 рублей 08 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 1865,98 рублей за кв.м.

Между тем, заключением оценщика ООО «Факт» от 26.11.2010г. установлено, что рыночная стоимость спорного участка составляет 2 346 749 рублей.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу заявителя, по делу назначена и проведена судебная экспертиза.

Согласно выводам эксперта Межрегионального центра независимой экспертизы, заключение от 11.07.2012г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> составляет 2953 000 рублей.

С учетом положений ст. 67 ГПК РФ, исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра не представило доказательств того, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.

Исходя из установленных обстоятельств дела, норм действующего законодательства, в том числе п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, п.п. 4 и 8 Административного регламента, суд приходит к выводу о том, что заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Емцевой А.А. о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 38346 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 2953 000 рублей.

Данное решение является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий –