Решение по иску Жилинской И.Д., Жилинской В.В., Рогоза И.А.к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара о признании права



К делу 2-3324/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28.06.2012г.

Ленинский районный суд г.Краснодара в составе:

Председательствующего судьи: Шипуновой М.Н.

при секретаре Дорошенко К.Н.,

с участием представителя истцов Жилинской И.Д., Жилинской В.В., Рогоза И.А. - Ткаченко Т.А., представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Борисенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жилинской И.Д., Жилинской В.В., Рогоза И.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара о признании права на ежемесячную денежную выплату и перерасчете выплат,

УСТАНОВИЛ:

Жилинская И.Д., Жилинская В.В., Рогоза И.А. обратились в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара о признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и перерасчете указанных выплат с 01.01. 2005г.

В обоснование требований указали, что Жилинская И.Д. является вдовой, а Жилинская В.В. – дочерью В.В., погибшего 28.04. 1995г., при исполнении служебных обязанностей в ходе операции по задержанию вооруженного преступника, Рогоза И.А. является сыном А.Б., погибшего 07.10. 1996г., в служебное время при исполнении служебных обязанностей.

В связи с гибелью супруга и отца им были выданы удостоверения о праве на льготы, и до 01.01. 2005г. они пользовались льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны. Руководствуясь Определением Конституционного Суда РФ от 04.04. 2007г. № 331- О - П, положениями ст. 23. 1, п. 19 ст. 44 Федерального закона от 12.01. 1995г., они обратились в Управление Пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г. Краснодара с заявлением об увеличении ежемесячных денежных выплат, в чем им было отказано. Отказ считают незаконным, нарушающим их права.

В судебном заседании доверенное лицо истцов Ткаченко Т.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Борисенко Е.В. с иском не согласилась. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Выслушав стороны, исследовав и огласив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела Жилинская И.Д. является вдовой, а Жилинская В.В. – дочерью В.В., погибшего 28.04. 1995г., при исполнении служебных обязанностей в ходе операции по задержанию вооруженного преступника.

Рогоза И.А. является сыном А.Б., погибшего 07.10. 1996г., в служебное время при исполнении служебных обязанностей.

Статьей 7 Закона СССР от 1.08.1989г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Тем самым Закон СССР от 1.08. 1989г. №313-1 признал особый правовой статус родителей и жен погибших военнослужащих и соответствующие этому статусу меры социальной защиты, которые с принятием Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон от 12.01.1995г.), не пересматривались и не подвергались сомнению.

Это основывалось, в частности, на предписаниях п. 3 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1995г. (утратившего силу 1.01.2005 г.), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.

Принятый 12.01.1995г. Федеральный закон №5-ФЗ «О ветеранах» определил круг лиц, имеющих право на меры социальной защиты, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны (ст. 15), члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий и приравненные к ним члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (ст.21), а также установил объем мер социальной защиты, предоставляемых каждой категории граждан с учетом их особого юридического статуса.

С 1.01.2005г. согласно Федеральному закону от 22.08. 2004г. №122-ФЗ (далее - Закон от 22.08.2004г.) «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» система мер социальной защиты ветеранов, включая участников ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий и приравненных к ним членов семей военнослужащих, была преобразована в систему мер социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.

Как отмечено Конституционным Судом РФ в определении от 4.04.2007г. №331-О-П, по смыслу статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Предусмотренный Федеральным законом от 22.08.2004г. компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) призван обеспечить лицам - обладателям особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной помощи в натуральной форме.

В этой связи Конституционным Судом РФ был сделан вывод о том, что положения ст. 23. 1 Закона от 12.01. 1995г. ( в ред. Федерального закона от 22.08. 2004г. № 122-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 Федерального закона от 22.08. 2004г. взаимосвязаны и не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам и детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01. 2005 г., т. е. ежемесячная денежная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Таким образом, Конституционный Суд РФ определил круг лиц, для которых ежемесячная денежная выплата назначается в размере, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5 –ФЗ для участников Великой Отечественной войны.

К числу этих лиц относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо умершие вследствие заболевания, связанного с пребыванием фронте, гибель (смерть) которых наступила до вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ (16.01. 1995 г.).

Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. №331 - О- П родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте у которых до 1.01. 2005г. возникло и было реализовано право пользования льготами для участников Великой Отечественной войны установлено право на ежемесячную денежную выплату в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время участникам Великой Отечественной войны.

Что касается родителей и жен военнослужащих, которые приобрели свой особый правовой статус на основании Федерального закона от 12.01.1995г. № 5 - ФЗ, то объем льгот им установлен статьей 21 указанного Федерального закона.

С принятием Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» и Федерального закона от 22.08. 2004 г. №122-ФЗ Закон СССР « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» утратил актуальность и фактически не применяется.

Таким образом, юридически значимым фактом для приобретения права на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08. 1989г. №313-1 является факт гибели (смерти) военнослужащего, наступивший до 16.01. 1995 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 12.01. 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Из вышеизложенного следует, что правовых оснований для установления ежемесячной денежной выплаты истцам с учетом положений определения Конституционного Суда РФ от 4.04. 2007г. №331-О- П, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Жилинской И.Д., Жилинской В.В., Рогоза И.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара о признании права на ежемесячную денежную выплату и перерасчете выплат - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара в течение месяца.

Председательствующий: