К делу № 2-5920/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 2012 года г. Краснодар Ленинский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего судьи Залесного С.А. при секретаре Баранцевой М.А. УСТАНОВИЛ: Соколова Л.Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия государственного регистратора Н.В., выраженного в уклонении от государственной регистрации права собственности на принадлежащий ей земельный участок, площадью 18 кв.м., расположенный в районе тупика автодороги по <адрес>, на расстоянии примерно 60 метров северо-восточнее дома № по ул. <адрес> и приостановки государственной регистрации права собственности на не него, об обязании провести государственную регистрацию права и взыскании судебных расходов в размере 11000 руб. В обоснование заявления указывая, что ей не было вручено (направлено) уведомление о приостановлении государственной регистрации права. Считает, что требование государственного регистратора о предоставлении акта о выделе (передаче) ей земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления, является неправомерным и необоснованным, так как представленными: приказом бывшего собственника земельного участка НПО «Табак» от 30.12.1993г. № и актом приема-передачи земельного участка от 30.12.1993г. подтверждается ее право собственности на данный земельный участок. Кроме того, полагает, что требование государственного регистратора о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка с указанием его границ и об уточнении вида разрешенного использования земельного участка, является также незаконным и необоснованным. В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал и просил их удовлетворить. Государственный регистратор и представитель заинтересованного лица управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в удовлетворении заявления просили отказать, поскольку государственным регистратором Н.В. при принятии решения о приостановлении государственной регистрации права собственности Соколовой Л.Л. на земельный участок, нормы действующего законодательства нарушены не были. Выслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо государственного регистратора Н.В., представителя заинтересованного лица управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, исследовав материалы дела, суд находит заявление Соколовой Л.Л. необоснованным и неподлежащим удовлетворению последующим основаниям. Из материалов дела усматривается, что 18.08.2012 Соколова Л.А. обратилась в Управление с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 18 кв.м., расположенный в районе тупика автодороги по <адрес> в г. Краснодаре, на расстоянии примерно 64 метра северо-восточнее дома № по ул. <адрес>. На государственную регистрацию, согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 18.08.2012, были предоставлены следующие документы: заявление; квитанция об уплате государственной пошлины; доверенность; кадастровый паспорт; акт приема-передачи земельного участка от 30.12.1993; приказ № научно-производственного объединения по табаку, махорке и табачным изделиям НПО «Табак» от 30.12.1993 г. № «О приватизации земельного участка в районе тупика автодороги по <адрес>». При проведении правовой экспертизы в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации, в связи с чем, им было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности за Соколовой Л.Л. на земельный участок. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав предусмотрены статьей 18 Закона о регистрации, а именно: документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально „удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации одними из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Согласно пункту 1 статьи 25.2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого, права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Судом установлено, что документы, указанные в статье 17, статье 25.2 Закона о регистрации заявителем не были представлены. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно пункту 2 указанной статьи предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно статьи 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Заявителем на государственную регистрацию была представлена копия Приказа научно-производственного объединения по табаку, махорке и табачным изделиям НПО «Табак» от 30.12.1993 г. № «О приватизации земельного участка в районе тупика автодороги по <адрес>», а так же кадастровый паспорт земельного участка с указанием вида разрешенного использования «ГСК», а также в разделе 15 кадастрового паспорта указан правообладатель - Администрация муниципального образования, вид права - государственная собственность. Соколова Л.А. обратилась за государственной регистрацией права в порядке ст. 25.2 Закона о государственной регистрации. Согласно пункту 1 указанной статьи, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 25.2. Данная норма содержит исчерпывающий перечень разрешенного использования, которые подпадают под регистрацию в порядке ст. 25.2, однако разрешенное использование для данного земельного участка «ГСК», следовательно, применить норму статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не представляется возможным. Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, государственным регистратором Соколовой Л.Л. было предложено: представить документ, подтверждающий возникновение права собственности на земельный участок; представить кадастровый паспорт земельного участка с указанием границ; уточнить разрешенное использование земельного участка. Доводы заявителя, о невручении (направлении) ей уведомления о приостановлении государственной регистрации права, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона о регистрации уведомление о приостановлении государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя направлено посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя почтовому адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок было направлено Соколовой Л.Л. в адрес: <адрес> посредством почтового отправления 07.09.2012 исх. № (о чем свидетельствует регистрационный штамп отдела общего обеспечения Управления), поскольку в заявлении Соколовой Л.Л. о государственной регистрации права не было указания о выдаче уведомления лично. При таких обстоятельствах, суд считает, что государственным регистратором Н.В. при принятии решения о приостановлении государственной регистрации права собственности Соколовой Л.Л. на земельный участок, нормы действующего законодательства нарушены не были. Поскольку Соколовой Л.Л. в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия государственного регистратора управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и приостановки государственной регистрации права собственности на земельный участок – отказано, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов Соколовой Л.Л. также следует отказать. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Соколовой Л.Л. о признании незаконным бездействия государственного регистратора управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и приостановки государственной регистрации права собственности на земельный участок – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца. Председательствующий: